Статья "Развитие воображения у детей дошкольного возраста"
статья

Вероника Николаевна Рождественская

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_botvinnik_l.a._popova_n.n._rozhdestvenskaya_v.n.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Ботвинник Л.А, Попова Н.Н., Рождественская В.Н.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развитие воображения дошкольников и, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др., креативности как ведущего свойства личности) является одним из приоритетных направлений в работе педагогов дошкольных образовательных организаций. Развитие воображения, творческого потенциала дошкольников – центральная задача дошкольного образования, но развивать воображение необходимо не столько как познавательную, сколько как универсальную способность. Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Они жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень избирательны и критичны. Прежде всего – к самим себе. Развитие воображения – важнейший залог формирования у ребенка готовности к школе. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.

Определение особенностей воображения является одной из наиболее сложных проблем в психологии и педагогике. А.Я. Дудецкий определил к концу века, что существует около 40 определений воображения, на сегодняшний день определений воображения гораздо больше. А.В. Брушлинский полагает, что традиционные определения воображения как процесса создания новых образов сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и полагает, что это понятие вообще пока излишне в современной науке.

С.Л. Рубинштейн отмечал: «Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое». Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного. Воображение может быть нескольких видов:

 - пассивное, которое делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия) и характеризуется нереальным, мнимым удовлетворением какой-либо потребности или желания, его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;

- активное воображение, которое включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее и близкое к этим видам воображения – эмпатию, характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

 Значение воображения в дошкольном возрасте велико. Воображение ребенка изначально и постоянно связано с действительностью. Происхождение и функционирование воображения детерминировано развивающейся деятельностью ребенка-дошкольника, и прежде всего игровой. Воображение носит активный, направленный характер, будучи изначально связано с развитием мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Важный этап в развитии воображения, как выделяет О. Е. Боровик, связан с тем возрастом, когда ребенок начинает активно пользоваться речью.

На первом этапе (от 3 до 4 лет) – у ребенка происходит становление словесных форм воображения. Овладение речью в данный период, по мнению О. Е. Боровик, позволяет включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности и непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка дошкольного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится. В этом же возрасте дети с удовольствием слушают сказки, переживают различные описываемые события, задают массу «уточняющих» вопросов и сами же дополняют содержание сказки. Однако воображение детей 3 лет ещё бедное, что прямо связано с небольшим жизненным опытом ребёнка, с незначительным запасом знаний. Отсутствие знаний, практического опыта ведёт к тому, что ребёнок может очень легко комбинировать в своём воображении образы различных объектов, давать самые фантастические толкования жизненным явлениям. Иногда эта лёгкость воображения дошкольников принимается за богатство воображения, которое, якобы, не уступает воображению в более старшем возрасте и даже лучше развито в дошкольном возрасте. Но как раз эта лёгкость воображения, фантастические объяснения различных явлений свидетельствует о слабости детского воображения, о недостаточном знании окружающего мира, неумении правильно объяснить наблюдаемое.

Развитие познавательного воображения осуществляется ребёнком в оперировании игрушками, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий. Потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, но нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Показателями развития воображения в игре являются: разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра. Таким образом, на данном этапе воображение становится самостоятельным процессом.

Второй этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. У детей появляются мечты о будущем, однако они ситуативны, не устойчивы и обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. В этом возрасте ребёнок пока ещё следует за образом (образ «ведёт» действия ребёнка) и потому он в основном воспроизводит известные ему образы поведения взрослых и сверстников в ролях, рисунках и т. п. Но поскольку ребёнок уже хорошо владеет речью, у него появляются элементы планирования. Ребёнок планирует один шаг действий, затем совершает, выполняет его, видит результат, затем планирует следующий шаг и т. д. таким образом, ребенок переходит к ступенчатому планированию. Возможность ступенчатого планирования подводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, как бы нанизывая одно событие на другое.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Однако воображение на данном этапе остаётся в основном непроизвольным. Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы становятся более дифференцированными, содержательными и эмоциональными.

Третий этап (от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер, становится управляемым процессом и начинает развиваться как целенаправленная деятельность в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребёнок начинает контролировать и определять характер своего воображения – воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

Процесс воображения начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением в процессе творчества выполняя в нём специфическую функцию - преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестаёт сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам и приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.

Начиная с 7 лет начинается качественно новый этап развития воображения у детей связанный с переходом ребенка на следующую ступень образования в процессе которого у ребенка происходит значительное расширение объёма знаний, получаемое в процессе обучения, систематическим овладением разнообразными умениями и навыками, которые обогащают, уточняют и конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность и развитие.

Существуют ли особенности развития воображения у детей с ОНР? Л. С. Выготский в своих исследованиях указывал на то, что у детей с задержками в развитии речи отстает и развитие воображения, имея свои специфические особенности. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. 

Исследования В.П. Глухова позволяют сделать выводы об особенностях воображения у детей с ОНР. Дети данной категории по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. Дети с ОНР чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. В целом для старших детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Это создает препятствия для словесного творчества детей.

В игре дети отдают предпочтения бытовой тематике в связи с тем, что у детей возникают существенные трудности в процессе создания новых образов. Игры в большинстве носят стереотипный характер, а сюжеты мало обогащаются. Соответственно замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности полноценного общения детей между собой в процессе игры в силу речевого дефекта ограничены.

В связи со скудным лексическим запасом у детей с ОНР сокращаются и характеристики беглости и гибкости (дискурсивный словарь) и оригинальности воображения.

С.П. Кондрашов и С.В. Дьякова отмечают, что у детей, с нарушениями речи, в период дошкольного возраста наряду с существенным снижением всех видов пороговой чувствительности наблюдается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка

Таким образом, проведя исследования современные специалисты (С. П. Кондрашов, С. В. Дьякова, О. М. Дьяченко, В. П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; несформированность операционных компонентов; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточная точность предметных образов — представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами; недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что без специально организованной деятельности развить воображение невозможно. Я хочу познакомить вас с некоторыми рекомендациями по проведению коррекционной работы по развитию воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.        Содержание коррекционной работы по развитию воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи должно включать следующие направления: развивать творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами; учить на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы;         развивать умение отличать реальность от фантазии.

2.        Работу по развитию воображения необходимо проводить не только на фронтальных занятиях, но и подгруппами 4-5 человек, а также индивидуально.

3.        На занятиях - использовать специальные задания, в процессе выполнения которых развивается:

  • наглядно - образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых (предложить детям изменить постройку, поделку, рисунок, добавив или убрав какие-то детали, дорисовать незаконченное изображение).
  • занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения строящиеся на основе комплекса приемов, стимулирующих воображение и детское речевое творчество: сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов; альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения); решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов; нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами.

4.        При проведении занятий дефектологу рекомендуется планировать проведение игр и упражнений для развития воображения у дошкольников еженедельно, при этом занятие не следует превращать в игру.

  • игры должны включать познавательный материал, помогающий развить эмоции, коммуникативную сферу деятельности детей, речь (игры – путешествия, этюды на развитие воображения, игры – беседы, игры – импровизации. игры и упражнения, предполагающее: интерпретацию картинок, которые одновременно могут быть похожи на несколько предметов (капля, морковь, листок; или - бабочка, цветок, бант и др.); дорисовывание схематических изображений, рисунок по кругу (варежка).
  • темы предметных и ролевых игр должны отражать уже знакомые детям простые жизненные ситуации, где дети выполняют действия, взаимосвязанные по сюжету;
  • для развития воображения и речевого творчества проводить театрализованные игры и игры драматизации с использованием театральной ширмы, декораций, костюмов, масок, фланелеграфа, ковролинографа, настольного театра, пальчиковых, плоскостных и объемных кукол.

5.        Для развития творческого воображения ребёнка рекомендуется использовать работу со сказкой. Основным приемом, способствующий развитию воображения и фантазии является придумывание окончания сказки.

6.        Работу по развитию воображения у детей, целесообразно осуществлять в различных видах деятельности ребёнка.

7.        При развитии воображения необходимо использовать следующие формы работы с детьми: непосредственная образовательная деятельность, которая включает занятия с логопедом и организованную совместную деятельность специалистов детского сада; работа с родителями, совместная деятельность, режимные моменты.

Таким образом, применение данных рекомендаций в работе логопедов дошкольного учреждения поможет при создании условий в организации процесса развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

развитие воображения у детей дошкольного возраста

призентация для защиты методического портфолио...

Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».

 Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы ...

Программа "Коррекции и развития познавательных способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха "

Коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает в...