Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».
методическая разработка на тему

ДУБОВИКОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rol_vospitatelya_v_formirovanii_rechi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 10»

Доклад

«Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».

Подготовила:

Воспитатель

Дубовикова Н. И.

г. Усолье- Сибирское

2015 г

Содержание.

  1. Актуальность.

  1. Задачи развития речи.

  1. Методы и приемы работы воспитателя.

  1. Роль речи воспитателя в развитии речи детей.

  1. Выводы по теме.

Актуальность.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни ребенок проводит именно с ним.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно- бытовой и трудовой деятельности. Он организует их игры, говорит с ними как на занятиях, предусмотренных программой, так и вне занятий. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в дошкольном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя.

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью- это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развивать в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Расширяя кругозор детей, формируя навыки их поведения, волю, характер, педагог воздействует на ребенка посредством слова.

Особое значение речь воспитателя приобретает в процессе обучения детей родному языку, так как ребенок усваивает язык практически по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь воспитателя для ребенка – образец приятного употребления языковых средств. Поэтому первым требованием к речи воспитателя следует считать соблюдение лексических, грамматических, стилистических и произносительных норм.

Ребенок 3-4 лет обогащает свою речь путем копирования и творческой переработки речи воспитателя. Необходимо ежедневно знакомить детей с произведениями художественной литературы. Ежедневное чтение детям, бесспорно окажет заметное влияние на их речь и поведение. К литературному тексту, к иллюстрированному изданию сказки, рассказа или повести, сборника стихотворений следует относиться вдумчиво и бережно.

II.         Задачи развития речи.

Обучение  дошкольников родному языку рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык  - средство общения и познания с культурными ценностями общества.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.

Эта  общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

- воспитания звуковой культуры речи;

- обогащения, закрепления и активизации словаря;

- совершенствования грамматической правильности речи;

- формирования  разговорной (диалогической)  речи;

- развития связной речи;

- воспитания к художественному слову.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель.

Обогащение и совершенствование речи в возрастной группе от 3 – 5 лет также остаются в числе важнейших педагогических задач. Ее решению способствует:

 - благоприятная речевая среда, из которой дети могут черпать культурные речевые образцы;

 - целенаправленные педагогические воздействия, помогающие детям овладевать конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.

Подражание воспитателю, носителю речевой культуры и литературного языка, - важней шее условие речевого развития детей. Чтобы создать у них значительный запас речевых образцов, педагогу следует говорить много, искренне и ярко; произносить фразы отчетливо, вразумительно, неторопливо; употреблять( и многократно повторять) новые для детей слова и выражения, радоваться их появлению в речи малышей; использовать каждый вопрос ребенка как повод вступить с ним в диалог.

Итак, непременным условием полноценного речевого развития детей четвертого года жизни является разнообразная и правильно организованная речевая среда.

  1.  Методы и приемы работы воспитателя.

Всесторонняя подготовка к основательному знанию языка проходит постепенно. У самых маленьких детей через  наблюдение вещественных предметов, созерцание внешнего мира; далее через наблюдение предметов и языка в неразрывном единении.

 И наконец, ступень, на которой предполагается, что ребенок овладел уже речью настолько, что может свободно высказывать свои мысли и понимать к нему обращенную речь.

Воспитатель использует те методы и приемы, которые помогли бы ему свободно общаться с детьми, как на занятиях, так и вне занятий опираясь на сформировавшийся уже к 3-5 годам достаточно сложный мир их внутренних восприятий.

  1. разговор с детьми
  2. поручения и задания
  3. беседы
  4. рассказывание
  5. чтение
  6. письма
  7. заучивание стихотворений

Разговор с детьми.

Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуще человеку. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководствуясь направленностью их мыслей и ростом запасов представлений. В детском саду нужно разговаривать с каждым ребенком  чаще, чем это делается.

Необходимо их выслушивать, расспрашивать, отвечать на их вопросы, делиться своими переживаниями.

Поручения и задания

Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен:1. внимательно вслушаться, что ему говорят, 2.понять содержание обращенной к нему речи, 3. запомнить сказанное, 4. выполнить поручение, 5. дать словесный отчет, 6. в итоге оказать помощь. В таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Поэтому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое даешь ребенку в том или другом возрасте.

         Беседы

Главным преимуществом беседы является внимания на речи воспитателя, ее восприятие детьми. Беседа является одним из ценнейших приемов развития речи детей на проводимых занятиях, цель которых углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

Беседа выявляет потребность  у детей выражать свои мысли.

Темы для бесед могут быть разнообразны: их подсказывает жизнь домашняя, детского сада, живое общение с детьми в быту.

 Рассказывание

Рассказывание детям по картинкам- один из наиболее целесообразных приемов по слушанию речи. Чем чаще мы будем рассказывать малышам по картинкам, тем раньше они встанут на путь составления рассказов сами. На всех ступенях рассказам детей должен предшествовать образцовый рассказ педагога.

Рассказы по картинкам. Картинки – материал более приспособленный к тому, чтобы стимулировать к составлению рассказов. Составлять рассказы по картинке дети должны не только индивидуально, но и коллективно. Вначале в таком занятии участвует сам педагог: он его ведет, не дает детям уклоняться от темы, путем наводящих вопросов.

Чтение

Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим  богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушимой целости.

      Письма

Письма играют существенную роль в жизни человека, и детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Это прекрасный путь к развитию их языка. Самое трудное дать ребенку понять, что надо писать, как найти для письма содержание. Ребенок должен понять, что письмо – средство общения между людьми.

Письмо к тому или иному лицу составляется коллективно. Дети под руководством воспитателя обсуждают, что и как писать, а пишет сам воспитатель. Такое занятие возможно с детьми уже трех-, четырех лет.

  Заучивание стихотворения

Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Ребенок рано начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка обогащает словесный фонд формирующий его собственную речь.

 На первом месте стоит материал народного творчества. Другой источник для детей – это мировая литература.

Стихи нужны детям.  Будем же давать им наилучшее и оберегать их от всего пошлого и бездарного.

VI.Роль речи воспитателя в развитии речи детей.

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь , которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые не посредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым не посредственно связан ребенок в детском соду, является воспитатель.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик- все является образцом для детей. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего- в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с воспитателем.

К речи воспитателя должны быть предъявлены определенные культурные и методические требования:

  1. Речь должна быть грамотна, литературна.
  2. Культура речи, ее этика.т.е. безупречно вежливой.
  3. структуру речи следует согласовать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть обращенная к нему речь; предложения должны быть короткими простыми. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
  4. содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираясь на их опыт.
  5. особое внимание к себе требует точность, ясность, простота речи.
  6. необходимо регулировать темп своей речи. Слишком быстрая речь не усваивается ребенком, а также недопустима, и слишком медленная растянутая речь, она надоедает, нервирует.
  7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько тихо или громко насколько это требуют условия момента и содержания речи.
  8. Речь должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна.
  9. воспитатель должен владеть методическим мастерством, знанием приемов, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
  10. лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками не должны руководить развитием речи детей.

Важность совершенствования произносительной культуры речи может быть привита детям только прямым путем, в процессе непосредственного общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя.

Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.

V. Выводы по теме.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. В дальнейшем нужно еще больше усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Задачи воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавание развитие речи и обогащение словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонным приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе.

 

VI.        Библиография

1. Гербова. В. В. Учусь говорить. М «Просвещение» 2003г.

2. Горбушина. Л. А, Николаичева. А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М «Просвещение» 1985г.

3. Дошкольное воспитание. Выразительное чтение. О его роли в развитии речи. №6 2006г.

4. Тихеева. Е. И. Развитие речи детей. М «Просвещение» 1981г.

5. Федоренко. Л. П, Фомичева. Г. А. Воспитание в дошкольных учреждениях.  М «Просвещение» 1984г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач...

Статья для воспитателей на тему: "Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах"

Информация будет интересна и полезна как воспитателям, так и родителям, т.к игра - основная форма организации жизни ребёнка....

Труд детей в разные возрастные периоды.

Для того, чтобы вырос ответвенный ученик, а затем и ответственная личность, к труду необходимо приучать с 3 -х лет....

Доклад "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Современные дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. А ведь им крайне необходимо общение....

Развитие речи детей в разные возрастные периоды

Консультация для родителей по развитию речи детей разных возрастов...

Воспитатель о развитии речи детей 3-4 лет младшего дошкольного возраста

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возра...

Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах

Ведущий вид деятельности (термин А.Н. Леонтьева) – это деятельность индивида, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его лич...