Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Шевчук Ирина Игоревна

Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. В пятилетнем возрасте ребенок пытается заявить о себе, самоутвердиться и делает это не всегда приемлемыми способами. Дети повышенно конфликтны, им трудно войти в контакт со сверстниками, организовать совместную деятельность. Они демонстративны, обидчивы, грубы, застенчивы, чрезмерно активны или, наоборот, пассивны, крикливы, плаксивы. Как правило, эти дети составляют группу риска, с ними проводится психологическая работа по развитию коммуникативных навыков, умения децентрироваться в общении, развитию положительного самоотношения, коррекция эмоциональных зажимов, профилактике неадекватного поведения.

Цель программы: формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта.

Задачи программы:

-развитие эмоционального благополучия,  эмоциональной саморегуляции;

- снижение уровня тревожности, агрессивности, демонстративности, замкнутости;

- развитие позитивной коммуникативной практики;

- развитие позитивного образа Я, адекватных способов самовыражения.

Занятия в «Парке чемпионов» строятся в доступной и интересной для детей форме, где каждый аттракцион – это новая победа и ступенька в эмоциональном развитии ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с СанПин. Количество детей в группе от 5 до 8 человек. Всего 17 занятий.

Новизна программы заключается в развитии эмоционального интеллекта как условия позитивной социализации дошкольников, а также в развитии «Подвижного интеллекта» (способность воспринимать и запоминать новое, решать проблемы, с которыми человек раньше не сталкивался, в противовес «накопленному» интеллекту, основанному на приобретенных знаниях).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_park_chempionov.docx58.32 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа

«Формирование позитивной социализации детей

старшего дошкольного возраста посредством

развития социального и эмоционального интеллекта

 «ПАРК ЧЕМПИОНОВ»

Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Срок освоения программы – 1 год.

Автор-составитель: Шевчук Ирина Игоревна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №39»

Ярославль 2022

Пояснительная записка

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка. Именно поэтому особое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Также поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей. Педагоги обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном  развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Об ошибках семейного воспитания говорит современная литература по психосоматике детского развития. Тело (сома) заболевает под влиянием эмоциональных перегрузок. Директивные действия взрослых, попустительский стиль воспитания с раннего возраста блокируют у ребенка эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезадаптационных форм поведения.

В условиях ДОУ у ребенка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих, переживаний, собственного опыта, успеха и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я». Этот процесс сопровождается отделением себя и своей деятельности от взрослого и детей.

Данная программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. В пятилетнем возрасте ребенок пытается заявить о себе, самоутвердиться и делает это не всегда приемлемыми способами. Дети повышенно конфликтны, им трудно войти в контакт со сверстниками, организовать совместную деятельность. Они демонстративны, обидчивы, грубы, застенчивы, чрезмерно активны или, наоборот, пассивны, крикливы, плаксивы. Как правило, эти дети составляют группу риска, с ними проводится психологическая работа по развитию коммуникативных навыков, умения децентрироваться в общении, развитию положительного самоотношения, коррекция эмоциональных зажимов, профилактике неадекватного поведения.

Цель программы: формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта.

Задачи программы:

-развитие эмоционального благополучия,  эмоциональной саморегуляции;

- снижение уровня тревожности, агрессивности, демонстративности, замкнутости;

- развитие позитивной коммуникативной практики;

- развитие позитивного образа Я, адекватных способов самовыражения.

Занятия в «Парке чемпионов» строятся в доступной и интересной для детей форме, где каждый аттракцион – это новая победа и ступенька в эмоциональном развитии ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с СанПин. Количество детей в группе от 5 до 8 человек. Всего 17 занятий.

Программа составлена с использованием цифровой образовательной технологии Skillfolio, куда входит обучение педагогов технологии развития компетенций Soft-skills и метапредметных навыков в образовательном процессе. Также в ходе занятий с дошкольниками используются практические материалы (упражнения) по развитию эмоционального интеллекта, креативности, критического, системного мышления, коммуникации и коллаборации. При составлении занятий за основу взята модель эмоционального интеллекта В. Шиманской, представленная в виде 4х драйверов:

- осознанность (Я чувствую)

- мотивация (Я хочу)

- самооценка (Я могу)

- адаптивность (Я умею)

И описывающая 5 шагов развития эмоционального интеллекта на основе этих драйверов: я чувствую – я хочу – я могу – я умею - я делаю.

Новизна программы заключается в развитии эмоционального интеллекта как условия позитивной социализации дошкольников, а также в развитии «Подвижного интеллекта» (способность воспринимать и запоминать новое, решать проблемы, с которыми человек раньше не сталкивался, в противовес «накопленному» интеллекту, основанному на приобретенных знаниях).

Структура занятий:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Основная часть (на этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения).
  4. Подведение итогов.
  5. Ритуал прощания.

Содержание программы

Коррекционно-развивающая программа «Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ».

Обязательным условием реализации программы является создание предметно-развивающей  среды ДОУ, которая должна быть психоэмоционально насыщенной и привлекательной, включать разнообразные стимулы творческого, личностного  развития, самовыражения детей. Обеспечить индивидуальную комфортность ребенка поможет использование ширм, организация уголков «уединения», для эмоционального развития и благополучия – использование материалов и игрового оборудования, способствующего снятию психоэмоционального напряжения, проживанию негативных эмоций (центр «воды и песка», «градусник настроения», «мешочки для криков», массажные мячики, рефлекторные коврики/дорожки, пуфы, подушки, сухой бассейн и др.).

Планируемые результаты психолого-педагогической работы в группе в виде, допускающем их экспертную проверку. Психологические занятия по данной программе повышают коммуникативную компетентность детей, происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка, меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими (эффективно взаимодействуют в команде, доброжелательны), развивается способность сознавать и контролировать свои эмоции, прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, потребности. Дети осознают собственную ценность, адекватно оценивают свои возможности, лучше управляют своим телом, своим поведением в различных ситуациях, осознают отношения в семье, испытывают  чувство взаимосвязи с родными.

Перед началом цикла занятий необходимо провести первичное диагностическое обследование детей (см. диагностический инструментарий Приложение 1), также проводится промежуточная диагностика и итоговая в конце занятий.

Тематическое планирование по программе

Разделы

Задачи

Количество занятий

ПАРК ЧЕМПИОНОВ

«Знакомство»

- снижение уровня тревожности;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие чувства принадлежности к группе

2

«Колесо эмоций»

- развитие умения прислушиваться и свободно, адекватно выражать свои ощущения, эмоции, чувства, осознавать их;

- освоение вербальными и невербальными средствами выражения своих чувств;

- обучение пониманию переживаний других людей,
действий и событий, которые могут быть причиной определенных эмоциональных переживаний;

- развитие потребности в самоанализе и рефлексии

5

«Качели понимания»

- развитие чувства принадлежности к группе, общности с ней, навыков совместной деятельности;

- развитие сосредоточенности и способности к концентрации внимания;

- формирование положительного образа сверстника и взрослого, внимательного отношения друг к другу;

- развитие коммуникативных навыков (учить вступать в процесс общения, оценивать эмоциональное состояние друг руга, доверять, помогать и поддерживать партнеров по общению)

2

«Пещера страхов»

- знакомство с игровыми приемами, способствующими снижению тревожности;

- развитие произвольного поведения, уверенности, навыков саморегуляции

2

«Арена конфликтов»

- формирование умения выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами;

- развитие чувства сплоченности, взаимной ответственности;

- формирование навыков сотрудничества, способов разрешения конфликтных ситуаций

2

«Я – супергерой»

- формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости;

- стимулирование моторного и эмоционального самовыражения;

- развитие представления о психологическом времени (прошлом, настоящем, будущем), помощь в  осознании наиболее значимых жизненных событий и достижений;  

- развитие произвольного поведения, навыков саморегуляции;

- формирование адекватной самооценки

4

ВСЕГО

17

Описание основных разделов

№ Занятия

Задачи

Ход занятия

Время

Оборудование

ЗНАКОМСТВО. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Занятие 1.

  1. Снизить уровень тревожности.

2. Дать ребенку почувствовать свою значимость.

3. Помочь увидеть свое отличие от других людей.

4. Научить ребенка быть внимательным к самому себе, своим чувствам переживаниям, принимать себя таким, какой есть.

5.        Развить чувство принадлежности к группе.

Приветствие

Разминка «5 чувств»

Представление парка, маршрута, команды

Упражнение «Моя Вселенная»

Беседа «Как можно знакомиться?»

Упражнение «Ладошка дружбы»

Игра «Бинго знакомств»

Подведение итогов

Прощание

5мин.

2мин.

5-7мин.

2мин.

5мин.

5мин.

3мин.

1мин.

Бланки на каждого участника,

бумага для рисования, цветные карандаши, проектор с  презентацией Парка.

Занятие 2.  

Приветствие

Разминка «5 чувств»

Упражнение «Какой я?»

Упражнение «Мои границы»

Беседа «Что делают друзья вместе?»

Упражнение «Пазл интересов»

Игра «Комплименты», «Прикосновения»

Подведение итогов

Прощание

5мин.

2мин.

5мин.

2мин.

7мин.

3мин.

1мин.

Бланки на каждого участника,

бумага для рисования, ватман,  цветные карандаши.

Аттракцион 1. КОЛЕСО ЭМОЦИЙ

Занятие 3.

1. Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение.

2. Снять мышечные зажимы, развивать пластику, гибкость тела.

3. Развивать умение прислушиваться, осознавать и свободно выражать свои ощущения, эмоции, чувства.

4.  Развивать ощущение внутренней сосредоточенности.

5.Обучать понимать и применять вербальные и невербальные средства выражения своих чувств.

6. Обучать понимать переживания сверстников,
действия и события, которые могут быть причиной определенных эмоциональных переживаний.

7.  Развивать способность к  самоанализу и рефлексии.

Приветствие

Разминка «5 чувств»

Беседа «Польза эмоций»

Игра «Автомат эмоций», «Ток»

Рисование «Исследуем себя. Где живет эмоция?»

Упражнение на релаксацию

Подведение итогов

Прощание

5мин.

7мин.

3мин.

7-10мин.

3мин.

3мин.

1мин.

Бумага для рисования, цветные карандаши, шаблоны, бланки упражнений, музыкальный центр, цветные атласные ленты, музыкальные композиции.

Занятие 4.

Приветствие

Разминка «Карточки йожик»

Беседа «Как выражать свои эмоции?»

Упражнение «Как другой проявляет свои чувства»

Упражнение «Свободный танец»

Психогимнастика «Ручеек радости»

Упражнение «Мимика и эмоции»

Упражнение «Солнечный зайчик»

Подведение итогов

Прощание

5мин.

5-7мин.

5мин.

3мин.

2мин.

3мин.

2мин.

3мин.

1мин.

Зеркало, схемы, карточки, бланки упражнений, бумага для рисования, цветные карандаши, музыкальный центр,  музыкальные композиции.

Занятие 5.

Приветствие

Разминка «Карточки йожик»

Беседа «Пульт управления эмоциями» (просмотр видео ролика первые 2 кнопки)

Упражнение «Шарик», «Ловушка гнева», «Кубик гнева»

Игра «Путаница»

Подведение итогов

Прощание

5мин.

5-7мин.

10мин.

5мин.

3мин.

1мин.

Видеоролик, карточки, бланки упражнений, клубок ниток, воздушные шары по количеству детей (+1), игральный кубик, заготовки ловушек, цветные карандаши, батаки 2 шт.

Занятие 6.

Приветствие

Разминка «Карточки йожик»

Беседа «Пульт управления эмоциями» (просмотр видео ролика)

Упражнение «Коробочка гнева», «Сказка гнева»

Игра «Тух-тиби-дух»

Подведение итогов

Прощание 

5мин.

5-7мин.

10мин.

5мин.

3мин.

1мин.

Видеоролик, карточки, бланки упражнений, камни, гуашь, заготовка коробочки, ватман.

Занятие 7.

Приветствие

Разминка «5чувств»

Беседа «5чувств удивления, интереса, грусти, радости, злости»

Упражнение «Расколдуй великана / принцессу»,

«Колесо действий»

Игра «Сосиска-кетчуп-кока-кола»

Подведение итогов (отметки о пройденном аттракционе на карте Парка)

Прощание

5мин.

5-7мин.

3мин.

5мин.

2мин.

3мин.

1мин.

Зеркало, схемы, карточки, бланки упражнений, бумага для рисования, цветные карандаши, общая схема маршрута, флажки настольные, фотоаппарат.

КАЧЕЛИ ПОНИМАНИЯ

Занятие 8.

1. Развивать чувство принадлежности к группе, общности с ней, навыков совместной деятельности.

2. Развитие ощущение сосредоточенности и способности к концентрации внимания.

3. Формировать положительный образ сверстника и взрослого, внимательное отношение друг к другу.

4.  Развивать коммуникативные навыки (учить вступать в процесс общения, оценивать эмоциональное состояние друг руга, доверять, помогать и поддерживать партнеров по общению)

Приветствие

Разминка «Роли дня, представление»  Упражнение «Копилка эмоций»

Беседа «Пирамида отношений»

Упражнение в парах «Где зарыты сокровища»

Игра «Йога со спиннером»

Игра «Эмоции-движение-речь»

Подведение итогов Прощание

5мин.

2мин.

5мин.

5-7мин.

3мин.

3мин.

1мин.

3мин.

1мин.

Карточки-роли, бланки упражнений, спиннер, заготовки эмоций, банка-копилка, цветные карандаши, карточки, кубики (эмоции, слова, действия)

Занятие 9.

Разминка «Роли дня, представление»  

Упражнение «Градусник настроения»

Беседа «Что делать, если…» (моделирование ситуаций), знакомство с притчей «Слон и слепые мудрецы»

Упражнение «Контакт», «Опиши друга» создание общего коллажа

Игра «Эмоции-движение-речь»

Подведение итогов

(отметки о пройденном аттракционе на карте Парка)

Прощание

5мин.

2мин.

5-7мин.

10мин.

2мин.

3мин.

1мин.

Видеоролик, карточки-роли, старые газеты, журналы, клей,  общая схема маршрута, флажки настольные, фотоаппарат.

ПЕЩЕРА СТРАХОВ

Занятие 10.

1. Познакомить с игровыми приемами, способствующими снижению тревожности.

2. Развивать слуховое внимание, произвольность поведения, уверенность в себе, навыки саморегуляции.

Приветствие

Разминка «Роли дня, представление»  Упражнение «Копилка эмоций»

Беседа «Ладошка страха»

Упражнение «Светофор страха» + «Спиннер страха»

Упражнение «Звездное дыхание»

Релаксационное упражнение «Прогулка»

Игра «Эмоции-движение-речь»

Подведение итогов Прощание

5мин.

2мин.

5мин.

5-7мин.

2мин.

3мин.

2мин.

3мин.

1мин.

Карточки-роли, заготовки эмоций, банка-копилка, спиннер, бланки упражнений, музыкальный центр, музыкальные композиции.

Занятие 11.

Приветствие

Разминка «Роли дня, представление»  Упражнение «Копилка эмоций»

Беседа «Большой и маленький страх. Как быть отважным?»

Упражнение «Отпусти эмоцию»

Упражнение «Защитное заклинание», «Внутренний щит»

Игра «Ты - лев!»

Игра «Солнечный зайчик»

Подведение итогов

(отметки о пройденном аттракционе на карте Парка)

Прощание

5мин.

2мин.

5мин.

3мин.

5-7мин.

5мин.

3мин.

1мин.

Карточки-роли, цветные карандаши, воздушный шар,  общая схема маршрута, флажки настольные, фотоаппарат.

АРЕНА КОНФЛИКТОВ

Занятие 12.

1. Формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами.

2.  Развивать чувство сплоченности, взаимной ответственности.

3. Формировать навыки сотрудничества, способы разрешения конфликтных ситуаций.

Приветствие

Разминка «Роли дня, представление»  Упражнение «Градусник настроений»

Беседа «Дразнилки, подушка и щит»

Упражнение «Ссора», «Почему он злится?»

Игра «Ругаемся овощами», «Стоп-кадр»

Игра «Комплимент»

Подведение итогов

Прощание

5мин.

2мин.

10мин.

5мин.

5мин.

2мин.

1мин.

Карточки-роли, цветные карандаши, бумага для рисования, цветные карандаши.

Занятие 13.

Приветствие

Разминка «Роли дня, представление»  

Упражнение «Градусник настроений»

Беседа «Формула общения»

Упражнение «Дерево», «Слова поддержки»

Упражнение «Почему я это чувствую?»

Игра «Угадай эмоцию», «Усиль эмоцию», «Волна»

Подведение итогов (отметки о пройденном аттракционе на карте Парка)

Прощание

5мин.

2мин.

5мин.

5мин.

3мин.

5мин.

3мин.

1мин.

Карточки-роли, цветные карандаши, бумага для рисования, цветные карандаши, карточки с эмоциями, общая схема маршрута, флажки настольные, фотоаппарат.

Я - СУПЕРГЕРОЙ

Занятие 14.

1. Формировать позитивное отношение к себе, укреплять уверенность в своих силах, чувство собственной значимости, адекватную самооценку.

2. Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение.

3. Развивать представления о психологическом времени (прошлом, настоящем, будущем), помогать в  осознании наиболее значимых жизненных событий и достижений.

4. Развивать произвольное поведение, навыки саморегуляции.

5. Способствовать проживанию позитивного эмоционального опыта, осознанию чувства привязанности и взаимосвязи со своей семьей.

Приветствие

Разминка «5чувств доверия»  

Упражнение «Радуга эмоций»

Беседа «Мои достижения»

Упражнение «Мой план заботы о себе» (1 часть)

Этюд «Из семени в дерево»

Игра «Программа хороших новостей»

Подведение итогов (танец супергероя)

Прощание

5мин.

3мин.

7-10мин.

2мин.

5мин.

3мин.

1мин.

Цветные карандаши, бланки упражнений, рамка, музыкальный центр, музыкальные композиции.

Занятие 15.

Приветствие

Разминка «5чувств интереса»  

Упражнение «Сосуд эмоций»

Упражнение «Мой план заботы о себе» (2часть)

Игра «Интервью»

Упражнение «Найди и промолчи», «Что изменилось?»

Подведение итогов (танец супергероя)

Прощание

5мин.

5мин.

5мин.

5мин.

3мин.

3мин.

1мин.

Цветные карандаши, бланки упражнений, микрофон, музыкальный центр, музыкальные композиции.

Занятие 16.

Приветствие

Разминка «Карточки йожик» (поза героя)

Упражнение «Цветок счастья

Упражнение «Дерево любви»

Упражнение «Браво»

Игра «Ты мне нравишься»

Подведение итогов (танец супергероя)

Прощание

5мин.

5мин.

5мин.

3мин.

5мин.

3мин.

1мин.

Карточки, цветные карандаши, музыкальный центр, музыкальные композиции.

Занятие 17.

Приветствие

Разминка «Карточки йожик» (поза героя)

Упражнение «Секрет»

Создание, завершение коллажа путешествия «Парк Чемпионов»

Подведение итогов (танец супергероя, собираем весь танец)

Танец супергероев

Прощание

5мин.

5мин.

10мин.

5мин.

Карточки, цветные карандаши, старые газеты, журналы, клей,  общая схема маршрута, флажки настольные, фотоаппарат, музыкальный центр, музыкальные композиции.

Приложение №1

Диагностический модуль по выявлению эмоциональных нарушений

 у детей старшего дошкольного возраста

Наименование методики

Автор

Исследуемый параметр

Источник

Методики для детей

1.

Методика исследования детского самосознания

Н.Л. Белопольская

Идентификация полу, возрасту

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. —  2-е испр. изд. — М. : Когито-Центр, 1998. —24 с.

2.

Методика «Автопортрет»

Р. Бернс

Эмоциональный компонент личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожность, страхи, агрессивность)

Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. — М.: Эксмо, 2006. — 568 с. : ил.

3.

Методика «Лесенка»

В. Г. Щур

Эмоциональный компонент самооценки

Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. — 8-е. изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. —  315 с. : ил.

4.

Методика «Разноцветные домики»

Н.И.Ганошенко, И.В.Тихомирова

Особенности эмоционального отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам

Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Рисуночная методика «Разноцветные домики» // Психологическая диагностика. —2005. — № 2. — С. 57—64.

5.

Тест тревожности

Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен

Тревожность

Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / сост. Н.Ф. Иванова. —Волгоград: Учитель, 2009. —  191 с.

6.

Методика по выявлению тревожности и страхов

А.И. Захаров

Преобладающие страхи, степень их выраженности

Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / сост. Н.Ф. Иванова. —Волгоград: Учитель, 2009. —  191 с.

7.

Методика «Паровозик»

С.В. Велиева

Тревожность

Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Велиева. — СПб. : Речь, 2005. —  240 с.

8.

Методика исследования межличностных отношений

Рене Жиль

Сфера межличностных отношений ребенка с окружающими людьми

Клюева Н.Ф. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. — 2. изд. — ,  Ярославль : Акад. развития, 2001. — 157 с. : ил.

9.

Методика «Почта»

Д. Антони, Е. Бене

Эмоциональные отношения ребенка с семьей

Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антонии и Е. Бине) [Электронный ресурс]:  

Режим доступа:

https://psylist.net/

10.

Тест самоконтроля и произвольности

А. Л. Сиротюк

Уровень самоконтроля и произвольности

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М. : ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.

11.

Диагностика эмоциональных отношений в семье «Цветик-восьмицветик»

С.В. Велиева

Эмоциональные отношения ребенка с семьей

Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Велиева. — СПб. : Речь, 2005. —  240 с.

12.

Цветовой тест эмоциональных состояний

М. Люшер

Уровень комфортности

Восьмицветовой тест Люшера. Руководство по использованию / Шапошникова О.В. — М. : Когито-Центр, 2008. — 134 с.

13.

Методика  «Плохой и хороший ребёнок»

А.М. Прихожан, З. Василяукайте

Самооценка, идентификация полу

Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья: руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошк. и мл. шк. возраста / В. В. Ветрова. — М. : Пед. о-во России, 2000. — 183 с.

14.

Методика диагностики межличностных отношений детей «Секрет»

Т. А. Репин

Межличностные отношения, эмоциональное самочувствие в группе

Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. — Ростов на-Дону: Феникс, 2008. — 568 с. : ил.

15.

Методика «Я в детском саду»

Межличностные отношения, эмоциональное самочувствие в группе

Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. — Ростов на-Дону: Феникс, 2008. — 568 с. : ил.

16.

Индивидуальная беседа «Нравится ли тебе в детском саду?»

Е.В. Кучерова

Эмоциональное благополучие

Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. — Ростов на-Дону: Феникс, 2008. — 568 с. : ил.

17.

Тест для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях

Розенцвейг

Поведение в конфликтных ситуациях

Клюева Н.Ф. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. — 2. изд. —  Ярославль : Акад. развития, 2001. — 157 с. : ил.

18.

Методика «Несуществующее животное»

М.3. Друкаревич

Эмоциональные особенности ребенка, сфера общения, агрессивность

Савельев Н.В. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения. — Ростов на-Дону : Феникс, 2005. — 576 с.

19.

Рисуночная методика «Моя семья»

Г.Т. Хоментаускас

Восприятие ребенком семейной структуры, эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье

Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. — Ростов на-Дону : Феникс, 2008. — 426 с.

Методики для родителей

1.

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)

И.М. Марковская

Особенности взаимодействия родителей и детей

Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. — Ростов на-Дону: Феникс, 2008. — 568 с. : ил.

2.

Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка»

П. Бейкер, М. Алворд

 

Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. — Ростов на-Дону: Феникс, 2008. — 568 с. : ил.

3.

Опросник для выявление тревожности у ребенка

Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко

Тревожность

Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. — Ростов на-Дону: Феникс, 2008. — 568 с. : ил.

4.

Анализ семейных взаимоотношений

Э. Г. Эйдемиллер

В. В. Юстицкис

Особенности семейного воспитания

Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. — Ростов на-Дону: Феникс, 2008. — 568 с. : ил.

5.

Измерение родительских установок и реакций

Е. Шефер,

К. Белл

Установки по организации семейной жизни и воспитания детей

Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. — Ростов на-Дону: Феникс, 2008. — 568 с. : ил.

6.

Анкета «Социальный профиль вашего ребенка»

Е.Н. Лихачева

Лихачева Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Диагностика, программа занятий. —  СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. — 80 с.

Методики для педагогов

1.

Анкета «Признаки агрессивности»

Лютова Е.К.  Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Лютова Е.К., Г.Б. Монина. – СПб. : Речь, 2008. —  190 с.

2.

Опросник для выявление тревожности у ребенка

Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко

Тревожность

Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. — Ростов на-Дону: Феникс, 2008. — 568 с. : ил.

3.

Тестовая карта коммуникативной деятельности

А.А. Леонтьев

Стиль общения педагога с группой детей

Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. — Ростов на-Дону: Феникс, 2008. — 568 с. : ил.

Приложение №2

Библиографическое описание

  1. Акопова Э.С. Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия / Акопова Э.С., Иванова Е.Ю.   — М. : АРКТИ, 2007. – 256 с.
  2. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Игровые технологии. — М. : Сфера , 2020. — 128 с.
  3. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. —  2-е испр. изд. — М. : Когито-Центр, 1998. —24 с.
  4. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. — М.: Эксмо, 2006. — 568 с. : ил.
  5. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. — 160 с.
  6. Войтенко Г.П. Как развивать воображение у ребенка //  Справочник педагога-психолога. – 2015. - № 5. – С. 28-38.
  7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. — М. : АСТ, 2009. — 544 с.
  8. Зинченко Г.И. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет «У страха глаза велики» //  Справочник педагога-психолога. – 2015. - № 9. – С. 44-54.
  9. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. — М. :  Книголюб, 2004. — 56 с.
  10. Ильина М.В. Развитие вербального воображения. — М. : Книголюб, 2003. — 32с.
  11.  Ильина М.В. Развитие невербального воображения. — М. :  Книголюб, 2006. — 64 с.
  12.  Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб. : Речь, 2004. — 272 с.
  13.  Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М. : Сфера, 2008. — 80 с.
  14.  Кунафеева Г.Ю. Диагностика эмоциональных нарушений с применением арт-терапевтических методик // Справочник педагога-психолога. – 2015. - № 3. – С. 12-24.
  15.  Лихачева Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Диагностика, программа занятий. —  СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. — 80 с.
  16.  Лютова Е.К.  Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Лютова Е.К., Г.Б. Монина. – СПб. : Речь, 2008. —  190 с.
  17.  Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М. : Гардарики,  2007. — 253 с.
  18.  Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми  3-9 лет —М. : Генезис, 2003. — 176 с.
  19.  Чистякова М.И. Психогимнастика  / М.И. Буянова. – М. : Просвещение, 1995. — 160 с.
  20.  Шиманская В. Где живут эмоции? Практические задания для развития эмоционального интеллекта. — М.: МИФ, 2021. — 104 с.
  21.  Шиманская В. Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими. — СПб. : Питер, 2021. — 304 с.
  22.  Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. — 8-е. изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. —  315 с. : ил.
  23. Эмоциональный интеллект — М.: Альпина Пабл., 2016. — 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подбор литературных произведений для чтения с детьми разных возрастных групп по формированию полоролевой социализации в дошкольном возрасте

Подбор литературных произведений для чтения с детьми разных возрастных групп по формированию полоролевой социализации в дошкольном возрасте...

Упражнения и игры на формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов ДОУ  по теме "Упражнения и игры на формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете: "Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста"

Доклад "Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста" (из опыта работы)...

проект Социально ориентированные игры как средство формирования позитивной социализации у дошкольников

проект Социально ориентированные игры как средство формирования позитивной социализации у дошкольников...

Рабочая программа "Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время большое значение в обществе уделяется добровольческому труду.  Для волонтёра характерны такие качества личности, как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и ...