Статья «Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Пандырева Анастасия Сергеевна

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма в начальный период обучения: ребёнку тяжело писать, появляется боль и дрожь в кистях рук, они плачут и нервничают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма в начальный период обучения: ребёнку тяжело писать, появляется боль и дрожь в кистях рук, они плачут и нервничают.

        Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

        Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

        И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Все, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

        В детском саду по подготовке руки к письму, проводится большая систематическая работа, которая основывается на взаимодействии специалистов ДОУ с детьми, родителями.

Такая работа будет эффективной, только в том случае, если она проводится в содружестве с семьей.

        Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. И штриховка в этом деле – незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей.

Что необходимо для штриховки? Альбом для рисования, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурки животных и предметов.

hello_html_mda5da04.jpg

Полезно раскрашивание и штриховка в одном направлении, т. е. не выходя за линии контура. Убедите детей, что лучше закрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, разную силу нажима, и всё это в свою очередь помогает развивать мелкую моторику рук, а значит, косвенно подготавливать его к обучению в школе.

Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают своё эстетическое восприятие. В дальнейшем для штриховки можно использовать ручки с цветными пастами.

Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

Выполняя различные виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучить ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

        В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити, крупными капельками.

При письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребёнка: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв, различными предметными образами, приближёнными к конфигурации букв. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребёнка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположение на рабочей строке и т.д. Орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил. Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитие детского организма. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, разработана система упражнений, позволяющая каждому ребёнку постепенно, без перегрузки с максимальным учётом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности. Предлагаемые упражнения рекомендуется выполнять дома под руководством взрослых. Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны следующие упражнения: застёгивание и расстёгивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; плетение из ниток; завязывание узелков; перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора; всасывание пипеткой воды из стакана; пересыпание мелких круп и т.д.

     Можно предложить гимнастику для рук: • сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой, развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий;

• постепенно и поочерёдно сжимать пальцы сначала левой руки, а затем правой;

• сложить ладони вместе, развести и свести пальцы; • руки вытянуть перед грудью, пальцы правой руки сжаты в кулак, разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки;

• руки с разведёнными пальцами положить на стол, поочерёдно постукивать по опоре каждым пальцем то одной, то другой руки, то обеих рук сразу;

• ладони вместе, пальцы переплетены, выполняются силовые движения вправо и влево;

 • выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони;

 • выпрямит кисть правой руки и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному и т.д.;

• правую руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные при этом должны подниматься вверх;

• сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разные стороны;

 • пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку.      

     Для подготовки руки к письму можно предложить детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку).

      Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками.

    Ребёнок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

(пальчиковая гимнастика,шнуровки,мозаики т.д.)

Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.

     Для выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.

Упражнение № 1 «Перехваты»

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук Словно ловкими жучками, Пальчиками, как крючками, Перехватим карандаш. Упражнение № 2 «Дудочка»

Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д. Пальчики не отдыхают, Карандаш перебирают, Как на дудочке играют. Упражнение № 3«Согреваем ладошки»

Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.

Катать валик или карандаш: • по столу ладонями; • по столу подушечками пальцев; • между ладошек: Карандаш, в руках катаем И ладошки согреваем. Очень быстро мы катаем, Никогда не замерзаем. Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.

Упражнение № 4 «Собираем брёвнышки»

Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Братья помогают папе, Старший братик и меньшой, Очень ловко и умело, Поднимают груз большой.

• одними и теми же пальцами разных рук;

• одной рукой за два конца (счётные палочки).

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

Упражнение № 5 «Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек Грузовик привез дрова, Соберем их со двора. Повторить упражнение второй рукой.

Упражнение № 7 «Точилка»

Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять: Мы точилочку берем, Карандаш в нее кладем. Будет острым наш Синий карандаш.

Упражнение № 9 «Маятник», «Качели»

Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –«маятник» взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать — «качели»;

Упражнение № 10«Гусеница»

Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами: Гусеница вверх и вниз ползет - С веточки не упадет.

 • постучать по карандашу поочередно указательным большим и средним пальцами;

• подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;

Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

2. Рисование

- занятия по штриховке по контуру, обводка;(трафареты)

- срисовывание геометрических фигур;

- задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;

- дорисовывание незаконченных рисунков;

-дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;

- задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

https://1.bp.blogspot.com/-8BkxhJcp7rk/Xr2kvtl0VfI/AAAAAAAADR4/bZeYMLcacPIEiD5bgAXmTCN_1VKyQt1RwCNcBGAsYHQ/s1600/11-03-15-1150x647.jpg

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

     Предлагаю Вашему вниманию графические диктанты, которые помогут сформировать у детей графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму. Выполняя задания, дети приобретают нужные графические навыки, учится ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивается зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти.    

    Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становятся более усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в своих силах. А эти качества необходимы для успешного обучения в школе.

Соблюдение гигиенических требований:

 •  необходимо следить за правильной посадкой детей за столом, хорошим освещением, за правильным положением пальцев относительно пишущего предмета и за положением кисти;

•   работа проводится в тетрадях в крупную клетку;

• каждые 3-4 минуты письма проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз и пальцев рук.

        Графические диктанты выполняются на бумаге в клеточку (желательно крупную) под диктовку взрослого.

Ребенка просят провести линию следующим образом:

1. Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.

2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.

3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.

4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.

5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.

6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.

7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.

8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.

9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.

3. Зрительный анализ и синтез

- упражнения на определение правых и левых частей тела;

- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;(возьми мяч со стола ,положи мяч под стул)

- задания с условиями по выбору нужных направлений. (сделай три шага прямо ,повернись направо,сделай 2 шага и т.д)

Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивания, застёгивания пуговиц.  Рисование, которым любят заниматься дети, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная зарядка, пальчиковая гимнастика – это краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Обучение письму может быть увлекательной интересной игрой, в которую дети внесут свое творчество.

Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Таким образом, регулярные занятия родителей с ребёнком дома по развитию графомоторных навыков обеспечат правильное и красивое письмо в будущем.

Только наша совместная и слаженная работа позволит достичь поставленной цели и подготовить детей к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Статья посвящена изучению психологической структуры письма и этапам его формирования у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...

"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Статья на тему: "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Статья: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ключевым понятием в методике обучения первоначальному ...

Статья на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Статья поможет раскрыть потенциал ребенка в графомоторных навыках , улучшит письмо ребенка...