Главные вкладки

    Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
    статья по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Зорина Ольга Владимировна

    Статья посвящена изучению психологической структуры письма и этапам его формирования у детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                     Зорина Ольга Владимировна

                                                                                                          воспитатель

                                                                                                                          ГБДОУ №88

                                                                                                           Красногвардейского района

                                                                                                             города Санкт-Петербург  

    Тема статьи: «Психологическая структура письма

                         и предпосылки его формирования у детей

                               старшего дошкольного возраста.».

      В психологическом аспекте письменная речь определяется как компонент других видов деятельности (эпистолярной, учебной, деятельности управления), внутри которых ей отводится определенное структурное место и функциональное назначение.

         Особенностью письменной речи как средства коммуникации является ее монологический и сугубо контекстный характер. Последнее означает, что передаваемый текст должен содержать всю информацию, необходимую читающему или слушающему для полноценного его понимания. Для детей, владеющих преимущественно диалогической, ситуативной формой устноречевой коммуникации, это обстоятельство создает определенные трудности. Они не всегда способны передать всю необходимую информацию, используя только языковые средства, и дополняют речевое высказывание мимико-пантомимическими жестами, опираясь на непосредственный бытовой контекст, известный как говорящему, так и слушающему. Получается, что детям в процессе освоения письменной речи приходится овладевать стилистически новым жанром построения высказываний.

         К настоящему времени сложилась определенная концепция толкования, предложенная Л.С.Выготским [1] о том, что письменная речь, являясь сложной формой психической деятельности человека, необходима ему в повседневной жизни и включает с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности – письмо, а с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения.

       Л.С. Выготский считал письменную речь особой речевой функцией, по своему складу и способу проявления отличающейся от устной речи. Она не является простым воспроизведением истории устной речи или простым переводом устной речи в письменные знаки. Овладение ею не является только усвоением техники письма. Л.С. Выготский называл письменную речь "алгеброй речи" и тем самым подчеркивал ее сложность.

         В глобальном смысле понятие «письменная речь» представляет собой,  по  характеристике Д.Б. Эльконина, - «особую систему символов и знаков, владение которой означает критический, поворотный момент во всем культурном развитии ребёнка» [2].

         Письменная речь является такой структурой, в которой сочетаются письмо и чтение как операциональные компоненты: так, чтобы записать мысль, автор должен мысленно собрать ее в законченный текст и затем записать.

        В педагогике при оценке уровня речевого развития предполагается оценка состояния звукопроизношения, объема словаря, правильности реализации грамматической системы языка, готовности ребенка к самостоятельному развернутому высказыванию.

        В последнее время при определении структуры готовности ребенка к обучению в школе стали использовать такое понятие как “функциональный базис письма”.

       Функциональный базис письма – это многоуровневая система, включающая функции и навыки высокой сложности, при этом у навыков чтения и письма психологическая база несколько различается.

        Предпосылки функционального базиса письма развиваются и формируются к 5-6 годам. В этом возрасте и рекомендуется обучать. А.Н. Корнев [3] выделяет 3 уровня функциональной структуры письма:

    3-й уровень (нижний): интеллектуальное развитие; развитие условных рефлексов; уровень развития сукцессивных способностей; развитие пальцевого праксиса.

    2-й уровень: способность к символизации; фонематическое восприятие и представления; операции фонологического структурирования слов; операции трансформации временной последовательности звуков; пространственная последовательность букв; зрительно-моторная координация.

    1-й уровень: навык звукобуквенной символизации; навык моделирования звуковой структуры слов; графомоторные навыки.

    Обучение письму и чтению проводится одновременно. Выделяется 4 основных этапа в процессе овладения письмом:

    - Ориентировочный (дошкольный возраст). На этом этапе ребенок приучается обращаться с бумагой, карандашом, ручкой. У него развиваются движения руки, зрительный анализатор. Ребенок начинает осознавать письмо, как средство общения.

    - Аналитический (добукварный и букварный периоды школьного обучения), который делится на 2 подэтапа: элементарный (развитие моторики при написании элементов букв и их соединений) и буквенный (укрепляется связь звука с буквой).

         Письменная речь требует от ребенка большей осознанности по сравнению с устной речью. Овладение письменной речью отличается от овладения устной речью и представляет для ребенка трудность.

      Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

        Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

         Для подготовки детей к освоению письменной речи необходимо, чтобы механизм письменной речи и техника письма формировались у них не обособленно друг от друга, а синхронно и одновременно. Техника письма с самого начала должна сформироваться, как средство письменной речи, а саму письменную речь следует рассматривать как процесс, направляемый взаимосвязанными друг с другом специфическими умениями и навыками.

        В структуре единого процесса формирования навыков письма и развития письменной речи выделяются три линии:

    1. -  Развитие устной речи, подготавливающее соответствующую основу для письменной речи.

    2. - Формирование техники письма, способствующей незамедлительному появлению письменной речи.

    3. - Развитие элементов письменной речи.

         Для овладения письмом ребенок должен усвоить графические образы букв, уметь соотносить их с соответствующими акустическими и речедвигательными  характеристиками.

        С точки зрения профессора Р.Е. Левиной [4] успешность овладения письменной речью обусловлена сформированностью произносительных навыков, определенным уровнем развития фонематического слуха, морфологических и синтаксических обобщений, достаточным объемом лингвистических знаний.

     

    Список литературы:

    1. Выготский Л.С. «Психология». – М. изд. ЭКСМО  2002.
    2. Эльконин Д.Б. «Избранные произведения» - М. изд. Просвещение 2000, т.1.
    3. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма  у детей».- СПб., Уч. метод. п., изд. МиМ   1997г.
    4. Левина Р.Е. «Недостатки чтения и письма у детей».- М. Учпедгиз 1940.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

    В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

    Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

    Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...

    "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

    Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

    Статья на тему: "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

    Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

    Статья: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ключевым понятием в методике обучения первоначальному ...

    Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

    quot;Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...