Доклад к презентации на тему: «Формирование элементарных математических представлений, познавательной мотивации, познавательных действий через дидактические игры у детей с ТНР»
консультация по математике (старшая группа)

Березина Ольга Николаевна

Данный доклад может быть использован при создании презентации для родителей детей 5-6 лет при ознакомлении родителей с дидактическими играми по ФЭМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii_igry_po_femp.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам опыт работы по теме:

Формирование элементарных математических представлений, познавательной мотивации, познавательных действий через дидактические игры у детей с ТНР

2 слайд

Советский педагог, новатор в образовании

Василий  Александрович Сухомлинский сказал:

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

     Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

  Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

3 слайд

ЧТО ТАКОЕ ИГРА?

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

 Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

4 слайд

Игры для дошкольников имеют свои особенности:

1.Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

2.Все психологические новообразования берут начало в игре.

3.Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

4.Доступный, ведущий вид деятельности.

5 слайд

Тема формирования элементарных математических представлений, познавательной мотивации, познавательных действий через дидактические игры у детей с ТНР очень актуальна, так как воспитание и обучение детей с ТНР имеет свои особенности.

В современном мире математике отводится ответственная роль - развитие и становление активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сторон жизнедеятельности. Чтобы гармонично жить в современном мире, ребенок должен получить большой объем математических представлений и понятий, таких как: количество и счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.  Игра является  наиболее доступным и ведущим видом деятельности у дошкольников.

Я считаю, что максимальный результат успеха достигается лишь в том случае, если обучение производится в форме дидактической игры. Дидактические игры и их использование хорошо помогают восприятию материала,  и ребенок принимает более активное участие в познавательном процессе.

6 слайд

Цель моей работы: сформировать математические представления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.            

 Задачи:                                                                                                                    

1. Разработать комплекс дидактических игр с учетом возрастных особенностей дошкольника.

2. Разработать систему  мероприятий с использованием дидактических игр .

3. Повысить мотивацию в познании  элементарных математических  представлений, изготовив  дидактические игры для пополнения математического  уголка.

4.Повысить педагогическую компетентность родителей по данной проблеме.

7 слайд

Какая  роль отводится дидактической игре в ФЭМП ?
 

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.
В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

8 слайд
Разнообразные дидактические игры способствуют формированию у ребенка математических представлений.

Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.  Занятия, в которых используются дидактические игры,  проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

9 слайд

    Российский психолог, специалист в области психологии детского развития Катерина Николаевна Поливанова говорила: «Игра дидактическая [греч. didaktikos — поучительный] — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.  Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.    Дидактическая  игра  является одной из методических разновидностей обучения».

10 слайд

Задачи, решаемые в процессе дидактических игр и игровых упражнений:
1. Формирование познавательных способностей;

2. Развитие двигательных способностей, психофизических качеств;

3. Закрепление пройденного материала;

4. Развитие мышления, речи, внимания, умений и навыков, памяти.

11 слайд

Дидактическая игра как форма обучения детей

содержит два начала:

1. учебное (познавательное);

2. игровое (занимательное).

Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

12 слайд

По дидактическому материалу игры делятся на:

1.Игры с предметами

2.Настольно – печатные игры

3.Словесные игры

13 слайд

Дидактические игры по формированию математических представлений  условно делятся на следующие группы:

1.Игры с цифрами и числами

2.Игры путешествия во времени

3.Игры на ориентирование в пространстве

4.Игры с геометрическими фигурами

5.Игры на развитие логического мышления

14 слайд

 Мной были выбраны три направления:

 игры с цифрами и числами, игры с геометрическими фигурами, игры на ориентирование в пространстве.

 Представляю вам картотеку игр, использованных мной в работе  по разделу «Количество и счёт».

1.Развитие представлений о множестве: «Составь множество», «Каких предметов больше?, «Больше- меньше», «Составь пары», «Определи по- разному»…

2. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета: «Кто знает- пусть дальше считает», «Веселый счет», «Кто быстрее посчитает?», «Назови соседей», «По порядку становись», «Угадай, что изменилось»…

3. Закрепление знаний о цифрах от 0 до 9: «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Засекреченные цифры», «Найди пару», «Обозначь цифрой»…

4. Совершенствование  представлений о понимании отношений между числами натурального ряда: «Назови соседей числа», «Какое число больше( меньше) на 1», «Назови предыдущее          ( последующее) число», «Покажи цифрой»

5. Закрепление умения составлять число из единиц в пределах10: «Составь число», «Подбери столько же предметов», «Составим поезд»…

15 слайд

На следующих слайдах представлены фото игр по этому разделу.

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

 Следующее направление - игры с геометрическими фигурами, в которых происходило:

1. Закрепление  представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения: «Геометрическое лото», « Угадай, что спрятано», «Найди на ощупь», «Собери фигуру», «Разложи по форме( размеру, цвету)», «Домино»…

 2.Умение моделировать геометрические фигуры: «Составь фигуру», «Фигуры Лесовичка( из природного материала)», «Чудесные превращения», «Волшебная геометрия», «Составь узор», игры с палочками и конструктором…

3.Развитие умения анализировать  форму предметов и их частей и воссоздавать предметы разной формы: «На что похоже?», «Волшебные картинки», «Танграм»,  «Выложи предмет», «Найди предмет такой же формы»…

20 слайд

 На следующих слайдах представлены фото игр по этому разделу.

21 слайд

22 слайд

Следующее направление - игры на ориентирование в пространстве, в которых происходило:

1.Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости: «Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор», «Нарисуй отгадку», «Дорога домой»,  «Художники», «Рисуем по точкам» , «Левее- правее», «Выше- ниже».

2.Развитие способности к пространственному моделированию: «Чье место?», «Секреты», «Отведи товарища», «Найди спрятанный предмет»,  «Составь карту»

23 слайд

На следующих слайдах представлены фото игр по этому разделу.

24 слайд

25 слайд

26 слайд

Наиболее современным и эффективным в коррекционной работе в настоящее время является использование нейропсихологических приёмов, позволяющих развивать у детей межполушарное взаимодействие. Одна из игр представлена на фото.

27 слайд

Для того, чтобы знания и умения детей развивались не только в детском саду, но и дома была проведена работа с родителями:

  1. Консультации, мастер-классы
  2. Беседы, «пятиминутки»
  3. Рекомендации методической литературы
  4. Папки-передвижки
  5. Оформление информационных досок
  6. Родительские собрания, тематические встречи

28 слайд

На этом слайде представлена акция «Учимся, играя» с использованием настольных игр и игр на интерактивной доске.

 29 слайд

30 слайд

Для закрепления знаний, умений, навыков предлагались настольные игры для совместных игр дома.

31 слайд

Результаты:

Несомненно, полученный в детском саду опыт и знания пригодятся  детям в будущем. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание правильной организации учебно-воспитательной работы в детском саду, особенно в старшем дошкольном возрасте, не забывая, что ведущим видом деятельности является игра. Самое главное в дидактической игре - не объем полученных знаний, а сформированное умение и желание получать знания, использовать их в новых ситуациях. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит  успешность его дальнейшего обучения.

32 слайд

Древний мыслитель и философ Китая Конфуций говорил:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Следовательно,обучая детей в процессе игры, будем стремиться к тому, чтобы радость игр перешла в радость учения!
Учение должно быть радостным!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное решение задач развития познавательных способностей и речи через дидактическую игру.

Комплексное решение задач развития познавательных способностей и речи через дидактическую игру....

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой Александры Александровны на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру".

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой А. А. на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру"....

Доклад на тему: "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с обьектами окружающего мира"

В данном докладе говориться,что все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие,из наблюдений за окружающим его вещественным миром.А наш...

Доклад на тему "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с объектами окружающего мира"

Все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. В докладе описываются условия для п...

Проект «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста.

Одной из составляющих образовательной области является формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.    В современном мире математике отводится от...

Доклад с презентацией на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад с презентацией на тему:«Экспериментальная деятельность как средство развитияпознавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»...