КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
консультация по логопедии на тему

Акимова Елена Николаевна

         Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач  детского дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ

ГРУППАХ.

Учитель – логопед Е.Н.Акимова

   РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ

                                                      ГРУППАХ.

        

         Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач  детского дошкольного учреждения. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Развитие речи детей тесно связано со всеми видами их деятельности. Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей. Связность монологической речи начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. В диалоге каждый из собеседников отвечает на вопросы другого. В монологической речи, говорящий последовательно высказывая свои мысли, как бы отвечает самому себе. Диалог - первая школа развития связной речи ребенка.

     Главными задачами разговорной диалогической речи являются:

- воспитание у детей умения слушать и понимать обращенную речь

- поддерживать разговор

- задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.

     Главные задачи монологической речи - это формировать умение пересказывать, составлять простейшие рассказы.

              

 Вторая младшая группа.

        С детьми четвертого года жизни занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи и художественной литературы проводятся два раза в неделю.

       Достичь оптимальную плотность занятий, обеспечив вместе с тем максимальную организованность и дисциплинированность детей и сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности, можно путем соблюдения следующих условий.

 1. Чередование прямых обучающих приемов ( беседа, словесные поручения, словесные просьбы, показ предмета или способа действия) с игровыми приемами, с трудовой деятельностью детей.

2. Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей. Это разнообразит занятие, помогает вовлечь в работу всех присутствующих на занятии, значительно повышает речевую активность каждого ребенка.

3. Использование разнообразного демонстрационного материала. В первую очередь игрушек, предметов, а затем картинок. Игрушки и картинки повышают интерес детей к занятию, помогают поддерживать их внимание, активность.

4. Использование заданий, выполняя которые ребенок может сменить позу, подвигаться.

      В работе с детьми четвертого года жизни развитию навыков разговорной речи должно быть уделено самое пристальное внимание. Детей следует учить:

1. Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них.

2. Задавать вопросы самого разного характера.

3. Активно включаться в разговор.

4. Принимать участие в драматизациях.

5. Объяснять содержание картины, устройство несложной игрушки.

       Во второй младшей группе дошкольников начинают готовить к обучению рассказыванию. При повторном рассказе воспитателя об игрушке или предмете, дети активно договаривают незаконченные им фразы. Развитие связной речи особенно эффективно осуществляется на занятиях по обучению рассказыванию по демонстрации действий, при обучении пересказу небольшого рассказика или сказки, которые сопровождались действиями с предметами. Также эффективны занятия по рассматриванию сюжетных картин, которые проводятся ежемесячно. Эффективность занятия во многом определяется умением воспитателя с самого начала заинтересовать детей, умением правильно и грамотно задавать вопросы. Например, педагог рассказывает: « На дворе зима, на улице много снега, и т. д. После занятия мы с вами пойдем гулять. А сейчас я вас познакомлю с детьми, которые уже гуляют». Показывает картину « Зимой на прогулке» и задает вопросы, которые являются ведущим приемом при рассматривании. Они должны помочь детям уяснить общий смысл картины. Кроме того, при рассматривании картины нужны вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение. Например:

1. Вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода. Например, « Почему остановили лошадку?    Надо ее напоить».

2. Вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка. Например « Как вы думаете, какой в этот день снег на дворе?»

3. Вопросы, требующие ответа - предложения, выходящего за пределы изображенного. Они позволяют связать несколько действий в единую цепочку. Например, « Что будут делать дети, когда поспят?»

Выбрав картины для рассматривания, воспитатель должен сам хорошо разобраться в ее содержании, составить рассказ и затем уже наметить вопросы. При составлении рассказа нужно следить за тем, чтобы одно высказывание дополняло другое. В рассказ педагога должны входить предложения, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь.

         Средняя группа.

     Занятия по ознакомлению с окружающим, художественной литературой, по развитию речи проводятся два раза в неделю. Ребенка пятого года жизни быстро утомляет однообразная работа. А освоение многих речевых умений предполагает многократное повторение одного и того же материала. Поэтому необходимо предусматривать частую смену методов и приемов на занятии. Детям этого возраста свойственно стремление что-то рассказать, объяснить взрослому, товарищу, куклам или другим игрушкам. В средней группе учат употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В этой возрастной группе детей продолжают учить диалогической речи. Дети отвечают на разнообразные вопросы воспитателя. Анализируя ответ, следует давать оценку его содержанию и речевому оформлению. Осваивая причинно-следственные зависимости, дошкольники в ответах на вопросы воспитателя ( зачем? почему? когда? как получилось?) часто употребляют конструкции начинающиеся союзом потому что. Если это оставлять без внимания, к старшему возрасту данная ошибка станет типичной.

       Со средней группы начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи, предусматривающая специальные занятия по обучению рассказыванию. У детей воспитывают умение составлять описание игрушек и предметов, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты.

       Составление рассказов об игрушках и предметах. В начале года следует провести два  три подготовительных занятия. Цель их - помочь ребенку осознать, что описание предметов проводится по определенному плану, схеме или образцу. Например, «Я начну, а вы продолжите». Для описания выбираются два одинаковых по названию, но разных по внешнему виду предмета (куклы, машины и т. д.). Воспитатель рассказывает об одном предмете, а дети, следуя образцу, дают описание другого предмета. На последующих занятиях у дошкольников формируют умение составлять описательный рассказ по одному объекту, имеющему ярко выраженные и доступные восприятию ребенка черты. Затем можно проводить занятия, на которых дети самостоятельно придумывают загадки-описания предметов. На занятиях по описанию игрушки целесообразно проводить короткие (на 4-5 мин.) игры-инсценировки.

    Приемы обучения, используемые в данных играх, очень разнообразны и вместе с тем все они направлены на то, что бы обратить внимание ребенка на особенности предмета, обогатить и активизировать его словарь. Например, воспитатель прячет куклу или другую игрушку, которая стояла на столе и, которую дети уже рассматривали. Кукла убежала. Воспитатель предлагает ее найти, но необходимы точные ее приметы. Дети подробно описывают куклу: ее волосы, глаза, нос, одежду и т. д. Кукла находится. Концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение ребенка с игрушкой. Например, дать кукле конфету, белке - орешек. Ввиду того, что на пятом году жизни ребенок еще не может надолго удерживать в памяти мотив действий, их последовательность, воспитатель должен использовать различные формы подсказок и напоминаний. Можно предложить детям дополнить рассказ товарища, помощь «Хочешь, мы тебе поможем?». После этого ребенок должен повторить свой рассказ еще раз.

     Рассказывание по картине.

Для рассматривания и рассказывания следует использовать картины из серии «Наша Таня», «Мы играем», «Домашние животные» и др. Картины должны быть просты по композиции и доступны детям по содержанию. Количество персонажей и предметов невелико (1-3). При обучении рассказыванию по картине ведущим приемом является образец. Рассказ воспитателя должен состоять из пяти-семи предложений, в конце года из семи-десяти предложений. Рассказ должен быть интересным, эмоциональным. Первые самостоятельные   рассказы детей содержат три-четыре предложения. Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают довольно легко.

     Пересказ.

При отборе художественных произведений для пересказа воспитателю необходимо руководствоваться такими требованиями :

необходимый объем, четко выраженная последовательность событий, доступный детям словарь. В средней группе дети могут пересказать следующие художественные произведения: русская - народная сказка «Курочка - Ряба», Л. Толстой «Хотела галка пить», К. Ушинский «Уточки» и др. Беседа по тексту должна включать не только вопросы по содержанию произведения, но и упражнения по выразительному пересказу диалогов. Пересказывая, ребенок нуждается в помощи воспитателя. Рассказам детей свойственны длительные паузы. Отвечая, ребенок волнуется. Снять напряженность пауз поможет прием отраженной речи воспитателя. Например. Ребенок: « В лесу было ...»

    Воспитатель: « В лесу было много разных грибов». Благодаря этому приему для ребенка и слушателей паузы почти не ощущаются. Многие дети рассказывают тихо. Громче они говорить не будут, только если следующую фразу. Отраженная речь «срабатывает» как прием и здесь: фразу, тихо произнесенную ребенком, воспитатель повторяет более громко и выразительно.

           

                         

     Старшая и подготовительная к школе группы.

     Шестой год жизни ребенка характеризуется рядом особенностей. Для детей этого возраста характерен интерес к выполнению сложных заданий, и теперь ребенку важно достичь результат. В этой возрастной группе занятия по обучению рассказыванию (пересказ, описание предметов, составление рассказа по сюжетной картине, рассказывание из опыта, творческий рассказ) проводятся два - три раза в месяц.

   Детей учат рассказывать логично и последовательно. Предварительно воспитатель сам должен хорошо изучить произведение. Если произведение незнакомо детям, то можно прочитать его накануне. Вначале воспитатель читает произведение, затем беседа. К беседе планируются хорошо продуманные вопросы (5 -7), но они охватывают все произведение. Дети должны слушать только то, что идет по тексту. Особенно работать над интонационной выразительностью произведения. После беседы текст читается повторно. Приемы активизирующие внимание детей.

1. Установка на слушателя. ( Например: посмотри, Павлик, как тебя уважают дети, слушают).

2. Придумывание детьми названия сказки.

3. Речевая заставка. ( Один ребенок рассказывает, все вместе проговаривают последнюю фразу, второй ребенок продолжает дальше).

4. Выяснение педагогом, что нового и интересного дети узнали из произведения.

   Варианты пересказов.

1. Целиком.

2. По частям.

3.В лицах с места.

4. Драматизация.

    Описание игрушек и предметов.

В этой возрастной группе учат детей составлять подробные и интересные рассказы - описания. Целесообразно начинать обучение рассказыванию о предметах и игрушках с помощью дидактических игр. Например: « Магазин игрушек», «Мастерская игрушек». В этих играх ставим задачу: развивать умение задавать вопросы, а также умение подробно описывать игрушку. Можно использовать игры: «Выставка автомашин», «Показ моделей одежды», «Выставка собак или кошек» и т. д.

     В старшем возрасте проводятся занятия по рассказыванию на тему из индивидуального опыта, из коллективного опыта.

       Индивидуальный опыт.

1. Новогодний подарок Деда Мороза.

- Ты бы хотел получить подарок от Деда Мороза? Просил ли заранее? Как это сделал?

2. Как я догадался, что весна (зима) пришла?

Перед этим занятием суммируются знания детей о природе.

3. Моя любимая игрушка.

Описать так, что бы мы, не зная ее, догадались и могли представить эту игрушку.

Дается план или образец.

        Коллективный опыт.

1. Как мы встречали Новый Год.

- Как готовились? Кому что понравилось? Кому что покупали? Кто как участвовал? и т. д.

2. Как мы следы осени искали?

- Где искали? Какой был день? Что нашли? Что было потом?

3. Как мы поздравляли сотрудников сада с 8 Марта.

- Что приготовили в подарок? Как вручали и что говорили? и т. д.

Рассказывание на темы из опыта относятся к группе рассказов сочиняемых по памяти. Это трудные рассказы, т. к. воспитатель не знает, что хочет отразить ребенок в своем рассказе.

     Рассказывание по картине.

Подготовка дошкольников к восприятию картины может проходить по разному

1. Детям предлагаются вопросы, побуждающие к размышлениям.

2. Воспитатель читает небольшой рассказ на аналогичную тему.

3. Воспитатель дает свой образец рассказа.

4. Воспитатель дает план рассказа .

Старших дошкольников учат составлять небольшие рассказы творческого характера. Подобные задания дети выполняют, работая по наборам картинок, рисунков, к которым можно поставить такой вопрос:

Что можно еще нарисовать?

Эффективны также следующие задания: сочинить концовку к рассказу, который начал читать воспитатель, придумать самостоятельно рассказ на предложенную тему, составление сказок по набору игрушек или предметным картинкам. Например, как звери подружились? и т. д.

   Таким образом, при обучении рассказыванию используются следующие приемы:

1. Образец рассказа.

2. План рассказа.

3. Коллективный разбор плана (используется на первых ступенях обучения детей рассказыванию).

4. Коллективное составление рассказа (используется при обучению детей творческому рассказыванию).

5. Составление рассказа по частям.

А также словесные и наглядные методы. Приемы: подсказ слова или предложения, исправление ошибок, оценка воспитателем рассказа детей, поощрение, похвала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

Консультация для воспитателей "Развитие навыков связной речи у дошкольников разных возрастных групп путем обучения рассказыванию по сюжетной картине и картинкам"

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...

Консультация для педагогов: "Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста"

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое см...

Индивидуальный план профессионального развития педагогов на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» старшая группа № 6 «Непоседы»

Актуальность темы:Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню ра...

Консультация для педагогов "Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В содержании раксрыто значение метода мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста....