Родительское собрание "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Кобзева Ольга Владимировна

Цель. Приобщение родителей к совместному воспитанию детей в детском саду и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания на тему:

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Цель. Приобщение родителей к совместному воспитанию детей в детском саду и дома.

Задачи:

- привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным вопросам;

- способствовать развитию понимания у родителей ценности в воспитании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста;

- активно привлекать родителей развитию навыков самообслуживания детей дома.

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители!  Сегодня мы поговорим о «Воспитании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Что такое самостоятельность?

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Задачи, которые стоят перед взрослыми:

- Сформировать  новые  умения, знания, навыки и  закрепить  уже имеющиеся.

- Воспитывать уважение к труду

- Умение своими силами достигать  результаты, развивать  чувство  удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том,  что если постараться, то  много можно сделать самому.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности? «Я сам», -говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не справиться выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи, причиняют большой вред. Ребенка лишают возможности действовать самостоятельно, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, в умении одеваться, раздеваться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для полотенца, верхней одежды, выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), выделить отдельную мебель для хранения игрушек и т.д. В квартире все должно быть приспособлено для удобства детей. Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным.

Самообслуживание - это труд, направленный на удовлетворение своих потребностей. Трудовое воспитание  начинается   с самообслуживания.    

Виды самообслуживания:

Умывание.

 Одевание.

 Прием пищи и  поведения за столом.

 Игры и уход  за игрушками.

Необходимо  правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку и т.д.),  взрослые наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.

      Умывание 

 Рассмотрим алгоритм умывания:

  • Закатать рукава
  • Открыть кран.
  • Намочить руки
  • Взять мыло.
  • Намылить руки
  • Смыть мыло
  • Закрыть кран
  • Взять полотенце
  • Вытереть руки

Чтобы ребенок самостоятельно выполнял все эти действия, в семье должны быть созданы необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для полотенца, выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета.

       Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.

Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными:

- снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю;

- желательна обувь не на шнурках, а на  липучке;

- не перчатки, а варежки;

- одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;

- в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье;

одежда должна соответствовать размеру ребенка.

Учить детей не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надеваю с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).

Собираясь на прогулку, необходимо соблюдать алгоритм одевания. Кто знает, в какой последовательности нужно одеваться? (ответы родителей + схема одевания на доску).

Сейчас мы вам предлагаем немного поиграть.

Игра «Наведи в шкафу порядок» 

Участвуют 4 человека. Вам нужно вывернуть правильно одежду ребенка, и сложить аккуратно в той последовательно, в какой он будет одеваться. Кто быстрее справится с заданием, тот и выиграл.

Прием пищи и поведение за столом

Прием пищи - сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта.  Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой  (к концу 4-го года жизни вилкой), правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.

Важно обращать внимание на  правильную посадку ребенка за столом. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и своим примером, направляющим  внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так. 

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка, пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно держать ложку.

Надо приучать детей:

  1. перед едой тщательно мыть руки;
  2. жевать пищу с закрытым ртом;
  3. есть только за столом;
  4. правильно пользоваться ложкой, вилкой,
  5. вставая из-за стола, проверить своё место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;
  6. окончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Навыки самообслуживания воспитываются не для удобства  взрослых. В них заложен  глубокий нравственный смысл, т.к. они развивают у малыша  способность  к волевому усилию,  которое в будущем  является  необходимым условием   трудового воспитания.

Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. 

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях? Сейчас мы вам предлагаем решить в группах те ситуации, которые вам достанутся.

Ситуация: Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».

Вопрос: Какие действия нужно предпринять взрослым? (Обсуждение ситуации)

Ситуация: На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.

Вопрос: Как должна поступить мама в этой ситуации? (Обсуждение ситуации) 

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от родителей знаний и большого терпения.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, больше опирайтесь на поощрение и похвалу.

Применяйте  положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?

 За старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Похвала не должны быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

Труд должен  приносить  ребенку радость. Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно.

Что дети должны уметь :

- Мыть руки, засучив рукава

- Мыть лицо

- Правильно пользоваться мылом

- Не мочить одежду

- Вытираться    полотенцем, вешать его на место

- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности (одежду снимать, одевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, пуговицы расстегнуть, застегнуть, учиться завязывать шнурки).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. При этом мы всегда придерживаемся правила: все, что ребенок может сделать сам, надо требовать от него.

Нашу встречу, мы хотели бы закончить стихотворением Константина Мурзалиева «Я сам»:

Я всё умею делать сам: 

Сам просыпаюсь по утрам, 

Сам говорю: - Пора вставать! – 

Сам застелю свою кровать! 

Я сам! Я первый на ногах, 

Сам одеваюсь впопыхах, 

Чтоб никуда из-за меня 

Не опоздала бы родня! 

Сам чищу ваксой башмаки, 

Сам завяжу на них шнурки – 

Как следует, без узелка, 

А это ж целых два шнурка! 

И вот иду я в детский сад – 

Я сам! Не то что год назад! 

Метёт метель, сечёт ли дождь, 

А ты идёшь себе, идёшь… 

Я и до школы бы дошёл.

Я сам дорогу бы нашёл, 

Но только надо, говорят, 

Сперва закончить детский сад.

Самостоятельные действия детей развивают крупную, мелкую моторику, мышление, память, внимание. Развитие крупной, мелкой моторики развивает речь.
Самостоятельные дети – развитые дети! Давайте будем стремиться к развитию наших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

План:1.     Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.2.     Решение проблематичных ситуаций.3.     Сов...

Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”....

Конспект родительского собрания во II младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.Решение проблематичных ситуаций.Совместная деятельность с ребенком....

Родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» во второй группе раннего возраста

Стихотворение «Я сама»(И. Муравейка)- Давай будем одеваться …- Я сама! Я сама!- Пойдём, будем умываться …- Я сама! Я сама!- Ну идём хоть причешу я …- Я сама! Я сама!- Ну давай хоть накормлю я …-...

Конспект родительского собрания в младшей группе«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».Родительское собрание...

Родительское собрание в первой младшей группе "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Родительское собрание в первой младшей группе "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"...