Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
статья по логопедии

Говорова Анна Юрьевна

В данной статье раскрыта сущность понятия графомоторные навыки. Обозначены основные этапы становления данного навыка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya3.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Графомоторные навыки - это сочетание технических навыков, изобразительных умений и совокупность двигательных реакций.

Наилучшее   время   для формирования   графомоторных навыков – это дошкольный период.  Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать  руку, способствовать  формированию графомоторных  умений и   навыков.

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ  - одна из главных задач в предшкольном детстве, требующая внимания со стороны всех педагогов ДОУ и родителей.

Цель  коррекционно – развивающей работы по формированию графомоторных навыков – подготовка детей с ОВЗ к успешному обучению в школе.  

Задачи:

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие высших психических функций.

- Овладение первичными навыками письма.

Принципы построения работы:

1. Игровая мотивация;

2. От простого к сложному;

3. Выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно  синхронно двумя руками, затем одновременно асинхронно;

4. Использование трех составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления;

5. Учет индивидуального темпа детей;

6. Задания на разных уровнях сложности (по подражанию; по образцу; по речевой инструкции)

Также выделяется ряд задач  по развитию мелкой моторики:

- ослабление напряжения  в мышцах кистей и пальцев рук;

развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук;

- формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую;

- развитие силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений;

- динамической координации (координированной работы – одновременной и последовательной, одинаковой и противоположной) кистей обеих рук;

- развитие зрительно-моторной координации.

Овладение графомоторными навыками протекает по следующим направлениям:

1) формирование   тонкокоординированных    движений пальцев   и   кисти руки 

 2) формирование    зрительно – пространственной    ориентировки

3) формирование   зрительно – моторной    координации.

Этапы работы по формированию графомоторных навыков:

Очередность  этапа

Название этапа

Возраст

1-й этап

подготовительный

 0-3 лет

 2-й этап

формирующий

3-5 лет

3-й этап

развивающий

5-7 лет

4–й этап

результативный

выпуск в школу

Формы работы по развитию графомоторных навыков:

1. Коррекционные упражнения по формированию графомоторных навыков (10 основных комплексов пальчиковой гимнастики);

2. Дидактические игры, игровые упражнения на формирование мелкой моторики с использованием сенсорных эталонов;

3. Коррекционно-развивающие занятия;

4. Упражнения на развитие зрительной памяти и целенаправленного внимания;

5. Упражнение  на развитие зрительного внимания;

6. Виды деятельности, способствующие формированию осязания и развитию  моторики.

Технология развития графических навыков заключается в системности и целостности всех форм деятельности – специальных занятий, игр, режимных моментов, повседневного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры (буквы), уч...

Консультация "Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста"

Консультация  для родителей по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности  детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...

Статья "Криотерапия как средство развития графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР."

В статье раскрыт метод криотерапии в процессе развития графомоторных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены теоретические основы и результаты практического использования кри...

Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...