Доклад к презентации на тему: «Формирование элементарных математических представлений, познавательной мотивации, познавательных действий через дидактические игры у детей с ТНР»
консультация по математике (старшая группа)

Березина Ольга Николаевна

Данный доклад может быть использован при создании презентации для родителей детей 5-6 лет при ознакомлении родителей с дидактическими играми по ФЭМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii_igry_po_femp.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам опыт работы по теме:

Формирование элементарных математических представлений, познавательной мотивации, познавательных действий через дидактические игры у детей с ТНР

2 слайд

Советский педагог, новатор в образовании

Василий  Александрович Сухомлинский сказал:

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

     Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

  Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

3 слайд

ЧТО ТАКОЕ ИГРА?

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

 Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

4 слайд

Игры для дошкольников имеют свои особенности:

1.Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

2.Все психологические новообразования берут начало в игре.

3.Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

4.Доступный, ведущий вид деятельности.

5 слайд

Тема формирования элементарных математических представлений, познавательной мотивации, познавательных действий через дидактические игры у детей с ТНР очень актуальна, так как воспитание и обучение детей с ТНР имеет свои особенности.

В современном мире математике отводится ответственная роль - развитие и становление активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сторон жизнедеятельности. Чтобы гармонично жить в современном мире, ребенок должен получить большой объем математических представлений и понятий, таких как: количество и счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.  Игра является  наиболее доступным и ведущим видом деятельности у дошкольников.

Я считаю, что максимальный результат успеха достигается лишь в том случае, если обучение производится в форме дидактической игры. Дидактические игры и их использование хорошо помогают восприятию материала,  и ребенок принимает более активное участие в познавательном процессе.

6 слайд

Цель моей работы: сформировать математические представления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.            

 Задачи:                                                                                                                    

1. Разработать комплекс дидактических игр с учетом возрастных особенностей дошкольника.

2. Разработать систему  мероприятий с использованием дидактических игр .

3. Повысить мотивацию в познании  элементарных математических  представлений, изготовив  дидактические игры для пополнения математического  уголка.

4.Повысить педагогическую компетентность родителей по данной проблеме.

7 слайд

Какая  роль отводится дидактической игре в ФЭМП ?
 

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.
В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

8 слайд
Разнообразные дидактические игры способствуют формированию у ребенка математических представлений.

Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.  Занятия, в которых используются дидактические игры,  проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

9 слайд

    Российский психолог, специалист в области психологии детского развития Катерина Николаевна Поливанова говорила: «Игра дидактическая [греч. didaktikos — поучительный] — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.  Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.    Дидактическая  игра  является одной из методических разновидностей обучения».

10 слайд

Задачи, решаемые в процессе дидактических игр и игровых упражнений:
1. Формирование познавательных способностей;

2. Развитие двигательных способностей, психофизических качеств;

3. Закрепление пройденного материала;

4. Развитие мышления, речи, внимания, умений и навыков, памяти.

11 слайд

Дидактическая игра как форма обучения детей

содержит два начала:

1. учебное (познавательное);

2. игровое (занимательное).

Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

12 слайд

По дидактическому материалу игры делятся на:

1.Игры с предметами

2.Настольно – печатные игры

3.Словесные игры

13 слайд

Дидактические игры по формированию математических представлений  условно делятся на следующие группы:

1.Игры с цифрами и числами

2.Игры путешествия во времени

3.Игры на ориентирование в пространстве

4.Игры с геометрическими фигурами

5.Игры на развитие логического мышления

14 слайд

 Мной были выбраны три направления:

 игры с цифрами и числами, игры с геометрическими фигурами, игры на ориентирование в пространстве.

 Представляю вам картотеку игр, использованных мной в работе  по разделу «Количество и счёт».

1.Развитие представлений о множестве: «Составь множество», «Каких предметов больше?, «Больше- меньше», «Составь пары», «Определи по- разному»…

2. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета: «Кто знает- пусть дальше считает», «Веселый счет», «Кто быстрее посчитает?», «Назови соседей», «По порядку становись», «Угадай, что изменилось»…

3. Закрепление знаний о цифрах от 0 до 9: «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Засекреченные цифры», «Найди пару», «Обозначь цифрой»…

4. Совершенствование  представлений о понимании отношений между числами натурального ряда: «Назови соседей числа», «Какое число больше( меньше) на 1», «Назови предыдущее          ( последующее) число», «Покажи цифрой»

5. Закрепление умения составлять число из единиц в пределах10: «Составь число», «Подбери столько же предметов», «Составим поезд»…

15 слайд

На следующих слайдах представлены фото игр по этому разделу.

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

 Следующее направление - игры с геометрическими фигурами, в которых происходило:

1. Закрепление  представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения: «Геометрическое лото», « Угадай, что спрятано», «Найди на ощупь», «Собери фигуру», «Разложи по форме( размеру, цвету)», «Домино»…

 2.Умение моделировать геометрические фигуры: «Составь фигуру», «Фигуры Лесовичка( из природного материала)», «Чудесные превращения», «Волшебная геометрия», «Составь узор», игры с палочками и конструктором…

3.Развитие умения анализировать  форму предметов и их частей и воссоздавать предметы разной формы: «На что похоже?», «Волшебные картинки», «Танграм»,  «Выложи предмет», «Найди предмет такой же формы»…

20 слайд

 На следующих слайдах представлены фото игр по этому разделу.

21 слайд

22 слайд

Следующее направление - игры на ориентирование в пространстве, в которых происходило:

1.Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости: «Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор», «Нарисуй отгадку», «Дорога домой»,  «Художники», «Рисуем по точкам» , «Левее- правее», «Выше- ниже».

2.Развитие способности к пространственному моделированию: «Чье место?», «Секреты», «Отведи товарища», «Найди спрятанный предмет»,  «Составь карту»

23 слайд

На следующих слайдах представлены фото игр по этому разделу.

24 слайд

25 слайд

26 слайд

Наиболее современным и эффективным в коррекционной работе в настоящее время является использование нейропсихологических приёмов, позволяющих развивать у детей межполушарное взаимодействие. Одна из игр представлена на фото.

27 слайд

Для того, чтобы знания и умения детей развивались не только в детском саду, но и дома была проведена работа с родителями:

  1. Консультации, мастер-классы
  2. Беседы, «пятиминутки»
  3. Рекомендации методической литературы
  4. Папки-передвижки
  5. Оформление информационных досок
  6. Родительские собрания, тематические встречи

28 слайд

На этом слайде представлена акция «Учимся, играя» с использованием настольных игр и игр на интерактивной доске.

 29 слайд

30 слайд

Для закрепления знаний, умений, навыков предлагались настольные игры для совместных игр дома.

31 слайд

Результаты:

Несомненно, полученный в детском саду опыт и знания пригодятся  детям в будущем. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание правильной организации учебно-воспитательной работы в детском саду, особенно в старшем дошкольном возрасте, не забывая, что ведущим видом деятельности является игра. Самое главное в дидактической игре - не объем полученных знаний, а сформированное умение и желание получать знания, использовать их в новых ситуациях. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит  успешность его дальнейшего обучения.

32 слайд

Древний мыслитель и философ Китая Конфуций говорил:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Следовательно,обучая детей в процессе игры, будем стремиться к тому, чтобы радость игр перешла в радость учения!
Учение должно быть радостным!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное решение задач развития познавательных способностей и речи через дидактическую игру.

Комплексное решение задач развития познавательных способностей и речи через дидактическую игру....

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой Александры Александровны на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру".

Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой А. А. на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру"....

Доклад на тему: "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с обьектами окружающего мира"

В данном докладе говориться,что все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие,из наблюдений за окружающим его вещественным миром.А наш...

Доклад на тему "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с объектами окружающего мира"

Все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. В докладе описываются условия для п...

Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе через дидактическое пособие «Волшебное дерево»

Дидактическое пособие «Волшебное дерево» (рис.1) позволит  детям младшего дошкольного возраста путем приобретения личного опыта  закрепить ранее полученные знания и познакомиться...

Проект «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста.

Одной из составляющих образовательной области является формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.    В современном мире математике отводится от...