Адаптация дошкольников в разные возрастные периоды.
статья

Иванова Марина Александровна

Адаптация дошкольников в разные возрастные периоды.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

 

Адаптация детей раннего возраста (2–3 года) в детском саду.

При поступлении в детский сад малыш оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и серьезных заболеваний.

 

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных,  но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.

 - Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

 - Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

 - Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

 

Как помочь малышу в период адаптации.

Дети начинают посещать детский сад, как правило, в сентябре. Но подготовку к саду необходимо начинать в мае, то есть за четыре месяца до начала полноценной детсадовской жизни. Родителям лучше всего заранее уточнить, каким будет режим в детском саду, и постепенно подстроить время еды и сна малыша под график детского сада. Постепенно нужно приучать ребенка просыпаться около 7.00, завтракать в 8.30, затем – прогулка, игры, обед в 12.30, дневной сон до 15.00. Научить ребёнка одеваться, есть ложкой, вовремя ходить в туалет.  Ребенка нужно вводить в детсадовскую жизнь постепенно. В первый день пребывания ребенка в детском саду малыша желательно покормить дома (в садике дети в первый день часто отказываются от еды) и оставить на час – максимум на полтора часа, в течение этого времени воспитатели займут ребенка игрушками и играми. На следующий день можно оставить ребенка на два часа. Важно после посещения садика не ругать ребенка «ах, как ты ужасно кричал!» - наоборот, нужно стараться вызывать у него только положительные эмоции. «Какой ты молодец», «какие здесь замечательные ребята», «какие тут прекрасные игрушки», «как тут весело, мы завтра обязательно пойдем снова» - высказывания такого типа помогут вызвать у ребенка доброжелательное отношение. Третий день обычно бывает самый сложный. Ребенок уже понимает неизбежность детского сада, некоторые дети начинают кричать даже на подходе к нему. И вот тут родителям необходимо проявить твердость и все-таки отвести малыша в группу.

Как правило, к концу первой недели ребенок более-менее привыкает к группе, и, возможно, воспитатели вам сообщат о том, что ребенка уже можно оставлять на обед и дневной сон в детском саду. Оставлять ребенка в первый раз на дневной сон после выходных не рекомендуется – лучше всего это сделать на следующий день. Первую неделю малыш ходит в садик до обеда, в следующий понедельник он играет до тихого часа, а во вторник его уже можно оставить на дневной сон. Дело в том, что у детей память короткая, и за выходные они уже забывают и садик, и режим, к которому только-только начали привыкать. Но постепенно они привыкают к циклу «5 дней рабочих, два выходных».

Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и     прием пищи.

Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и   забирать одному и тому же члену семьи.  период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.

Период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.

Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.

Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощения (чмокнуть в щёчку, помахать рукой), а также ритуал встречи. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка.

Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. На время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест, цирка, театра, торговых комплексов.

В первый год пребывания в детском саду дети обязательно болеют- и это, как ни странно, нормально. Даже если ребёнок болеет по принципу «неделю ходим, две болеем».

Конечно, это очень неприятно, но все же этот процесс протекает также в пределах адаптационной нормы.

Воспитатели группы ставят цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни.

После знакомства с группой с родителями и детьми решается следующая очень важная задача – это закладывать основы доверительного отношения к взрослым и доброжелательного отношения детей друг к другу.

В первые дни пребывания в яслях особенно велико значение индивидуального подхода к каждому ребенку. Для ощущения психологического комфорта, защищенности, просим родителей приносить любимую игрушку малыша.

 

Адаптация ребенка 3-4 лет к детскому саду.

Ребенок впервые приходит в детский сад. Его привычный мир изменился, все теперь иначе. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в новой обстановке, другому – несколько месяцев. Как помочь 3-4хлетнему малышу быстрее привыкнуть к дошкольному учреждению? Как сделать переход из дома в садик менее болезненным? Воспитателю необходимо хорошо знать возрастные особенности ребенка 3-4 лет. «В возрасте 3-4 х лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте».

Развивается мелкая моторика ребенка-дошкольника. В этом возрасте ребенок начинает рисовать, а не просто чертить линии. Ребенок уже может реализовать в рисунке простейший замысел: солнышко, человечек (стадия «головонога»), шарик и т.д. Малыш может обводить простые фигуры по контуру, закрашивать фигуру.  Доступны простейшие поделки из пластилина: змейка (червячок), улитка, грибок, тарелочка, шарики.   Развивается восприятие ребенка. Дети 3-4 лет знают основные цвета, геометрические формы, может дифференцировать предметы по величине.

Происходит резкий скачок в речевом развитии. По данным исследователей к двум годам активный словарь ребенка насчитывает 250-300 слов, к 3 годам- 800-1000 слов, а в пять лет-2500-3000 слов. Фраза состоит из 3-4 слов, грамматически связанных между собой, но может быть несовершенна по звуковому наполнению.

Ребенок, приходящий в детский сад, должен обладать некоторыми навыками. Режим дня в семье желательно приблизить к режиму дня в саду. Ребёнок должен вставать утром в 6.30-7.30 утра, чтобы в 7-7.45 быть в саду. Соответственно вечером дошкольника нужно уложить уже в 20.30-21.00.

Ребенок должен уметь сам есть, одеваться, раздеваться (если на одежде нет сложных застежек, мелких пуговиц, молний, шнурков) «дети учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности: снимать и одевать одежду, складывать, вешать, застегивать пуговицы».

Ребенок должен уметь самостоятельно играть, убирать за собой игрушки, самостоятельно ходить в туалет (или проситься), выражать свои мысли чувства и желания вербально.  Самым главным навыком является, конечно, умение взаимодействовать в коллективе.

Роль коллектива трудно переоценить. Ребенок должен уметь ждать, уступать, делиться игрушками, выполнять требования воспитателя. Ребенок должен понять, что детей в группе много, и воспитатель не может уделить столько же внимания каждому ребенку в группе, сколько получает ребенок дома(особенно, если ребенок в семье один).Понимая все трудности, связанные с садом, тем не менее отдавать ребенка в сад необходимо для нормального его развития.

Готовность ребёнка к саду определяется так же состоянием его здоровья. Детский коллектив может спровоцировать инфекционные заболевания. Бояться этого не нужно. Ребенку для укрепления его иммунитета необходимо «переболеть». Дети, не посещающие сад, начинают болеть в школьном возрасте, а это сказывается на их успеваемости. Дети, ходившие в сад, имеют некоторую устойчивость к инфекциям.

Немаловажным моментом является психологическая готовность родителей. Родители должны понимать, что переход в сад является для ребенка стрессом. Реакция на стресс может быть различной: плач, капризы, учащение заболеваемости, даже легкие неврологические проявления (тики, запинки в речи, энурез). Родитель должен быть готов к временным трудностям, связанным с началом садовской жизни.

 

Адаптация к детскому саду в возрасте 3-4 лет длится от 2-3 недель до 2-3 месяцев.

Родители должны соблюдать ряд правил:

  Не нервничать самим, не ругать ребенка за слезы и капризы, связанные с садом. Вести себя спокойно и твердо.

  Не идти на поводу у ребенка. Не пропускать сад, не сидеть дома несколько дней, что бы ребенок меньше нервничал и меньше плакал. Нерегулярное посещение сада удлиняет процесс привыкания, делает его более болезненным.

 Ребенок должен быть здоров, чтобы меньше болеть в период адаптации к саду.

 Желательно соблюдать единые требования к ребенку дома и в саду.

 Поддерживать контакт с воспитателем, интересоваться успехами ребенка, тем, как прошел его день. Дома желательно читать книги о детском саде, показывать мультфильмы на эту тему. Всячески показывать плюсы пребывания в саду.

 Объяснять ребенку, что мама заберет его из садика, не оставит там навсегда. Родители должны поддерживать в ребенке уверенность, что он самый лучший, самый любимый, что от него не избавились, отдав в сад. Родители так же не должны чувствовать себя виноватыми, что отдали ребенка в сад.

 

 

Адаптация детей 4 – 5 лет.

Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что ни привыкли к домашним условиям. К четырехлетним детям воспитатели относятся строже, больше ругают за промахи в бытовых и гигиенических «промахах». К четырем годам ребенок склонен осознавать себя и переживать, он может стесняться сказать что-то воспитательнице.

Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.

Родители должны готовить ребенка к посещению ДОУ: - Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему. -  Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др.

Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). -  Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу.

А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

 

Адаптация детей 5 – 7 лет

В особом положении оказываются дети 5 - 7 лет, которых отдают в детский сад сразу в старшую или подготовительную группу, "чтобы ребенок привык к коллективу перед школой".

С одной стороны, эти дети "взрослее", с ними легче войти в контакт, они умеют есть ложкой и не забудут зайти в туалет. Но, с другой стороны, это "домашние" дети, привыкшие быть в центре внимания семьи, одного или нескольких взрослых и зачастую совсем не умеющие общаться с большим количеством детей. Они устают от шума, плохо запоминают имена сверстников, не могут разобраться в их достаточно сложных взаимоотношениях и влиться в коллектив. Они не привыкли и не понимают "безличного" обращения: "Все в музыкальный зал!", стесняются обращаться к воспитателю по поводу своих трудностей или, наоборот, постоянно к нему пристают вместо того, чтобы брать пример с окружающих сверстников.

Основная беда таких детей заключается в том, что они не воспринимают себя как часть группы, им трудно присмотреться к другим детям и вести себя так же, они вообще часто не отличаются большой наблюдательностью по отношению к окружающим. Их социальная некомпетентность, усугубляемая стрессом, может сильно затруднить адаптационный период.

Дети, пришедшие в этом возрасте в детский сад, чаще всего плохо рисуют, неуверенно пользуются ножницами, путают движения на физкультурных и музыкальных занятиях. Всем этим они скоро овладеют, а первое время все их силы будут ухолить на то, чтобы просто привыкнуть.

Подготовительная группа в детском саду оказывается своеобразным решением проблемы, с которой сталкивается большинство родителей. Проблема эта состоит в том, что неизвестно как поведет себя ребенок в детском саду, и как детский сад повлияет на ребенка.

Благодаря подготовительной группе у родителей есть возможность познакомить ребенка с новым местом, с новыми возможностями и новыми друзьями. Также для родителей открывается возможность понаблюдать за реакцией ребенка на новую обстановку.    

Детский сад является своеобразной ступенькой развития ребенка и его первым опытом адаптации к чему-то новому в его жизни. В дальнейшем ребенку не раз придется приспосабливаться к новым ситуациям, людям и явлениям. Лучше всего будет, если рядом с ребенком в момент его первого опыта адаптации будет находиться опытный педагог, который объяснит ребенку принципы функционирования нового мира, в который попал ребенок.   Дети дошкольного возраста порой не готовы выходить из привычной обстановки, которая сложилась дома. Идти в детский сад не всегда соглашаются и дети постарше. Подготовительная группа в детском саду готовит детей к легкости в этом отношении.

 Благодаря подготовке детям проще сориентироваться в новом коллективе, проще найти новых друзей и участвовать в новых играх.   Плюсы подготовительной группы также заключаются в следующих моментах:

- целенаправленная подготовка к следующему шагу, а именно к этапу младшая группа в детском саду; - развитие в детях организованности и самодисциплины;

- постепенная адаптация к новой обстановке.   Чаще всего подготовительная группа в детском саду изобилует такими видами занятий, как сюжетно-ролевые игры. Этот тип занятий помогает детям научиться правильно строить взаимоотношения как друг с другом, так и с воспитателем. Также эти игры направлены на развитие творческого мышления и воображения. Начало процесса сопровождается участием воспитателя, а далее после того, как дети вникнут в правила этой игры, дети самостоятельно строят ход игры.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

 ·глубокий сон;

 ·хороший аппетит;

 ·бодрое эмоциональное состояние;

 ·полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

 ·соответствующая возрасту прибавка в весе.

А также для детей раннего возраста характерно:

 если эмоционально - поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 30 дней у детей ясельного возраста;

 невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной коррекции;

 потери массы тела не наблюдалось;

 за период адаптации ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация дошкольников в разные возрастные периоды.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

Адаптация детей раннего возраста (2–3 года) в детском саду.

При поступлении в детский сад малыш оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и серьезных заболеваний.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных,  но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.

 - Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

 - Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

 - Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. 

Как помочь малышу в период адаптации.

Дети начинают посещать детский сад, как правило, в сентябре. Но подготовку к саду необходимо начинать в мае, то есть за четыре месяца до начала полноценной детсадовской жизни. Родителям лучше всего заранее уточнить, каким будет режим в детском саду, и постепенно подстроить время еды и сна малыша под график детского сада. Постепенно нужно приучать ребенка просыпаться около 7.00, завтракать в 8.30, затем – прогулка, игры, обед в 12.30, дневной сон до 15.00. Научить ребёнка одеваться, есть ложкой, вовремя ходить в туалет.  Ребенка нужно вводить в детсадовскую жизнь постепенно. В первый день пребывания ребенка в детском саду малыша желательно покормить дома (в садике дети в первый день часто отказываются от еды) и оставить на час – максимум на полтора часа, в течение этого времени воспитатели займут ребенка игрушками и играми. На следующий день можно оставить ребенка на два часа. Важно после посещения садика не ругать ребенка «ах, как ты ужасно кричал!» - наоборот, нужно стараться вызывать у него только положительные эмоции. «Какой ты молодец», «какие здесь замечательные ребята», «какие тут прекрасные игрушки», «как тут весело, мы завтра обязательно пойдем снова» - высказывания такого типа помогут вызвать у ребенка доброжелательное отношение. Третий день обычно бывает самый сложный. Ребенок уже понимает неизбежность детского сада, некоторые дети начинают кричать даже на подходе к нему. И вот тут родителям необходимо проявить твердость и все-таки отвести малыша в группу.

Как правило, к концу первой недели ребенок более-менее привыкает к группе, и, возможно, воспитатели вам сообщат о том, что ребенка уже можно оставлять на обед и дневной сон в детском саду. Оставлять ребенка в первый раз на дневной сон после выходных не рекомендуется – лучше всего это сделать на следующий день. Первую неделю малыш ходит в садик до обеда, в следующий понедельник он играет до тихого часа, а во вторник его уже можно оставить на дневной сон. Дело в том, что у детей память короткая, и за выходные они уже забывают и садик, и режим, к которому только-только начали привыкать. Но постепенно они привыкают к циклу «5 дней рабочих, два выходных».

Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и     прием пищи.

Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и   забирать одному и тому же члену семьи.  период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.

Период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.

Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.

Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощения (чмокнуть в щёчку, помахать рукой), а также ритуал встречи. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка.

Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. На время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест, цирка, театра, торговых комплексов.

В первый год пребывания в детском саду дети обязательно болеют- и это, как ни странно, нормально. Даже если ребёнок болеет по принципу «неделю ходим, две болеем».

Конечно, это очень неприятно, но все же этот процесс протекает также в пределах адаптационной нормы.

Воспитатели группы ставят цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни.

После знакомства с группой с родителями и детьми решается следующая очень важная задача – это закладывать основы доверительного отношения к взрослым и доброжелательного отношения детей друг к другу.

В первые дни пребывания в яслях особенно велико значение индивидуального подхода к каждому ребенку. Для ощущения психологического комфорта, защищенности, просим родителей приносить любимую игрушку малыша.

Адаптация ребенка 3-4 лет к детскому саду. 

Ребенок впервые приходит в детский сад. Его привычный мир изменился, все теперь иначе. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в новой обстановке, другому – несколько месяцев. Как помочь 3-4хлетнему малышу быстрее привыкнуть к дошкольному учреждению? Как сделать переход из дома в садик менее болезненным? Воспитателю необходимо хорошо знать возрастные особенности ребенка 3-4 лет. «В возрасте 3-4 х лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте».

Развивается мелкая моторика ребенка-дошкольника. В этом возрасте ребенок начинает рисовать, а не просто чертить линии. Ребенок уже может реализовать в рисунке простейший замысел: солнышко, человечек (стадия «головонога»), шарик и т.д. Малыш может обводить простые фигуры по контуру, закрашивать фигуру.  Доступны простейшие поделки из пластилина: змейка (червячок), улитка, грибок, тарелочка, шарики.   Развивается восприятие ребенка. Дети 3-4 лет знают основные цвета, геометрические формы, может дифференцировать предметы по величине.

Происходит резкий скачок в речевом развитии. По данным исследователей к двум годам активный словарь ребенка насчитывает 250-300 слов, к 3 годам- 800-1000 слов, а в пять лет-2500-3000 слов. Фраза состоит из 3-4 слов, грамматически связанных между собой, но может быть несовершенна по звуковому наполнению.

Ребенок, приходящий в детский сад, должен обладать некоторыми навыками. Режим дня в семье желательно приблизить к режиму дня в саду. Ребёнок должен вставать утром в 6.30-7.30 утра, чтобы в 7-7.45 быть в саду. Соответственно вечером дошкольника нужно уложить уже в 20.30-21.00.

Ребенок должен уметь сам есть, одеваться, раздеваться (если на одежде нет сложных застежек, мелких пуговиц, молний, шнурков) «дети учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности: снимать и одевать одежду, складывать, вешать, застегивать пуговицы».

Ребенок должен уметь самостоятельно играть, убирать за собой игрушки, самостоятельно ходить в туалет (или проситься), выражать свои мысли чувства и желания вербально.  Самым главным навыком является, конечно, умение взаимодействовать в коллективе.

Роль коллектива трудно переоценить. Ребенок должен уметь ждать, уступать, делиться игрушками, выполнять требования воспитателя. Ребенок должен понять, что детей в группе много, и воспитатель не может уделить столько же внимания каждому ребенку в группе, сколько получает ребенок дома(особенно, если ребенок в семье один).Понимая все трудности, связанные с садом, тем не менее отдавать ребенка в сад необходимо для нормального его развития.

Готовность ребёнка к саду определяется так же состоянием его здоровья. Детский коллектив может спровоцировать инфекционные заболевания. Бояться этого не нужно. Ребенку для укрепления его иммунитета необходимо «переболеть». Дети, не посещающие сад, начинают болеть в школьном возрасте, а это сказывается на их успеваемости. Дети, ходившие в сад, имеют некоторую устойчивость к инфекциям.

Немаловажным моментом является психологическая готовность родителей. Родители должны понимать, что переход в сад является для ребенка стрессом. Реакция на стресс может быть различной: плач, капризы, учащение заболеваемости, даже легкие неврологические проявления (тики, запинки в речи, энурез). Родитель должен быть готов к временным трудностям, связанным с началом садовской жизни.

Адаптация к детскому саду в возрасте 3-4 лет длится от 2-3 недель до 2-3 месяцев.

Родители должны соблюдать ряд правил:

  Не нервничать самим, не ругать ребенка за слезы и капризы, связанные с садом. Вести себя спокойно и твердо.

  Не идти на поводу у ребенка. Не пропускать сад, не сидеть дома несколько дней, что бы ребенок меньше нервничал и меньше плакал. Нерегулярное посещение сада удлиняет процесс привыкания, делает его более болезненным.

 Ребенок должен быть здоров, чтобы меньше болеть в период адаптации к саду.

 Желательно соблюдать единые требования к ребенку дома и в саду.

 Поддерживать контакт с воспитателем, интересоваться успехами ребенка, тем, как прошел его день. Дома желательно читать книги о детском саде, показывать мультфильмы на эту тему. Всячески показывать плюсы пребывания в саду.

 Объяснять ребенку, что мама заберет его из садика, не оставит там навсегда. Родители должны поддерживать в ребенке уверенность, что он самый лучший, самый любимый, что от него не избавились, отдав в сад. Родители так же не должны чувствовать себя виноватыми, что отдали ребенка в сад.

Адаптация детей 4 – 5 лет.

Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что ни привыкли к домашним условиям. К четырехлетним детям воспитатели относятся строже, больше ругают за промахи в бытовых и гигиенических «промахах». К четырем годам ребенок склонен осознавать себя и переживать, он может стесняться сказать что-то воспитательнице.

Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.

Родители должны готовить ребенка к посещению ДОУ: - Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему. -  Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др.

Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). -  Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу.

А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

Адаптация детей 5 – 7 лет

В особом положении оказываются дети 5 - 7 лет, которых отдают в детский сад сразу в старшую или подготовительную группу, "чтобы ребенок привык к коллективу перед школой".

С одной стороны, эти дети "взрослее", с ними легче войти в контакт, они умеют есть ложкой и не забудут зайти в туалет. Но, с другой стороны, это "домашние" дети, привыкшие быть в центре внимания семьи, одного или нескольких взрослых и зачастую совсем не умеющие общаться с большим количеством детей. Они устают от шума, плохо запоминают имена сверстников, не могут разобраться в их достаточно сложных взаимоотношениях и влиться в коллектив. Они не привыкли и не понимают "безличного" обращения: "Все в музыкальный зал!", стесняются обращаться к воспитателю по поводу своих трудностей или, наоборот, постоянно к нему пристают вместо того, чтобы брать пример с окружающих сверстников.

Основная беда таких детей заключается в том, что они не воспринимают себя как часть группы, им трудно присмотреться к другим детям и вести себя так же, они вообще часто не отличаются большой наблюдательностью по отношению к окружающим. Их социальная некомпетентность, усугубляемая стрессом, может сильно затруднить адаптационный период.

Дети, пришедшие в этом возрасте в детский сад, чаще всего плохо рисуют, неуверенно пользуются ножницами, путают движения на физкультурных и музыкальных занятиях. Всем этим они скоро овладеют, а первое время все их силы будут ухолить на то, чтобы просто привыкнуть.

Подготовительная группа в детском саду оказывается своеобразным решением проблемы, с которой сталкивается большинство родителей. Проблема эта состоит в том, что неизвестно как поведет себя ребенок в детском саду, и как детский сад повлияет на ребенка.

Благодаря подготовительной группе у родителей есть возможность познакомить ребенка с новым местом, с новыми возможностями и новыми друзьями. Также для родителей открывается возможность понаблюдать за реакцией ребенка на новую обстановку.    

Детский сад является своеобразной ступенькой развития ребенка и его первым опытом адаптации к чему-то новому в его жизни. В дальнейшем ребенку не раз придется приспосабливаться к новым ситуациям, людям и явлениям. Лучше всего будет, если рядом с ребенком в момент его первого опыта адаптации будет находиться опытный педагог, который объяснит ребенку принципы функционирования нового мира, в который попал ребенок.   Дети дошкольного возраста порой не готовы выходить из привычной обстановки, которая сложилась дома. Идти в детский сад не всегда соглашаются и дети постарше. Подготовительная группа в детском саду готовит детей к легкости в этом отношении.

 Благодаря подготовке детям проще сориентироваться в новом коллективе, проще найти новых друзей и участвовать в новых играх.   Плюсы подготовительной группы также заключаются в следующих моментах:

- целенаправленная подготовка к следующему шагу, а именно к этапу младшая группа в детском саду; - развитие в детях организованности и самодисциплины;

- постепенная адаптация к новой обстановке.   Чаще всего подготовительная группа в детском саду изобилует такими видами занятий, как сюжетно-ролевые игры. Этот тип занятий помогает детям научиться правильно строить взаимоотношения как друг с другом, так и с воспитателем. Также эти игры направлены на развитие творческого мышления и воображения. Начало процесса сопровождается участием воспитателя, а далее после того, как дети вникнут в правила этой игры, дети самостоятельно строят ход игры.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

 ·глубокий сон;

 ·хороший аппетит;

 ·бодрое эмоциональное состояние;

 ·полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

 ·соответствующая возрасту прибавка в весе.

А также для детей раннего возраста характерно:

 если эмоционально - поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 30 дней у детей ясельного возраста;

 невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной коррекции;

 потери массы тела не наблюдалось;

 за период адаптации ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для воспитателей на тему: "Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах"

Информация будет интересна и полезна как воспитателям, так и родителям, т.к игра - основная форма организации жизни ребёнка....

Тема: «Роль воспитателя в формировании звуковой культуры речи в разные возрастные периоды»

Автор: Петришина Нина Иннокентьевна, старший воспитатель,МБДОУ детский сад № 10 города Усолье- Сибирское Иркутской областиРодительское собраниеАвтор: Петришина Нина Иннокентьевна, старший воспитатель,...

Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....

Труд детей в разные возрастные периоды.

Для того, чтобы вырос ответвенный ученик, а затем и ответственная личность, к труду необходимо приучать с 3 -х лет....

Ведущая деятельность в разных возрастных периодах.

Ведущая деятельность- это такая деятельность , развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенных стадиях его р...

Нормы речевого развития ребенка в разные возрастные периоды.

Для того чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, родителям просто необходимо знать нормы речевого развития в определенном возрасте....