Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника
консультация

Дмитриенко Наталья Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника» .

hello_html_48131ebd

Что же такое фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, что знание букв не исключает серьёзных затруднений при обучении детей грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных педагогом! Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребёнку необходимо представлять то, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности. Поэтому, важно развивать у ребёнка фонематический слух.

Умение сосредотачиваться на звуке - называется слуховым вниманием и это очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Когда ребёнок вслушивается в слова, он сопоставляет их звучание и пытается их повторить, он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка - это умение называется фонематическим слухом. В отличии от звуковысотного (музыкального) слуха, направленного на развитие звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает» различение фонем – частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением, понимания смысла ударений в словах и так далее.  

Попробуем представить себе, как мы взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В дошкольном возрасте ребёнок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка и научиться узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего в середине слова.

Некоторые сложности возникают у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо “дом” – “том”); звук –[Р] на [Л] и обратно (вместо “три” – “тли”); звук [М] - [Н] и обратно; шипящие свистящими (вместо “здорово” - “ждорово”) и другое. В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению. Очень важно не упустить время и научить ребёнка основам грамотности!

Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные задания:

1. Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребёнок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, допустим - ша, хлопнуть в ладоши. Например: вы произносите, вперемешку, несколько слогов: са, ца, ча, и называете слог ша и ребёнок хлопает в ладоши - значит он его слышит и различает среди других слогов.

2. Проверим, различает ли ребёнок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Предложите ему выбрать нужную картинку (или повторить на слух): жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.

3. Следующий приём позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребёнку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба, ма-на-ма. Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук- тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи! Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

- узнавание неречевых звуков (звуки музыкальных инструментов, бытовые звуки, звуки животных и птиц). Ребёнок должен отличать их от речевых звуков - это речь человека, даже если он изображает звук предметов или животных;

- различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

- различение слов, близких по звуковому составу;

- различение слогов;

- различение звуков;

- анализ звукового состава слова.

Желаю успехов в преодолении нарушений и в развитии фонематического слуха! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Что же такое фонематический слух?     Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

 Многие полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

"Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом....

Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок....

"Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника".

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно дел...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

О нарушениях  фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....