Консультация для родителей «Дети и гаджеты — вред или польза?»
консультация (подготовительная группа)

Никульченко Людмила Анатольевна
Консультация для родителей «Дети и гаджеты — вред или польза?» Дети и гаджеты – вред или польза? Гаджет — особое техническое приспособление, наделённое повышенной функциональностью и портативностью. Как правило, наиболее распространёнными видами гаджетов принято считать карманный компьютер и сотовый телефон с добавочными функциями. Актуальность темы. Технологии не стоят на месте. Детей XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и интернета. Смартфон, планшет, ноутбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства наших родителей. Публикация «Консультация для родителей „Дети и гаджеты — вред или польза?“» размещена в разделах Гаджеты. Вред и польза Консультации для родителей Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023 Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте. Очень важно понять, что гаджеты несут и позитивную, и негативную окраску. Сегодня трудно представить ребенка без каких-то телефонных и компьютерных аппаратов. Однако, важно дозировать контакт детей с данными устройствами. Последствия раннего и неконтролируемого приобщения детей к гаджетам В дошкольном возрасте (0–7 лет). Большее влияние оказывается на физическое и физиологическое состояние ребенка: 1. Отсутствие подражания движению живого человека, что задерживает формирование простых бытовых навыков (гигиены, питания, одевания). 2. Задерживается формирование речи в целом, распознавание обращённой речи и формирование полноценной речи с правильной артикуляцией, основанной на физиологическом подражании движениям гортани говорящего человека. 3. Избыточное время нахождения ребенка за гаджетом (более 1 часа в день) создаёт антагонизм к естественному развитию физиологических функций организма: уменьшение общей двигательной активности, снижение жизненной емкости лёгких и снижение сердечного выброса из-за регулярной обездвиженности, уменьшение вариабельности становления ритмов сердца и дыхания. 4. Уменьшение функционального восстановления сердечного ритма после нагрузок. 5. Отсутствует формирование правильной осанки. 6. Избыточный выброс стрессовых гормонов, приводящий к неадекватному поведению после отрыва от гаджета и часто не находящий выплеск в виде двигательного акта. Истощение гормональной (адренал-кортизоловой) системы за счёт нереализованности эмоционального выплеска в свободном движении. 7. Отсутствие формирования ловкости (физиологического акта синергического чередования мышечных сокращений сгибателей и разгибателей, формирование пружинящей функции суставов и укрепления мышц голеностопного сустава с формированием правильного свода стопы). 8. Отсутствие ощущения потребностей собственного тела и неумение их удовлетворять самостоятельно (дети терпят, не идут в туалет или не контролируют и ходят в памперс, часто хронический запор, не могут оторваться от захватившего их действия при ощущении голода или жажды, часто не осознают вкус и количество съеденной пищи). 9. Частое нарушение сна (плохое засыпание, частое пробуждение ночью). Смещение циркадных ритмов. 10. Ухудшение связи с родителями, нарушение формирования привязанности, что уменьшает возможности подражания, снижает способность к обучению, формированию эмпатии и возможности коммуникации. Обедняются навыки социального взаимодействия. 11. Отсутствует способность играть, создавать образы и реализовывать идеи, как предформа навыка креативности и возможности создания и реализации идей. «Влияние ТВ и электронных игр на детей: Снижение социальных навыков Чем больше малыш смотрит тв, тем сложнее ему развить в себе речевые и коммуникативные навыки. Использование мобильных медиа также вытесняет собой всё то время, которое дети могут посвятить живому общению. В последние годы и родители и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Дело в том, что современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают программы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение. Усталых и молчаливых родителей заменяет громкий и постоянно говорящий экран. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать либо изъясняются криками или жестами. Многие педагоги отмечают резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Те задания, которые 30–40 лет назад были обычны (сочинить сказку, дорисовать рисунок, построить что-то из палочек) - сейчас вызывают серьезные трудности. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Снижение социальных навыков у детей, активно пользующихся гаджетами, происходит не только из-за того, что они не учатся распознавать эмоции в живом общении. Такие дети также не испытывают и самих этих живых эмоций. Исследование, проведенное американскими учеными доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки. В исследовании Патриции принял участие 51 ребенок. Всех детей отвезли в лагерь на природу и разделили на две группы: одной запретили пользоваться любыми гаджетами, другой же все было разрешено. Через пару дней ученые провели тест, в котором просили угадать детей эмоции на фотографиях и видеороликах. Группа, которая не пользовалась гаджетами, справилась лучше. А вот у второй группы возникли сложности с восприятием чужих эмоций. Данное исследование доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки. Родителям удобно дать ребенку планшет, он сразу не плачет, не капризничает. Но правда в том, что родитель за это время не расскажет ребенку о том, что такое терпение, родитель не потратит сил на успокоение ребенка, а потому и не научит ребенка успокаиваться самому. Ребенок не получит этого опыта. Эмоциональный тренинг дети получают из двух важнейших источников. Первый – это чтение хорошей литературы. Именно оттуда дети черпают сложные модели поведения, узнают тонкие мотивы поступков. Проживая вместе с героями их радости и беды, дети усложняют свой эмоциональный арсенал, делают его богаче и разнообразнее. Но много ли детей сейчас читает книги? Дети, привыкшие или уже находящиеся в зависимости от гаджетов, часто говорят о том, что им неудобно читать. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц. Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд. Больше тех, кто ограничивает свое общение виртуальными игрушечными персонажами, ходячими картинками. В этом виртуальном красочном мире не нужно вообще работать воображению – все придумано за тебя. Персонажи просты, понятны и обездушены. Чем для ребенка обернется недостаточное развитие социальных навыков? Неумением взаимодействовать с социумом, неспособностью понять других и сделать так, чтобы тебя поняли. Такие дети вырастают с низкой толерантностью к манипуляциям – ведь они импульсивны и обладают достаточно бедным спектром эмоциональных реакций. Ребенок становится все более аутичным. Такому ребенку сложно в реальности дружить и общаться с другими мальчиками и девочками. Дети эмоционально тупеют, общение с живыми сверстниками, с живым реальным миром становится ненужным. Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Второй. В наше время обязательно нужно учить ребенка играть. В современном обществе нет детской субкультуры, нет ничего, что было бы связано с традиционной игрой, когда собиралось много детей, они делились считалками, идеями. Традиция ушла, а новая реальность деструктивна. Вы в садике понаблюдайте, как играют дети и во что. В лучшем случае носятся как угорелые. Очень важно, чтобы была совместная игра родителей с детьми, а также игра между двумя детьми. В совместной игре развивается и взрослый человек, и ребенок, который незаметно усваивает что-то очень важное. Этот опыт несравним ни с какими дорогими игрушками» . Что ощущает ребенок в момент, когда увлечен гаджетом? Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой? Изабель Филльоза — клинический психолог, автор множества книг о воспитании детей и авторитетное имя в теме бережного родительства во франкоговорящих странах. Ее крайне простой метод помог многим покончить со скандалами и истериками детей в моменты, когда установленное время пользования гаджетами истекает. Бывало ли у вас когда-нибудь, что электричество отключалось в разгар интереснейшего футбольного матча? Или ваш трехлетка нажал кнопку «выкл» ровно в тот момент, когда главные герои романтической комедии вот-вот должны наконец поцеловаться? Или в компьютерной игре у вашего персонажа кончился запас энергии именно тогда, когда он собрался убить пришельца и пройти на следующий уровень? Очень трудно выйти из состояния, в котором ты получаешь удовольствие, а именно такое состояние возникает у нас, когда мы проводим время у экранов. Это трудно даже для взрослых. Для детей это может быть невыносимо. В буквальном смысле. И вот почему, объясняет Изабель Филльоза. Когда человек (не только ребенок, но и взрослый) увлечен просмотром фильма или играет в компьютерную игру, он мысленно находится в другом мире. Свет, звуки, смена картинок — все это погружает нас в состояние потока. Мы чувствуем себя хорошо и не хотим делать ничего другого. И, конечно, мы не хотим, чтобы ситуация менялась. В этот момент наш мозг вырабатывает дофамин — нейромедиатор, предназначение которого — снимать стресс и боль. Все в порядке — но до тех пор, пока включен экран. Когда мы выключаем гаджет ребенка быстро и без предупреждения, уровень дофамина резко падает, что может без преувеличения вызвать ощущение боли в теле. Этот гормональный спад и связанный с ним физиологический дискомфорт — тот самый момент, когда у ребенка начинается истерика. Не имеет значения то, что мы, родители, четко обозначаем время, когда пора выключить гаджет. Мы думаем: «Ну, мы же договорились, что не больше 20 минут в день», или «Я же предупредила — еще пять минут, и все». Для нас это ясно, но для ребенка — нет. Сидя перед экраном, он не в состоянии мыслить, как мы, и правильно воспринять эту информацию. Мозг ребенка «купается» в дофамине, помните? Его ощущения в момент выключения телевизора или планшета напоминают физическую боль. Вы, конечно, и не думали его бить, но так это может переживаться, говоря языком нейропсихологии. Другими словами, силой оторвать ребенка от гаджета — болезненно для него. Поэтому вместо того чтобы просто нажимать кнопку «выкл» на устройстве, попробуйте маленькую хитрость — сначала войдите в пространство ребенка, в его мир, побудьте рядом. Посмотрите с ним телевизор или посидите на соседнем стуле, пока он играет в компьютерную игру. Нет нужды делать это долго, достаточно и полминуты. Просто разделите с ним то, что он делает. А потом задайте ребенку вопрос. Некоторых детей можно спросить: «Что ты смотришь?». Другим требуются более конкретные вопросы: «На каком ты сейчас уровне в игре?», или «Какой забавный персонаж на заднем плане. Кто это такой?». Обычно детям нравится, когда родители интересуются их миром. Но если ребенок по-прежнему поглощен происходящим на экране и не откликается, не сдавайтесь. Посидите с ним чуть подольше, а потом задайте еще один вопрос. Как только ребенок начинает отвечать на ваши вопросы или рассказывать о том, что он смотрит или во что играет, это означает, что он постепенно возвращается из виртуального мира в реальный. Он выходит из состояния потока и возвращается в пространство, где снова начинает замечать ваше присутствие — однако происходит это медленно. Дофамин в этом случае не падает резко, так как вы построили мост между виртуальным и реальным миром. Вы можете начать общаться, и тут и происходит волшебство. В этот момент вы можете сказать ребенку, что настало время ужинать, или идти в душ, или просто напомнить, что время пользования гаджетом закончилось. Благодаря тому, что вы вернули ребенка в реальность достаточно мягко, он будет в состоянии вас слушать и реагировать на ваши просьбы. Он даже может так искренне обрадоваться родительскому вниманию, что сам захочет выключить телевизор (планшет, компьютер). Я пробовала, мои дети иногда так делают, честное слово. Польза гаджетов Пользу гаджетов нельзя недооценивать. Сенсорные экраны, кнопочки и джойстики развивают мелкую моторику и логическое мышление. Пользуясь устройством, малыш учится анализировать и сосредотачивать внимание, тренирует зрительное и слуховое восприятие. Для того чтобы предотвратить зависимость от «техники», нужно изменить ее роль в жизни ребенка. Пусть телефон, телевизор, игровая приставка и компьютер решают конкретные задачи! Развлечение с обучением. Полезных игр множество. Игры в стиле «Помоги ежику собрать яблоки» тренируют внимание. Простейшие графические редакторы помогут научиться различать оттенки цветов. Одевалки помогут сформировать представление о форме и размере – это поможет запоминанию цифр и букв. Управление мышкой поможет сделать пальчики ловкими. Овладение новыми навыками. Придавайте смысл манипуляциям с гаджетами. Если ребенок заинтересовался принтером, предложите ему вместе распечатать раскраску. Научите ребенка фотографировать, снимать видео, тут же собирать их в ролик, дополняя титрами, заставками, музыкой. Общение. Объясните, что телефон – это не игрушка, а средство связи и научите его звонить бабушке или друзьям. Поиск информации. Пусть ребенок видит, что вы не блуждаете по сайтам, а решаете конкретную задачу. Если он хочет присоединиться к вам, найдите цель и для него: например, вместе найти интересный мультик. Борьба со скукой. Не нужно приучать ребенка, что планшет или мобильник можно использовать, чтобы убить свободное время. Иначе он с изворотливостью киллера будет искать время для игр. Современные гаджеты в помощь школьнику Не обходится без гаджетов и школа, новой тенденцией стала замена обычных книг на электронные. Последние модели позволяют не только читать, а еще и слушать аудио и смотреть видео. Нетбуки и планшеты также облегчили обучение. С их помощью можно выйти в интернет и просмотреть интересующую ученика информацию. Создавайте ребенку возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_dokument.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Дети и гаджеты — вред или польза?»

Дети и гаджеты – вред или польза?

Гаджет — особое техническое приспособление, наделённое повышенной функциональностью и портативностью. Как правило, наиболее распространёнными видами гаджетов принято считать карманный компьютер и сотовый телефон с добавочными функциями.

Актуальность темы. Технологии не стоят на месте. Детей XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и интернета.

Смартфон, планшет, ноутбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства наших родителей.

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

Очень важно понять, что гаджеты несут и позитивную, и негативную окраску. Сегодня трудно представить ребенка без каких-то телефонных и компьютерных аппаратов. Однако, важно дозировать контакт детей с данными устройствами.

Последствия раннего и неконтролируемого приобщения детей к гаджетам

В дошкольном возрасте (0–7 лет). Большее влияние оказывается на физическое и физиологическое состояние ребенка:

1. Отсутствие подражания движению живого человека, что

задерживает формирование простых бытовых навыков (гигиены, питания, одевания).

2. Задерживается формирование речи в целом, распознавание

обращённой речи и формирование полноценной речи с правильной артикуляцией, основанной на физиологическом подражании движениям гортани говорящего человека.

3. Избыточное время нахождения ребенка за гаджетом (более 1 часа в день) создаёт антагонизм к естественному развитию

физиологических функций организма: уменьшение общей

двигательной активности, снижение жизненной емкости лёгких и

снижение сердечного выброса из-за регулярной обездвиженности, уменьшение вариабельности становления ритмов сердца и дыхания.

4. Уменьшение функционального восстановления сердечного ритма после нагрузок.

5. Отсутствует формирование правильной осанки.

6. Избыточный выброс стрессовых гормонов, приводящий к

неадекватному поведению после отрыва от гаджета и часто не

находящий выплеск в виде двигательного акта. Истощение

гормональной (адренал-кортизоловой) системы за счёт

нереализованности эмоционального выплеска в свободном движении.

7. Отсутствие формирования ловкости (физиологического акта

синергического чередования мышечных сокращений сгибателей и

разгибателей, формирование пружинящей функции суставов и укрепления мышц голеностопного сустава с формированием

правильного свода стопы).

8. Отсутствие ощущения потребностей собственного тела и

неумение их удовлетворять самостоятельно (дети терпят, не идут в туалет или не контролируют и ходят в памперс, часто хронический запор, не могут оторваться от захватившего их действия при ощущении голода или жажды, часто не осознают вкус и количество съеденной пищи).

9. Частое нарушение сна (плохое засыпание, частое пробуждение

ночью). Смещение циркадных ритмов.

10. Ухудшение связи с родителями, нарушение формирования

привязанности, что уменьшает возможности подражания, снижает способность к обучению, формированию эмпатии и возможности коммуникации. Обедняются навыки социального взаимодействия.

11. Отсутствует способность играть, создавать образы и

реализовывать идеи, как предформа навыка креативности и

возможности создания и реализации идей.

«Влияние ТВ и электронных игр на детей: Снижение социальных навыков

Чем больше малыш смотрит тв, тем сложнее ему развить в себе речевые и коммуникативные навыки. Использование мобильных медиа также вытесняет собой всё то время, которое дети могут посвятить живому общению.

В последние годы и родители и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.

Дело в том, что современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают программы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение. Усталых и молчаливых родителей заменяет громкий и постоянно говорящий экран. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать либо изъясняются криками или жестами.

Многие педагоги отмечают резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Те задания, которые 30–40 лет назад были обычны (сочинить сказку, дорисовать рисунок, построить что-то из палочек) - сейчас вызывают серьезные трудности. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира.

Снижение социальных навыков у детей, активно пользующихся гаджетами, происходит не только из-за того, что они не учатся распознавать эмоции в живом общении. Такие дети также не испытывают и самих этих живых эмоций.

Исследование, проведенное американскими учеными доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки.

В исследовании Патриции принял участие 51 ребенок. Всех детей отвезли в лагерь на природу и разделили на две группы: одной запретили пользоваться любыми гаджетами, другой же все было разрешено. Через пару дней ученые провели тест, в котором просили угадать детей эмоции на фотографиях и видеороликах. Группа, которая не пользовалась гаджетами, справилась лучше. А вот у второй группы возникли сложности с восприятием чужих эмоций. Данное исследование доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки.

Родителям удобно дать ребенку планшет, он сразу не плачет, не капризничает. Но правда в том, что родитель за это время не расскажет ребенку о том, что такое терпение, родитель не потратит сил на успокоение ребенка, а потому и не научит ребенка успокаиваться самому. Ребенок не получит этого опыта.

Эмоциональный тренинг дети получают из двух важнейших источников.

Первый – это чтение хорошей литературы. Именно оттуда дети черпают сложные модели поведения, узнают тонкие мотивы поступков. Проживая вместе с героями их радости и беды, дети усложняют свой эмоциональный арсенал, делают его богаче и разнообразнее. Но много ли детей сейчас читает книги? Дети, привыкшие или уже находящиеся в зависимости от гаджетов, часто говорят о том, что им неудобно читать.

Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц. Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.

Больше тех, кто ограничивает свое общение виртуальными игрушечными персонажами, ходячими картинками. В этом виртуальном красочном мире не нужно вообще работать воображению – все придумано за тебя. Персонажи просты, понятны и обездушены. Чем для ребенка обернется недостаточное развитие социальных навыков? Неумением взаимодействовать с социумом, неспособностью понять других и сделать так, чтобы тебя поняли.

Такие дети вырастают с низкой толерантностью к манипуляциям – ведь они импульсивны и обладают достаточно бедным спектром эмоциональных реакций. Ребенок становится все более аутичным. Такому ребенку сложно в реальности дружить и общаться с другими мальчиками и девочками.

Дети эмоционально тупеют, общение с живыми сверстниками, с живым реальным миром становится ненужным. Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка.

Второй. В наше время обязательно нужно учить ребенка играть. В современном обществе нет детской субкультуры, нет ничего, что было бы связано с традиционной игрой, когда собиралось много детей, они делились считалками, идеями. Традиция ушла, а новая реальность деструктивна. Вы в садике понаблюдайте, как играют дети и во что. В лучшем случае носятся как угорелые. Очень важно, чтобы была совместная игра родителей с детьми, а также игра между двумя детьми. В совместной игре развивается и взрослый человек, и ребенок, который незаметно усваивает что-то очень важное. Этот опыт несравним ни с какими дорогими игрушками» .

Что ощущает ребенок в момент, когда увлечен гаджетом?

Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Изабель Филльоза — клинический психолог, автор множества книг о воспитании детей и авторитетное имя в теме бережного родительства во франкоговорящих странах. Ее крайне простой метод помог многим покончить со скандалами и истериками детей в моменты, когда установленное время пользования гаджетами истекает.

Бывало ли у вас когда-нибудь, что электричество отключалось в разгар интереснейшего футбольного матча?

Или ваш трехлетка нажал кнопку «выкл» ровно в тот момент, когда главные герои романтической комедии вот-вот должны наконец поцеловаться?

Или в компьютерной игре у вашего персонажа кончился запас энергии именно тогда, когда он собрался убить пришельца и пройти на следующий уровень?

Очень трудно выйти из состояния, в котором ты получаешь удовольствие, а именно такое состояние возникает у нас, когда мы проводим время у экранов. Это трудно даже для взрослых. Для детей это может быть невыносимо. В буквальном смысле. И вот почему, объясняет Изабель Филльоза.

Когда человек (не только ребенок, но и взрослый) увлечен просмотром фильма или играет в компьютерную игру, он мысленно находится в другом мире. Свет, звуки, смена картинок — все это погружает нас в состояние потока. Мы чувствуем себя хорошо и не хотим делать ничего другого. И, конечно, мы не хотим, чтобы ситуация менялась.

В этот момент наш мозг вырабатывает дофамин — нейромедиатор, предназначение которого — снимать стресс и боль. Все в порядке — но до тех пор, пока включен экран. Когда мы выключаем гаджет ребенка быстро и без предупреждения, уровень дофамина резко падает, что может без преувеличения вызвать ощущение боли в теле. Этот гормональный спад и связанный с ним физиологический дискомфорт — тот самый момент, когда у ребенка начинается истерика.

Не имеет значения то, что мы, родители, четко обозначаем время, когда пора выключить гаджет. Мы думаем: «Ну, мы же договорились, что не больше 20 минут в день», или «Я же предупредила — еще пять минут, и все». Для нас это ясно, но для ребенка — нет. Сидя перед экраном, он не в состоянии мыслить, как мы, и правильно воспринять эту информацию. Мозг ребенка «купается» в дофамине, помните? Его ощущения в момент выключения телевизора или планшета напоминают физическую боль. Вы, конечно, и не думали его бить, но так это может переживаться, говоря языком нейропсихологии.

Другими словами, силой оторвать ребенка от гаджета — болезненно для него.

Поэтому вместо того чтобы просто нажимать кнопку «выкл» на устройстве, попробуйте маленькую хитрость — сначала войдите в пространство ребенка, в его мир, побудьте рядом. Посмотрите с ним телевизор или посидите на соседнем стуле, пока он играет в компьютерную игру. Нет нужды делать это долго, достаточно и полминуты. Просто разделите с ним то, что он делает.

А потом задайте ребенку вопрос. Некоторых детей можно спросить: «Что ты смотришь?». Другим требуются более конкретные вопросы: «На каком ты сейчас уровне в игре?», или «Какой забавный персонаж на заднем плане. Кто это такой?».

Обычно детям нравится, когда родители интересуются их миром. Но если ребенок по-прежнему поглощен происходящим на экране и не откликается, не сдавайтесь. Посидите с ним чуть подольше, а потом задайте еще один вопрос.

Как только ребенок начинает отвечать на ваши вопросы или рассказывать о том, что он смотрит или во что играет, это означает, что он постепенно возвращается из виртуального мира в реальный. Он выходит из состояния потока и возвращается в пространство, где снова начинает замечать ваше присутствие — однако происходит это медленно. Дофамин в этом случае не падает резко, так как вы построили мост между виртуальным и реальным миром. Вы можете начать общаться, и тут и происходит волшебство.

В этот момент вы можете сказать ребенку, что настало время ужинать, или идти в душ, или просто напомнить, что время пользования гаджетом закончилось. Благодаря тому, что вы вернули ребенка в реальность достаточно мягко, он будет в состоянии вас слушать и реагировать на ваши просьбы. Он даже может так искренне обрадоваться родительскому вниманию, что сам захочет выключить телевизор (планшет, компьютер). Я пробовала, мои дети иногда так делают, честное слово.

Польза гаджетов

Пользу гаджетов нельзя недооценивать. Сенсорные экраны, кнопочки и джойстики развивают мелкую моторику и логическое мышление. Пользуясь устройством, малыш учится анализировать и сосредотачивать внимание, тренирует зрительное и слуховое восприятие.

Для того чтобы предотвратить зависимость от «техники», нужно изменить ее роль в жизни ребенка. Пусть телефон, телевизор, игровая приставка и компьютер решают конкретные задачи!

Развлечение с обучением. Полезных игр множество. Игры в стиле «Помоги ежику собрать яблоки» тренируют внимание. Простейшие графические редакторы помогут научиться различать оттенки цветов. Одевалки помогут сформировать представление о форме и размере – это поможет запоминанию цифр и букв. Управление мышкой поможет сделать пальчики ловкими.

Овладение новыми навыками. Придавайте смысл манипуляциям с гаджетами. Если ребенок заинтересовался принтером, предложите ему вместе распечатать раскраску. Научите ребенка фотографировать, снимать видео, тут же собирать их в ролик, дополняя титрами, заставками, музыкой.

Общение. Объясните, что телефон – это не игрушка, а средство связи и научите его звонить бабушке или друзьям.

Поиск информации. Пусть ребенок видит, что вы не блуждаете по сайтам, а решаете конкретную задачу. Если он хочет присоединиться к вам, найдите цель и для него: например, вместе найти интересный мультик.

Борьба со скукой. Не нужно приучать ребенка, что планшет или мобильник можно использовать, чтобы убить свободное время. Иначе он с изворотливостью киллера будет искать время для игр.

Современные гаджеты в помощь школьнику

Не обходится без гаджетов и школа, новой тенденцией стала замена обычных книг на электронные. Последние модели позволяют не только читать, а еще и слушать аудио и смотреть видео.

Нетбуки и планшеты также облегчили обучение. С их помощью можно выйти в интернет и просмотреть интересующую ученика информацию.

Создавайте ребенку возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети и гаджеты"

Рассмотрены плюсы и минусы использования гаджетов детьми...

Консультация для родителей «Дети и гаджеты»

Консультация для родителей «Дети и гаджеты»...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Вред и польза гаджетов в развитии ребенка"

Невозможно вообразить современный мир без использования цифровых устройств. Для взрослых - это помощники, а для детей?При неконтролируемом использовании гаджетов развитие ребенка замедляется, поэтому ...

Консультация для родителей "Дети и гаджеты. Польза или вред?"

Консультация для родителей "Дети и гаджеты. Польза или вред?"...

Консультация для родителей. Дети и гаджеты: польза или вред? Январь 2021г.

Все родители знают, насколько притягательны для детей телевизионные пульты, телефоны, клавиатуры и прочие «девайсы». Малыши гораздо активнее тянутся к ним, чем к погремушкам и сугубо детск...

Консультация для родителей "Дети и гаджеты-вред или польза?"

Консультация для родителей "Дети и гаджеты-вред или польза?"...

Консультация для родителей "Дети и гаджеты: вред или польза"

Современная жизнь «преподнесла» еще одну психологическую проблему — гаджеты (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Особенно остро эта проблема появляетс...