Главные вкладки

    Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми и упражнениями
    статья на тему

    Нейман Ирина Евгеньевна

    Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми и упражнениями

     

    Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

    В условиях дома ребенка, работая с детьми раннего возраста сталкиваешься с основными проблемами детей – отсутствие близкого человека, их любви, что ведет обычно к задержке психомоторного и речевого развития ребенка. Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках и играх.

    Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Развитие речи возможно только в тесной связи со взрослым. Психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша. Здесь дети постоянно находятся в микро социальной среде учреждения (группы). В данных случаях специалисты говорят о депривации.

    Игра является основной деятельностью ребенка. Для детей с задержкой психического развития игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов личности в целом. При организации игры учитываю, что детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности, а детям, склонным к тормозным процессам – проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость.

    Неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности все эти факторы влияют на игровую деятельность.

    В систему работы с детьми раннего возраста включаю игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность (например: парные картинки, лото, домино, пазлы и т.д.) игры на развитие понимания речи (например: «Иди ко мне», «Потопали, похлопали», «Подари игрушку» и т.д.), игры на развитие фонематического слуха («Кто тебя зовет», «Где звенит» и т д.), и игры с опорой на движение («Ладушки», «Сорока» и т д ).

    Участвуя в играх дети овладевают навыками речи быстрее и легче. Ребенок повторяет за взрослым слоги, слова и правильно строит предложения, что является одним из толчков развития разговорной речи ребенка. Речь становится осознанной, а мышление – речевым. Это является важным условием для самостоятельного инициированного ребенком речевого высказывания.

    Так в диалоге с воспитателем ребенок не только отвечает на вопросы взрослого, но и сам обращается к нему с вопросом. Дидактическая игра опирается на знания уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления полученные на занятиях по разным разделам программ. Например в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель и посуду. Дидактическую игру используем, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности ребенка, для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира и развития речи.

    Необходимым условием развития речи ребенка в группе является его игровая, двигательная активность, тесное общение со взрослыми. В группе созданы все условия для полноценного физического и психического развития детей. В книжном уголке дети могут посмотреть иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, книги. Книги подобраны так, чтобы в них было много картинок и мало текста и изображения были понятны детям.

    Для игр я подбираю простые сюжеты с одним – двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину овощами и везет на кухню, мама катает дочку в коляску и поет ей песенку. Хороши на начальных этапах стихи А.Барто из цикла «Игрушки». Играя с детьми можно легко добиться хорошей динамики речи.

     

    Список использованной литературы:

    1. Л.Н. Павлова Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет (издательство «Мозайка-синтез», 2005 г.)
    2. С.Л. Новосёлова Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста (Москва «Просвещение», 1977 г.).
    3. Т.И. Бабаева Младший дошкольник в детском саду (Санкт-Петербург «Детство пресс», 2005 г.).
    4. О.Е. Громова Методика формирования начального детского лексикона (Творческий Центр «Сфера», 2005г.).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений

    Дидактические игры и упражнения направленные на формирование словаря дошкольников с общим недоразвитием речи...

    Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста.

    Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста. ...

    Консультация для родителей Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

    У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифиц...

    РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    В данной статье представлена классификация дидактических игр и упражнений по развитию конструктивных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения....