Система оздоровления детей в ДОУ
консультация

Хлыстова Ольга Ивановна

Модель сохранения здоровья дошкольника и пути её реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оздоровления детей в ДОУ.

Модель сохранения здоровья дошкольника и пути её реализации.

C:\Users\HP\Desktop\Для родит. для сайта\КАРТИНКИ\17bbf138aa3cf86a3dcc93d0b975cbfc.gif

Материал подготовила инструктор по физической культуре

 МБДОУ №30 «Берёзка» Хлыстова О.И.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим, и наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Модель сохранения здоровья детей,  содержит пять блоков.

  1. Здравотворчество.
  2. Сотрудничество.
  3. Педагогическая поддержка.
  4. Взаимодействие.
  5. Преемственность.

           Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

  • Направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое   развитие  дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе детского сада);
  • комплексом  оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
  • созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в МДОУ;
  • формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
           

Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

Данный подход предусматривает мониторинг динамики соматического здоровья и его коррекцию, которая ориентируется на зону ближайшего развития ребенка инаправлена на повышение адаптивного потенциала ребенка с помощью немедикаментозных средств и изменений условий среды.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.

  Коллектив  нашего детского сада уже несколько лет занимается поиском эффективных методов оздоровления детей. Оздоровительная работа в детском саду базируется на тех же  принципах и  методах, что и в других детских садах.

Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего МДОУ осуществляется по нескольким направлениям:

Первым направлением работы является - комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами (медико-педагогический контроль):

  • Осмотр детей специалистами детской поликлиники;
  • Регулярный осмотр детей медицинской сестрой ДОУ;
  • Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
  • Выявление нарушений двигательной активности, координации  движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях  в детском саду;
  • Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце года.
  • Комплексная диагностика позволяет спроектировать индивидуальный маршрут развития ребёнка, содействующий сохранению и формированию здоровья.

Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей. 

К организационным условиям  относятся:

  • Преобладание циклических упражнений;
  • Ежедневные циклы физкультурных занятий:
  • традиционные;
  • тренировочные;
  • занятия-соревнования;
  • самостоятельные;
  • интегрированные с другими видами деятельности;
  • праздники и развлечения;
  • Занятия с использованием мини-тренажеров;
  • Ритмическая гимнастика;
  • Гимнастика после сна;
  • Ежедневный режим прогулок - 3—4 часа;
  • Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;
  • Создание необходимой развивающей среды;
  • Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня.
  • Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с  движениями в свободной деятельности;
  • Музыкальные занятия;
  • Занятия по формированию здорового образа жизни.  

Все виды двигательной деятельности проводятся ежедневно воспитателями и специалистами ДОУ  с учётом индивидуальных и возрастных способностей детей.

Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий  с учетом индивидуальных особенное и при этом используется комплекс процедур:

  • Босохождение;
  • Душ;
  • Полоскание горла и  рта водой комнатной температуры;
  • Максимальное пребывание детей на воздухе;
  • Воздушные ванны в облегченной одежде;
  • Хождение по «дорожкам здоровья»
  • Гимнастика и физкультурные занятия  на свежем воздухе в теплый период года.

Все мероприятия по закаливанию проводятся под контролем старшей медицинской сестры  ДОУ. Она же проводит предварительный инструктаж          для воспитателей и обслуживающего персонала, объясняет, как  проводить ту или иную процедуру.

Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:

  • Постоянный контроль осанки;
  • Контроль дыхания на занятиях но физическому воспитанию;
  • Занятия и физические упражнения по профилактике плоскостопия и дефектов осанки.
  • Контроль за нагрузками для переболевших  детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний.
  • Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • Сбалансированное питание;
  • Вакцинация против гриппа;
  • Потребление фитонцидов (чеснока и лука);
  • Употребление соков и фруктов (второй завтрак)
  • Физиотерапия (кварц)
  • Кварцевание групп;
  • Прием поливитаминов;
  • Массаж.
  • Профилактический   прием  иммуномодуляторов: дибазола,
    оксолиновой мази для носа;

Осуществление данных мероприятий в системе привело к тому, что в ДОУ в последние три года стабильная, достаточно высокая посещаемость и низкая по - сравнению с городской в целом заболеваемость.

Пятым направлением является   использование практически апробированных и разрешенных методик  нетрадиционного  оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье (внедрение новых технологий)

  • Элементы точечного массажа (Ци-гун);
  • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для
  • использования в ДОУ;
  • Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
  • Психогимнастика по методике М. Чистяковой;
  • Хождение по «дорожкам здоровья»;
  • Использование различных  массажеров;
  • Звуковая гимнастика Лобанова;
  • Элементы упражнения хатха-йога;
  • Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;
  • Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова;
  • Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;

Внедрение новых технологий  повышает интерес воспитанников и их отдачу.

 Шестым    направлением   считается  комплекс  психогигиенических мероприятий (психоэмоциональный комфорт):

  • Психодиагностика;
  • Психологически комфортная организация режимных моментов, доброжелательный стиль общения взрослых с детьми;
  • Элементы аутотренинга и релаксации;
  • Психогимнастика;
  • Элементы музыкотерапии  
  • Индивидуальные и подгрупповые занятия с психологом ДОУ, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;

Вследствие чего создан благоприятный, здоровый психологический микроклимат детей и сотрудников ДОУ.

 Седьмым  направлением - воспитательно-образовательная работа:

1.Формирование валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания:

  • формирование осознанного отношения к здоровью и жизни;
  • знание о здоровье;
  • умение сберегать, поддерживать и сохранять его;

2. Формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения:

  • По профилактике травматизма среди воспитанников;
  • Противопожарной безопасности;
  • Безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций
  • Действиям для заблудившихся в лесу, парке, на окраине города и т.д.

Таким образом воспитательно-образовательная работа в ДОУ способствует формированию базисной характеристики личности, которая включает в себя компетентность, инициативность, самостоятельность, ответственность, свобода поведения и безопасность.

Восьмым направлением является консультативно-информационная работа с родителями:

  • Оказание консультативной помощи родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
  • Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
  • Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;
  • Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов для родителей.

Девятым направлением работы по сохранению и развитию здоровья является создание здоровье-сберегающей среды:

  • Ведётся работа по совершенствованию здоровье-сберегающей предметно-развивающей среды в ДОУ.
  • Проведение здоровьесбережения через все виды деятельности детей-дошкольников (психологический фон всех занятий, длительность занятий, методы и формы, санитарно-гигиенические условия).
  • Улучшение микроклимата в групповых помещениях ДОУ  (с помощью выращивания растений-фильтров) и др.

В нашем ДОУ созданы условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на физкультурных занятиях. Специально оборудованный зал, в котором расположены спортивный комплекс, гимнастическая стенка, мини-тренажёры (эспандеры, гантели, гимнастические ролики), батут, фитболы, гимнастические скамейки и другой крупный и мелкий спортивный инвентарь. Имеется спортивная площадка на улице. В каждой группе имеются спортивные уголки, укомплектованные всем необходимым  инвентарём для данной возрастной группы.

Десятым направлением является создание условий в режиме дня.

Согласно СанПиН, ведётся учёт гигиенических требований к максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.

Коллектив ДОУ работает над созданием условий для оздоровительных режимов; валеологизацией образовательного пространства для детей, над бережным отношением к нервной системе ребёнка, учитывая его индивидуальные способности и интересы, предоставляя свободу выбора, волеизъявления и самореализации.

Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструкторами по физ. воспитанию.

Научно-методическое обеспечение - обязанность методического кабинета и заведующей ДОУ. Контроль за выполнением программы, обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями здравоохранения, социального развития, физической культуры, представителями общественности по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников проводит руководитель в порядке, установленном Уставом учреждения.

\

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация комплексной системы оздоровления детей с учетом индивидуальных способностей здоровья каждого ребенка

Реализация комплексной системы оздоровления детей с учетом индивидуальных способностей здоровья каждого ребенка...

Система оздоровления детей

Используемая система оздоровления детей...

Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления детей

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимна...

Сообщение на тему: «Система оздоровления детей в летний период в ДОУ»

Сообщение на тему:«Система оздоровления детей в летний период в ДОУ»...

«Практическое применение лэпбуков в системе оздоровления детей старшего дошкольного возраста»

Презентация по теме «Практическое применение лэпбуков в системе оздоровления детей старшего дошкольного возраста» воспитателей подготовительной группы ГБДОУ №10 Василеостровского района1. ...