Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста
материал (младшая группа)

Цель: объединить усилия семьи и дошкольного учреждения в воспитании самостоятельности у детей.

План проведения:

  • Игра с родителями «Волшебная палочка» (для раскрепощения);
  • Вступительное слово (мудрые мысли);
  • Выступление педагога по теме;
  • Работа по командам (решение ситуаций, задач);
  • Игра с родителями «Вставь пропущенное слово»;
  • Подведение итогов;
  • Просмотр презентации «Один день из жизни группы».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Голицынская СОШ №2 Дошкольное отделение

Детский сад №85

Родительское собрание на тему:

«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»

Работу выполнила:

Шерстобитова Ф.Х.

Большие Вяземы

2023г

Родительское собрание в первой младшей группе.

Тема: Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.

Цель: объединить усилия семьи и дошкольного учреждения в воспитании самостоятельности у детей.

План проведения:

  • Игра с родителями «Волшебная палочка» (для раскрепощения);
  • Вступительное слово (мудрые мысли);
  • Выступление педагога по теме;
  • Работа по командам (решение ситуаций, задач);
  • Игра с родителями «Вставь пропущенное слово»;
  • Подведение итогов;
  • Просмотр презентации «Один день из жизни группы».

Подготовительный этап:

  • Подбор (изучение)  материала по воспитанию самостоятельности у детей раннего возраста.
  • Подбор высказываний по теме.
  • Изготовление папки-раскладки «Эффект бумеранга».
  • Распечатка рекомендаций для родителей: «Что я могу», «Правила обучения самостоятельности».
  • Изготовление почтового ящика «Хочу все знать».
  • Подготовка презентации «Один день из жизни группы».
  • Предложить родителям подумать над вопросом: «Что такое самостоятельность у детей раннего возраста».

Ход:

1. Здравствуйте, уважаемые родители. Кто-то уже знаком  друг с  другом, а кто-то нет. Поэтому давайте познакомимся    поближе и поиграем в такую игру.  Я  буду передавать по кругу волшебную палочку, а та семья,  у которой она находится, должна представиться и назвать прилагательное,  

Например: Наша группа тоже своего рода семья (2 мамы и 34 ребенка), значит начнем с нас!

-   Ф. Х. – Наша семья необычная, неординарная (передаем палочку родителям).

- Слова прилагательные не должны повторяться (проводится игра с родителям)

2.  Тема нашего собрания «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста». Вы спросите. Почему мы будем говорить о самостоятельности.

- Что же такое самостоятельность? Как  вы думаете?  ( Ответы родителей).

У воспитателя на магнитной доске развешаны  высказывания:

«Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки».

«Самостоятельность (сам) – этап становления человеческой личности ; В процессе своей жизнедеятельности, человек  периодически вынужден его преодолевать».

«Человек становится взрослым и самостоятельным, когда начинает сам принимать решения и чувствовать за них ответственность».

                                                                                                             А. А. Лебедев.

«Самостоятельность – умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью».

- Вы видите много определений, но они не подходят для детей нашего возраста. Для нас больше подходит это высказывание: «Самостоятельность – способность себя занять, способность чем-то заниматься какое-то время, без помощи взрослых».

- А теперь подумайте и скажите, что ваш малыш умеет делать сам (ответы  родителей).

- Вот видите, сколько  много он может сделать . А теперь посмотрите на этот список, здесь перечислены действия, которые доступны для детей раннего возраста. (воспитатель выставляет на магнитную доску список действий, которые может выполнить ребенок раннего возраста самостоятельно).

                                     

   Что я могу

1. Мыть руки, засучивая рукава.

2. Мыть лицо, не разбрызгивая воду.

 3. Правильно пользоваться мылом.

 4. Не мочить одежду.

5. Одеваться и раздеваться в определенном порядке, одежду складывать, вешать, расстегивать (позднее застегивать) пуговицы.

6.  Замечать  непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

7. Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

8. Пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу закрытым ртом.

 9. Правильно пользоваться ложкой, салфеткой .

10. Убирать игрушки, строительный материал на место.

 – Посмотрите, сколько может делать ваш малыш самостоятельно.

Но очень часто, по разным причинам - из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка (порвёт, упадёт, ушибётся) – взрослые стремятся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? ( ответы родителей).

-Конечно, такие действия взрослых, причиняют большой вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в себя, приучают надеяться на других. Да и себе родители не облегчают работы, сколько времени они тратят на обслуживание ребёнка. Полезнее было бы родителям потратить время на то, что бы научить малыша не обходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. Конечно, ребёнок не сразу и с большим трудом приобретает эти навыки и ему потребуется ваша помощь.

4. Прежде всего следует создать в семье условия, которые способствуют развитию самостоятельности у детей.

- Давайте разделимся с вами на команды при помощи нашей волшебной коробочки секретиков. Вам надо достать из нее картинку. У кого на ней будет изображена одежда, это команда называется «Одевалочки». А кто вытащит картинку с изображением посуды – это команда «Помогалочки» (родители делятся на команды) Сейчас каждая команда получит определенные жизненные ситуации. Ваша задача: решить их и ответить на вопрос

Ситуация № 1

Саша любит мыть руки самостоятельно, но кран расположен высоко. Ребенок изо всех сил тянет руки к крану- вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате – бесполезный труд,  затраченные силы ребенка и недовольство родителей.

В чем ошибка родителей и как ее исправить? Поделитесь опытом: как вы умываетесь дома.                                                Ситуация №2

Миша сам научился снимать куртку. Но каждый раз, приходя с улицы, он бросал её там, где раздел или подавал маме. Почему? Что надо сделать родителям?

Ситуация №3

У мамы двое детей и такие молодцы! Они сами за собой убирают игрушки в специальную корзину. Мама очень любит с ними играть. Одна беда, когда хочется построить домик для собачки или покормить куклу, приходится очень долго искать кубики или посуду в этой огромной корзине.

Какую ошибку допустила мама? Как её исправить? Поделитесь опытом, где у вас лежат игрушки?

- Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. Надеемся, что в вашей семье таких проблем не будет. Вы сможете приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, полотенце, выделить место для хранения игрушек и многое другое.

5. При формировании навыков самостоятельности мы сталкиваемся с тем, что ребёнок не может выполнить предложенные задачи. Что тогда делать? Давайте попробуем в этом разобраться. Давайте попробуем решить с вами некоторые задачи.  

Задание № 1

Кириллу очень самостоятельно вытираться после умывания. Он снимает полотенце с вешалки и, образовавшимся «комком» , тщательно трёт себя. Но почему-то после этого всё равно остаётся сырой. Почему? Что надо сделать родителям?

Задание №2

- После сна  мама сказала Антону, чтобы он умылся сам. Сын подошёл к крану, намочил пальцы и стал ими тереть глаза. На просьбу мамы: «Умойся по-хорошему», Антон ещё тщательнее стал натирать глаза.

В чём здесь ошибка? Как её исправить?                                

Задание №3

Ксюша самостоятельно пытается одевать колготки. Для того, чтоб ещё заинтересовать дочь, мама купила для неё яркие красивые колготки из синтетики (как у больших девочек!) Но когда Ксюша в очередной раз стала сама одеваться, у неё ни чего не получилось. Колготки вытягивались, а непослушные пальчики никак  не могли попасть в носок, всё время за что-то зацеплялись. Ксюша начала капризничать. Почему?

-Чтоб воспитать у детей самостоятельность, необходимо правильно руководить  действиями детей, наглядно продемонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если у ребёнка не сразу получается, ему необходимо помочь. Также надо обращать на рациональность тех или иных способах действия.

Например: Чтоб пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтоб правильно надеть платье, футболку, сначала надо определить, где у них  перед  (на одежде у детей должны быть отличительные признаки: рисунок, застёжка, вышивка).

Обучая детей, учитывайте их опыт, возрастные особенности. Так действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем с одеванием; ребёнку легче научится мыть руки, чем лицо.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить последовательность одевания (раздевания), научится правильно умываться. А зайчик может посмотреть, как ваш малыш держит ложку и др. Чтоб ребенка заинтересовать в обучении самостоятельности, можно использовать различные песенки, потешки, стихи. Давайте поиграем в игру « Вставь пропущенное слово». Вам надо вставить пропущенные слова в стихотворение  или  в потешку и сказать, когда мы можем ее использовать.

При одевании, раздевании.

  • Наша Маша….(маленька),

На ней….(шубка) аленька.

  • Маша варежку…  (одела):

«Ой, куда я…( пальчик) дела?»

Мама…(варежку) сняла:

- посмотрите-ка,… нашла!

3. Вова взял у папы… (шляпу),

Чтоб похожим быть на…. (папу).

Надевает шляпу эту…

Где же Вова? Вовы…( нету).

При кормлении.

  • Умница, Катенька,

Ешь…(кашку) сладеньку,

Вкусную,…(пушистую),

Мягкую, …(душистую).

  • Никому отказа нет,

Подан каждому…(обед):

Собачке -….(в миске),

В блюдечке -…(киске),

Курочке-несушке

(Пшена) в черепушке,

А Машеньке -…(в тарелке),

В глубокой, не в мелкой.

  • Что полезно, всем известно? –

Я ответ найду легко.

На моей любимой…(чашке)

Нарисованы…(ромашки).

Ну а в чашке - …(молоко).

Трудовые навыки.

  • Я один у мамы…(сын),

Нет у мамы… (дочки).

Как же маме мне… (помочь)?

Постирать …(платочки)?

Мыло… (пенится) в корыте

Я …(стираю), посмотрите!

  • А теперь за дело…( дружно),

Убирать ( игрушки) нужно.

  • Тихо-тихо снег (идет),

Белый снег,….(мохнатый).

Мы…( расчистим) снег и лед

Во дворе….(лопатой).

-Воспитывая у детей самостоятельность, не скупитесь на похвалу. Это поддержит  у детей интерес, стремление улучшить свой результат, даст  им  возможность  увидеть  чему  они научились, чему ещё нужно научиться.

В младшем возрасте дети очень любят подражать за взрослыми. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, актуальность, родители должны быть примером для подражания. Дети по своей природе активны. Наша задача развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опёкой.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, поэтому её надо с раннего возраста.

Вы - родители! И именно от вас зависит, каким вырастает ваш ребёнок! Мы же в свою очередь можем предложить свою помощь. (раздаются памятки «Правила обучения самостоятельности»).

А в заключении предлагаем вам посмотреть презентацию «Один день из жизни группы».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с самого раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнить различные действия самостояте...

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста

Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ре...

"Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста". Статья для родителей

Третий год жизни- период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в её формировании, приводит к появлению у детей капризов, упрямству или лени. Самостоятельность формируется в процессе при...

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Она воспитывается с раннего детства....

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста

Первые годы жизни ребенка являются важнейшим этапом в его формировании. Уникальность этого периода состоит в стремительности развития ребенка, что требует пристального внимания и родителей, и пед...

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни....

Консультация "Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста"

Консультация для родителей  детей младшего возраста "Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста"...