Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей 3-х летнего возраста
статья (младшая группа)

Что такое самостоятельность?

Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут.Самостоятельность – хитрое слово, основа основ современного образования. По моему мнению, самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность. Делает ребёнок что-то – вот вам и деятельность. А это не так. Допустим, рисуют дети кошку. Один хочет угодить воспитателю – старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму просто нравится рисовать – он не заботится о правильности, наслаждается процессом. Третий всё делает, чтобы поскорее пойти поиграть. Четвёртый очень любит животных , поэтому не только делает всё тщательно, но и что-то привносит от себя. Цель у всех одна – нарисовать кошку, а вот мотивы – разные, поэтому и результаты различны.

На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития. Как воспитать в дошкольниках самостоятельность?

Задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные вы­боры и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.

В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей. В 2,2 — 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. (Пример: культурно- гигиенические навыки). Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам:

— слушать взрослого;

  — выполнять простые просьбы, поручения;

  — умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами.

Слова – вспомогательное средство. Самая главная награда для ребенка – то, что вы уже обратились к нему за помощью, что он нужен, вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно показать, что вы цените его работу. Поэтому доброе слово  весьма уместно. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи. Необходимо приучать сына или дочь выполнять любую домашнюю работу. Привлекая детей выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботиться о близких. У ребенка  непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством самостоятельного выполнения ребенком действий. Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Поощряйте похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует что-либо от ребёнка, помните, что ему не так легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами, переносит требования в разные ситуации.

Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические интересы.

Для своевременного формирования самостоятельности вы должны сообщать и постоянно напоминать ребенку о его маленьких ежедневных обязанностях: беречь свою одежду, игрушки, не разбрасывать их, где попало, охотно выполнять мелкие поручения взрослых, не шуметь, когда родители заняты или спят. Задача родителей — создавать все необходимые условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности ребенок мог использовать накопленные знания и опыт. Воспитывая самостоятельность в своем ребенке, родители должны не просто говорить приказным тоном, что следует делать, а непременно объяснять ребенку и показывать на собственном примере (при этом вы можете производить натуральные действия, например при умывании, либо инсценированные с предметами, игрушками). Если необходимо, часть работы родитель должен выполнять сам, а не усердно заставлять ребенка делать то, что у того не получается. В процессе показа того, что ребенок может и должен делать самостоятельно, и после него малышу следует задавать разнообразные вопросы, чтобы направить его внимание на основные действия, помочь ему уяснить содержание того или иного требования, способ его выполнения, чтобы ребенок до конца понял, почему нужно поступать именно так, а не иначе. По мере накопления ребенком конкретных сведений родители должны показывать меньше, а больше предоставлять детям возможность действовать по словесному указанию. Чтобы движения ребенка были точными и четко осознанными, вначале объяснения должны носить подробный характер и постепенно переходить к общим напоминаниям. Например, когда ребенок учится наводить порядок в том углу, в котором играет, вначале ему следует объяснить: «Машинки нужно поставить вниз, ра полку, а книжки убрать в шкаф». В дальнейшем достаточно лишь напоминать ребенку: «Помнишь, что нужно делать с игрушками после того, как закончил игру?»

Надо сказать, в трехлетнем возрасте дети гораздо охотнее делают все сами, в отличие от двухлетнего возраста, когда они стараются прислушиваться к тому, что говорят и делают взрослые. Родители должны учитывать особенности ребенка, используя эту наклонность. Например, видя, как мама одевается, ребенок может повторять за ней ее движения. Поэтому всякий раз, когда мама или папа одеваются, собираясь гулять с малышом, нужно сделать так, чтобы он находился рядом и внимательно наблюдал за тем, как они одеваются, в какой последовательности надевают ту или иную вещь. При этом желательно произносить что-нибудь вроде: «Видишь, Сашенька, как мама надевает кофту: сначала просовывает руки в рукава, потом застегивает на пуговицы и т. д.», «Давай попробуем одеться вместе». Таким образом, у ребенка развивается не только зрительная память, но и способность к самостоятельным действиям, к элементарному самообслуживанию. Если одеваться совершенно самостоятельно в три года ребенку еще трудно и родители ему в этом помогают, то научить его обуваться в это время не только можно, но и необходимо.

  Многие родители сталкиваются с такой распространенной проблемой, как спадание ботинок с маленькой детской ножки (поскольку движения ребенка во время ходьбы еще недостаточно уверенные и правильные). Естественно, что взрослым надоедает постоянно нагибаться и обувать ребенка в подобных случаях. Можно избежать этой проблемы, если научить ребенка обувать ботинки самому всякий раз, когда это необходимо. Достаточно каждый раз указывать ребенку на то, что с него спал ботиночек, спрашивая при этом: «А где наш ботинок? Ну-ка, поищи его.… Нашел? Неси сюда. А теперь давай наденем его». И так, каждый раз до тех пор, пока ребенок не станет делать это сам, без ваших указаний.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности у детей 3-х летнего возраста

Что такое самостоятельность?

Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут.Самостоятельность – хитрое слово, основа основ современного образования. По моему мнению, самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность. Делает ребёнок что-то – вот вам и деятельность. А это не так. Допустим, рисуют дети кошку. Один хочет угодить воспитателю – старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму просто нравится рисовать – он не заботится о правильности, наслаждается процессом. Третий всё делает, чтобы поскорее пойти поиграть. Четвёртый очень любит животных , поэтому не только делает всё тщательно, но и что-то привносит от себя. Цель у всех одна – нарисовать кошку, а вот мотивы – разные, поэтому и результаты различны.

На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития. Как воспитать в дошкольниках самостоятельность?

Задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.

В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей. В 2,2 — 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. (Пример: культурно- гигиенические навыки). Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам:

— слушать взрослого;

— выполнять простые просьбы, поручения;

— умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами.

Слова – вспомогательное средство. Самая главная награда для ребенка – то, что вы уже обратились к нему за помощью, что он нужен, вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно показать, что вы цените его работу. Поэтому доброе слово  весьма уместно. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи. Необходимо приучать сына или дочь выполнять любую домашнюю работу. Привлекая детей выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботиться о близких. У ребенка  непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством самостоятельного выполнения ребенком действий. Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Поощряйте похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует что-либо от ребёнка, помните, что ему не так легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами, переносит требования в разные ситуации.

Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические интересы.

Для своевременного формирования самостоятельности вы должны сообщать и постоянно напоминать ребенку о его маленьких ежедневных обязанностях: беречь свою одежду, игрушки, не разбрасывать их, где попало, охотно выполнять мелкие поручения взрослых, не шуметь, когда родители заняты или спят. Задача родителей — создавать все необходимые условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности ребенок мог использовать накопленные знания и опыт. Воспитывая самостоятельность в своем ребенке, родители должны не просто говорить приказным тоном, что следует делать, а непременно объяснять ребенку и показывать на собственном примере (при этом вы можете производить натуральные действия, например при умывании, либо инсценированные с предметами, игрушками). Если необходимо, часть работы родитель должен выполнять сам, а не усердно заставлять ребенка делать то, что у того не получается. В процессе показа того, что ребенок может и должен делать самостоятельно, и после него малышу следует задавать разнообразные вопросы, чтобы направить его внимание на основные действия, помочь ему уяснить содержание того или иного требования, способ его выполнения, чтобы ребенок до конца понял, почему нужно поступать именно так, а не иначе. По мере накопления ребенком конкретных сведений родители должны показывать меньше, а больше предоставлять детям возможность действовать по словесному указанию. Чтобы движения ребенка были точными и четко осознанными, вначале объяснения должны носить подробный характер и постепенно переходить к общим напоминаниям. Например, когда ребенок учится наводить порядок в том углу, в котором играет, вначале ему следует объяснить: «Машинки нужно поставить вниз, ра полку, а книжки убрать в шкаф». В дальнейшем достаточно лишь напоминать ребенку: «Помнишь, что нужно делать с игрушками после того, как закончил игру?»

Надо сказать, в трехлетнем возрасте дети гораздо охотнее делают все сами, в отличие от двухлетнего возраста, когда они стараются прислушиваться к тому, что говорят и делают взрослые. Родители должны учитывать особенности ребенка, используя эту наклонность. Например, видя, как мама одевается, ребенок может повторять за ней ее движения. Поэтому всякий раз, когда мама или папа одеваются, собираясь гулять с малышом, нужно сделать так, чтобы он находился рядом и внимательно наблюдал за тем, как они одеваются, в какой последовательности надевают ту или иную вещь. При этом желательно произносить что-нибудь вроде: «Видишь, Сашенька, как мама надевает кофту: сначала просовывает руки в рукава, потом застегивает на пуговицы и т. д.», «Давай попробуем одеться вместе». Таким образом, у ребенка развивается не только зрительная память, но и способность к самостоятельным действиям, к элементарному самообслуживанию. Если одеваться совершенно самостоятельно в три года ребенку еще трудно и родители ему в этом помогают, то научить его обуваться в это время не только можно, но и необходимо.

Многие родители сталкиваются с такой распространенной проблемой, как спадание ботинок с маленькой детской ножки (поскольку движения ребенка во время ходьбы еще недостаточно уверенные и правильные). Естественно, что взрослым надоедает постоянно нагибаться и обувать ребенка в подобных случаях. Можно избежать этой проблемы, если научить ребенка обувать ботинки самому всякий раз, когда это необходимо. Достаточно каждый раз указывать ребенку на то, что с него спал ботиночек, спрашивая при этом: «А где наш ботинок? Ну-ка, поищи его.… Нашел? Неси сюда. А теперь давай наденем его». И так, каждый раз до тех пор, пока ребенок не станет делать это сам, без ваших указаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности, инициативности и ответственности у детей 6-7 летнего возраста.

Проблема психологической готовности к школе была и остается важной и популярной. Интерес к данному вопросу объясняется тем, что образно готовность  к школьному обучению можно сравнить с фундамент...

Консультация для родителей "Особенности развития детей 4-5-летнего возраста"

Консультация подскажет родителям, чем характеризуется возраст 4-5 лет и как правильно воспитывать ребенка в этом возрасте....

Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 летнего возраста".

Развитие речи детей 3-4 летнего возраста.В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явл...

Консультация для родителей "Игры для детей 5-7 летнего возраста"

Консультация для родителей "Игры для детей 5-7 летнего возраста"...

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей 3-х летнего возраста

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей 3-х летнего возраста...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 2-3 летнего возраста"

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер....

Консультация для родителей Игры для детей 5-7 летнего возраста.

Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива....