Доклад на тему: "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с обьектами окружающего мира"
консультация (старшая группа)

Тришина Светлана Александровна

В данном докладе говориться,что все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие,из наблюдений за окружающим его вещественным миром.А наша задача,помочь ему.В докладе описывается досуговая деятельность с  как средством формирования математических представлений.математическим содержанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_shkola_1151_doklad.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 1151,дошкольное отделение 2

Доклад на тему:

«Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с обьектами окружающего мира».

Выполнил воспитатель гр.№11

Тришина Светлана Александровна.

2018г.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков

Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации .

Математические представления сводятся к следующим категориям: количествовеличинаформавремяпространство, их свойствам и отношениям.

Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие личности.

Программные требования – требования, предъявляемые Программой детского сада к воспитанию и обучению детей определенной возрастной группы.

Развитие дошкольника происходит благодаря его участию в соответствующих возрасту видах деятельности.

Все математические представления, доступные ребенку, он извлекает из жизни, в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. Такие понятия, как форма и величина, время суток и направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения .

Условием полноценного математического развития является создание развивающей среды. Для формирования элементарных математических представлений требуются целенаправленные занятия и постоянное привлечение внимания ребенка к окружающим его предметам и явлениям .

Применение наглядности при обучении детей искусству счета является психологически необходимым правилом для быстрого усвоения новых знаний. Картинки также должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при обучении арифметике. Главным наглядным пособием по-прежнему остаются действительные, вещественные предметы, ведь они, как подлежащие осязанию, могут быть действительно отнимаемы и прибавляемы по одному и по группам, чего нельзя сказать про картинки, где подобные действия можно производить только мысленно, в воображении.

Современные педагоги выделяют следующие условия обучения математике в дошкольном возрасте:

* образование должно соответствовать установленным требованиям, при этом объективные достижения появляются у ребенка, если обучение строится с учетом его возрастных особенностей и индивидуального темпа развития (личностно-ориентированный подход);

* для более эффективного математического развития ребенка в условиях дошкольного учреждения желательно взаимодействие педагога с родителями.

* важно, чтобы учебно-познавательное общение строилось как диалог взрослого и ребенка. Взрослый не должен делать беседу односторонней. Нравоучения и назидательный тон нередко превращают диалог в монолог и приводят к «интеллектуальному иждивенчеству» – ребенок ожидает, что взрослые все расскажут и пояснят. Необходимо постепенно приучать ребенка мыслить самостоятельно, делиться своими мыслями, слушать партнера, принимать его точку зрения или аргументировано возражать. Интерес собеседников друг к другу – основа познавательного общения;

* необходимо поддерживать познавательный интерес и активность ребенка. Учеными подмечено, что в словаре пяти-шестилетнего ребенка наиболее употребляемое слово – «почему». С этого начинается открытие мира. Размышляя над увиденным, ребенок стремится объяснить его. Иногда логика в детских рассуждениях наивна, но она показывает, что малыш пытается связать разрозненные факты и осмыслить их, используя свой небольшой жизненный опыт. Как писал К.И. Чуковский, ребенок пытается применить результаты жизненного опыта, добытые в других областях, к пониманию новых для него явлений. Необходимо тактично относиться к высказываниям и вопросам ребенка, не иронизировать, не навязывать набор готовых знаний и суждений, так как грубое вмешательство взрослого может резко затормозить мыслительную активность ребенка;

* ребенок должен усваивать математические закономерности, позволяющие применять полученные знания в различных ситуациях, а не просто запоминать информацию. Знакомство с цифрами, умение считать, складывать и вычитать на деле нередко выливается для ребенка в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10, но в школе при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения выручают недолго. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность математических представлений приводит к появлению «проблем с математикой». Способность ориентироваться в «нулях» на денежных купюрах и отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона, не является показателем математического развития. Отличить механическое запоминание от действительного понимания можно по тому, способен ли ребенок применить полученные знания в аналогичных ситуациях. Истинное же развитие происходит, если дошкольник использует накопленные знания в новых, нестандартных, незнакомых ему ситуациях;

* знания не являются самоцелью обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, качественные позитивные сдвиги в нем (Д.Б. Эльконин). При решении математических задач не столь важно помочь ребенку найти ответ, как обнаружить разнообразные пути решения. Необходимо научить дошкольника рассуждать, доказывать, не бояться ошибок и проявлять упорство при преодолении трудностей;

* при обучении математике необходимо использовать разнообразные формы познавательной деятельности и методические приемы, обогащать игровое общение, обеспечивать партнерские взаимоотношения, стимулировать самостоятельность, при этом важна активность самого дошкольника – собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций или слушанием педагога.

На уровень внимания ребенка к изучаемой теме заметно влияет качество передаваемой информации: доступность изложения, структурированность и логичность, насыщенность иллюстрациями и пояснительными примерами, связь с ранее изученным материалом, соответствие уровню развития дошкольников, учет их психофизиологических особенностей.

Для ребенка дошкольного возраста в нормальных условиях ведущей деятельностью является игра. Наблюдая окружающий его вещественный мир, ребенок постепенно и незаметно для себя увеличивает запас своих знаний – он учится. Таким образом, основной путь развития дошкольника – накопление своего собственного опыта (эмпирическое обобщение), поэтому для ребенка содержание обучения должно быть чувственно воспринимаемо. Чтобы добиться наиболее эффективного усвоения знаний, необходимо использовать «занимательный материал в занимательной форме». Поэтому Программа воспитания в детском саду рекомендует организовывать досуговую деятельность, цель которой – вызвать радостные эмоции у детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме преподать необходимые сведения, в том числе, по математике.

Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений в дошкольном периоде – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и залог разностороннего развития личности. Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям. Такие понятия, как форма, величина, время суток и направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения. Современная теоретическая и методическая концепция формирования математических представлений в дошкольном возрасте учитывает возрастные особенности детей (личностно-ориентированный подход) и обеспечивает организацию полноценного математического развития.

Организация работы по развитию дошкольников строится с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям.

Согласно ФГТ, большое значение при организации развития ребенка имеет принцип интеграции, так как он имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Так, В.В. Давыдов говорил, что прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения. Занятия по развитию элементарных математических представлений рекомендуется соединять с другими видами деятельности: игровой, продуктивной. Это способствует улучшению концентрации внимания дошкольников и, соответственно, лучшему усвоению программы.

К методам формирования элементарных математических представлений относятся: игровой, практический, наглядный, словесный. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом. Ведущим является практический метод, так как он в наибольшей степени соответствует возрастным возможностям дошкольников: большое значение в обучении детей старшего дошкольного возраста имеет активное включение в работу разных анализаторов. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами (изображениями, моделями), на базе которых возникают элементарные математические представления. Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Постепенно дошкольники овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются.

При формировании элементарных математических представлений используются следующие приемы (А.А. Столяр):

* демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением;

* инструкция по выполнению самостоятельных заданий;

* пояснения, разъяснения, указания в процессе деятельности;

* вопросы к детям;

* словесные отчеты детей;

* контроль и оценка;

* сравнение, анализ, синтез;

* моделирование.

Все эти приемы применяются в тесной взаимосвязи друг с другом.

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств:

* методические пособия для воспитателя детского сада (конспекты);

*сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений (специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, шашки, шахматы, кубики с цифрами и знаками, счетный материал);

* учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи;

* демонстрационный материал (магнитная доска с комплектом геометрических фигур, модели, карточки и таблицы, оборудование для проведения дидактических игр, приборы, логические блоки);

* раздаточный материал (карточки, наборы геометрических фигур, счетные палочки);

* занимательный материал (стихи, считали, задачи в стихотворной форме, игрушки-головоломки из геометрических тел, геометрические конструкторы).

Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической подготовке дошкольников.

Таким образом, подводя итог вышеперечисленному, работа по развитию элементарных математических представлений ведется по следующим направлениям: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Требования к содержанию математического обучения детей отражаются в программе воспитания и обучения в детском саду. Организация работы по развитию дошкольников строится с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям. Формой организации досуговой деятельности является деятельность, совместная с воспитателем. Ведущим методом обучения является практический, так как он в наибольшей степени соответствует возрастным возможностям дошкольников. Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической подготовке дошкольников.

Досуговая деятельность с математическим содержанием как средство формирования математических представлений

Педагоги отмечают, что ребенок быстро теряет интерес к приобретению знаний, если этот процесс лишен самостоятельной творческой работы. Досуговая деятельность с математическим содержанием – превосходный инструмент для формирования математических представлений, который позволяет избежать отношения к математике как к сухой, неинтересной и далекой от жизни детей науке. Согласно ФГТ, важной задачей при этом является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни. Реализация этого условия требует от педагогов умения организовывать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка. С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения, снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так. Поэтому на развлечениях должны преобладать не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого.

Преимущество досуговой деятельности в том, что она предоставляет ребенку возможность активной деятельности, необходимой в его возрасте, вызывают стабильный интерес, обеспечивают концентрацию внимания, что приводит к лучшему усвоению материала. Использование досуговой деятельности придает процессу обучения творческий характер, обуславливает его многомерность и повышает качество. К тому же досуговая деятельность удовлетворяет потребность детей в общении (в том числе оказывает влияние на развитие речи), учит взаимодействию для достижения цели, вследствие чего происходит социализация ребенка, позволяет ему почувствовать себя успешным.

В результате досуговой деятельности дошкольники не только совершенствуют счётную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для развлечения, но и – в большей мере – для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения.

При планировании досуговой деятельности воспитатель относительно свободен в выборе содержания, что позволяет ему гибко реагировать на сложившуюся ситуацию, учитывать интересы детей, устранять обнаруженные пробелы в знаниях, развивать их инициативность и самостоятельность.

Формами организации досуговой деятельности по формированию элементарных математических представлений являются:

* вечера развлечений;

*математические праздники.

Считается целесообразным проводить развлечения именно во второй половине дня и желательно выбрать определенный день недели, чтобы вокруг этого дня с самого утра царила атмосфера таинственности и ощущение предстоящего сюрприза.

Особое место отводится математическим праздникам как одному из эффективных путей опосредованного обучения. Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного содержания. Главное в их организации – совместная неформальная деятельность детей и взрослых. Важно, чтобы взрослые (педагоги и родители) не проявляли излишнего дидактизма, умели найти непринуждённый тон в общении с детьми, не боялись неожиданно возникающих непредвиденных ситуаций .

Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность каждой подгруппы детей (команды) позволит им внести свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответов раскрывают перед детьми возможность интеллектуально-познавательного общения и показывают его привлекательность. Значительность события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки.

Проведение досуговой деятельности предполагает четыре этапа:

 1-й этап – диагностико-информационный – сбор данных с целью выявления интересов, желаний и потребностей детей, пробелов в их обучении, определение желаемых результатов проведения досуговой деятельности;

 2-й этап – организационный – разработка сценария досуговой деятельности, создание условий и выбор средств для проведения работы;

 3-й этап – образовательно-воспитательный – проведение досуговой деятельности;

 4-й этап – итогово-результативный – оценка результатов работы и их соответствия запланированным, отчет о проделанной работе, выработка рекомендаций и определение дальнейших направлений досуговой деятельности.

Для достижения наибольшего эффекта от проведения досуговой деятельности необходимо комплексное использование всех методов формирования элементарных математических представлений: словесного, наглядного, практического и игрового в разнообразных комбинациях друг с другом.

Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Воспитатель самостоятельно определяет объём и степень включения в досуговую деятельность стихов, считалок, загадок. Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой может произойти на занятии по математике или в свободное от занятий время. Считалки и стихи используются в различных ситуациях: они делают фронтальную и подгрупповую работу с детьми более разнообразной; их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности. Загадки используются в зависимости от целей познавательного общения. Взрослый подводит детей к размышлению над загадкой, руководит и направляет поисковую деятельность, наталкивает их на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми как одна из форм организации досуга – это уникальная возможность в рамках образовательного процесса повлиять на микросоциальный фактор развития ребенка, которая позволяет, помимо своей основной цели, повысить психоэмоциональную устойчивость детей.

Социологические исследования доказывают, что досуговая деятельность не только развивает способности, интересы и культурные потребности детей, но и формирует активную жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"....

Доклад на тему "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с объектами окружающего мира"

Все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. В докладе описываются условия для п...

Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...

План работы по самообразованию на 2018 -2021г. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они  свободно м...