Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 летнего возраста".
консультация

Екатерина Николаевна Кучеренко

Развитие речи детей 3-4 летнего возраста.

В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения.

Что касается активной речи, то большинство детей в возрасте 3-4-х лет владеют следующими навыками:

используют примерно 1500 слов (в 3 года) и около 2000 слов в 4 года;

начинают говорить сложными предложениями;

используют предложения, состоящие из 4-5 слов;

задают большое количество вопросов;

употребляют некоторые предлоги и союзы;

стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;

пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;

внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;

правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.

Понимание речи:

слушают длинные сказки и рассказы;

понимают сложноподчиненные предложения;

способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.

У детей 3-х лет чаще всего наблюдаются трудности в произношении шипящих (Ш, Щ, Ч) и сонорных звуков (Л, Р). Шипящие звуки часто заменяются на свистящие, а сонорные и вовсе пропускаются.

Такие проблемы для малышей данного возраста являются нормой.

Желательно, чтобы в 4 года ребенок мог:

проговаривать свое имя, фамилию и отчество;

назвать имена близких родственников и друзей;

пересказать сказку или мультфильм;

точно повторить услышанное;

называть действия – птица летит, собачка бежит, машина едет;

в процессе речи понижать и повышать тон.

В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, а также нечеткое произношение ряда звуков.

Повышенного внимания требуют следующие случаи:

речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;

скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;

скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;

плохо развито звукопроизношение;

выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.

На развитие речи ребенка оказывают влияние как физиологические факторы, так и социальные.

Недостаток внимания или же его переизбыток могут препятствовать полноценному развитию коммуникативных навыков.

Методики развития речи

Специалистами разработаны различные методики, способствующие развитию речи в 3-4 года. Как правило, занятия для малышей такого возраста проводятся в игровой форме. Кроме того, вы можете развивать речь своего малыша на прогулке, дома, в поездках и т.д.

Рекомендации для развития связной речи ребенка:

Расширяйте круг общения малыша – как можно больше общайтесь с людьми разного возраста.

Обогащайте его словарный запас – каждое новое слово закрепляйте путем повторения в течение нескольких дней.

Следите за тем, как ребенок произносит шипящие (Щ, Ч, Ш) и свистящие звуки (З, С, Ц), твердые и мягкие. Если он это делает неправильно, исправляйте.

Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную.

Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией.

Во время прогулок больше рассказывайте обо всем, что видите вокруг.

Расспрашивайте ребенка о просмотренном мультфильме, услышанной истории и т.д.

Учите отвечать развернуто и давать ответы на заданные вопросы.

Как можно чаще читайте сказки, стихи и скороговорки.

Играйте в различные словесные игры, например, «Съедобное – несъедобное», «Что где лежит» и другие игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей 3-4 летнего возраста.

В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения.

Что касается активной речи, то большинство детей в возрасте 3-4-х лет владеют следующими навыками:

используют примерно 1500 слов (в 3 года) и около 2000 слов в 4 года;

начинают говорить сложными предложениями;

используют предложения, состоящие из 4-5 слов;

задают большое количество вопросов;

употребляют некоторые предлоги и союзы;

стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;

пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;

внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;

правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.

Понимание речи:

слушают длинные сказки и рассказы;

понимают сложноподчиненные предложения;

способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.

У детей 3-х лет чаще всего наблюдаются трудности в произношении шипящих (Ш, Щ, Ч) и сонорных звуков (Л, Р). Шипящие звуки часто заменяются на свистящие, а сонорные и вовсе пропускаются.

Такие проблемы для малышей данного возраста являются нормой.

Желательно, чтобы в 4 года ребенок мог:

проговаривать свое имя, фамилию и отчество;

назвать имена близких родственников и друзей;

пересказать сказку или мультфильм;

точно повторить услышанное;

называть действия – птица летит, собачка бежит, машина едет;

в процессе речи понижать и повышать тон.

В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, а также нечеткое произношение ряда звуков.

Повышенного внимания требуют следующие случаи:

речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;

скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;

скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;

плохо развито звукопроизношение;

выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.

На развитие речи ребенка оказывают влияние как физиологические факторы, так и социальные.

Недостаток внимания или же его переизбыток могут препятствовать полноценному развитию коммуникативных навыков.

Методики развития речи

Специалистами разработаны различные методики, способствующие развитию речи в 3-4 года. Как правило, занятия для малышей такого возраста проводятся в игровой форме. Кроме того, вы можете развивать речь своего малыша на прогулке, дома, в поездках и т.д.

Рекомендации для развития связной речи ребенка:

Расширяйте круг общения малыша – как можно больше общайтесь с людьми разного возраста.

Обогащайте его словарный запас – каждое новое слово закрепляйте путем повторения в течение нескольких дней.

Следите за тем, как ребенок произносит шипящие (Щ, Ч, Ш) и свистящие звуки (З, С, Ц), твердые и мягкие. Если он это делает неправильно, исправляйте.

Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную.

Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией.

Во время прогулок больше рассказывайте обо всем, что видите вокруг.

Расспрашивайте ребенка о просмотренном мультфильме, услышанной истории и т.д.

Учите отвечать развернуто и давать ответы на заданные вопросы.

Как можно чаще читайте сказки, стихи и скороговорки.

Играйте в различные словесные игры, например, «Съедобное – несъедобное», «Что где лежит» и другие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей 2-3 летнего возраста. Советы логопеда.

В данном материале представлена краткая характеристика речи 2-3 летнего малыша, даны рекомендации по правильному формированию речевых навыков. Предлагаются игры для занятий с ребенком дома....

Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми и упражнениями

Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми и упражнениями Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.В ...

Рабочая программа «Развитие и коррекция речи детей 5-7 летнего возраста»

   Основной базой рабочей программы являются программы Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей...

Презентация "Развитие речи детей 3-4 летнего возраста"

В презентации информация о норме речевого развития детей 3-4 летнего возраста и способах, способствующих развитию речи....

Презентация "Возрастные особенности речи детей 4-5 летнего возраста"

Презентация "Возрастные особенности речи детей 4-5 летнего возраста"...

Развитие речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми

Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Развитие речи возможно в ходе совместной со вз...