Технологии развивающего обучения. Иг ры  с использованием ТРИЗ - технологии. «Разбуди в себе волшебника»
учебно-методическое пособие

Надежда Геннадьевна Ковалева

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображение малыша, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_docx.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Те хн ол ог ии ра зв ив аю ще го об уч ен ия. Иг ры   с ис по ль зо ва ни ем ТР ИЗ - те хн ол ог ии.

 «Ра зб уд и в се бе во лш еб ни ка»

        Иг ра – эт о не то ль ко уд ов ол ьс тв ие и ра до ст ь дл я ре бё нка, чт о са мо по се бе оч ен ь ва жно, с её по мо щь ю мо жн о ра зв ив ат ь вн им ан ие, па мя ть мы шл ен ие, во об ра же ни е ма лы ша, то ес ть ка че ст ва, ко то ры е не об хо ди мы дл я да ль не йш ей жи зни. Иг рая, ре бё но к мо же т пр ио бр ес ти но вы е зн ан ия, ум ен ия, на вы ки, ра зв ив ат ь сп ос об но сти, по дч ас не до га ды ва яс ь об эт ом.

    Ра зв ит ие тв ор че ск их сп ос об но ст ей ре бё нк а по др аз ум ев ае т  ра зв ит ие во об ра же ни я и ги бк ог о не ст ан да рт но го мы шл ен ия. Тв ор че ст во во мн ог ом оп ре де ля ет ся ум ен ие м вы ра жа ть св ои чу вс тва, пр ед ст ав ле ни я о ми ре ра зл ич ны ми сп ос об ами, А дл я эт ог о  на до   на уч ит ь ви де ть в ка жд ом пр ед ме те ра зн ые ег о ст ор оны, ум еть, от та лк ив ая сь, от от де ль но го пр из на ка пр ед ме та, ст ро ит ь об раз; не то ль ко св об од но фа нт аз ир ов ать, но и на пр ав ля ть св ою фа нт аз ию, тв ор че ск ие во зм ож но ст и на ре ше ни е ра зн ых за дач.

    С по мо щь ю иг р ва жн о не то ль ко на уч ит ь ре бё нк а че му – ли бо, но и вс ел ит ь ув ер ен но ст ь в се бе, сф ор ми ро ва ть ув ер ен но ст ь в се бе, сф ор ми ро ва ть ум ен ие от ст аи ва ть св ою ид ею, св оё ре ше ние.

   Ка жд ая иг ра – эт о об ще ни е ре бё нк а с вз ро сл ым, с др уг им и де ть ми. До бр ож ел ат ел ьн ос ть, по дд ер жка, ра до ст на я об ст ан ов ка, вы ду мк а и фа нт аз ия – то ль ко в эт ом сл уч ае на ши иг ры бу ду т по ле зн ы дл я ра зв ит ия ре бё нка.

                                                    «Кт о я?»

      Иг ра на ра зв ит ие тв ор че ск их сп ос об но ст ей. «Кт о я?» - сп ра ши ва ет е  у ре бё нк а и во об ра жа ет е (же ст ами, ми ми кой, зв ук ам и и т.п.) ма ши ну, по езд, са мо лёт, за йч ика, вр ача, ча йн ик и т.п. Ко гд а ре бё но к на уч ит ся уг ад ыв ать, чт о вы из об ра жа ете, за га ды ва йт е с ни м по оч ер еди.

                                            «По ка жи по – ра зн ому».

        В иг ре уч ас тв ую т не ск ол ьк о че ло век, де ти зн ак ом ят ся со сл ов ам и – ан то ни ма ми. На пр им ер: вы со ки й – ни зк ий. Де ти ид ут по кр угу. Ве ду щи й го во рит:  «Се йч ас мы бу де м пр ох од ит ь во ро та. Ес ли я ск ажу, чт о во ро та вы со кие, вы бу ди те ид ти та кж е ка к се йч ас, а ес ли ни зк ие – то на гн ёт есь. Тот, кт о не на гн ёт ся во вр ем я – вы хо ди т из иг ры».

      Тя жё лы й – лё гк ий. Ка жд ом у уч ас тн ик у иг ры да ёт ся пу ст ой па кет. Вз ро сл ый го во рит: «Вы не сё те су мки. Су мк а мо же т бы ть ил и лё гк ой ил и тя жё лой. По ка жи те, ка к не су т лё гк ую су мку. Иг ру мо жн о пр од ол жи ть, ра зы гр ыв ая сл ед ую щи е па ры сл ов: ве се ло – гр ус тно, жа рк о – хо ло дно, бы ст ро – ме дл ен но и т.д.

                                            «Ра зн оц ве тн ая во да».

      Пр ед ло жи ть ре бё нк у по кр ас ит ь во ду, на ли ту ю в пр оз ра чн ые ст ак ан чи ки. Ем у бу де т ин те ре сн о по лу чи ть ра зн ые от те нк и од но го и то го же цв ета.

      Ок ра ши ва ни е во ды по мо же т ре бё нк у по ня ть за ко но ме рн ос ти см еш ив ан ия цв ет ов. Со че та ни е кр ас но й и жё лт ой кр ас ки да ст ор ан же ву ю во ду, жё лт ой и си не й – зе ле ную, си не й и кр ас но й – фи ол ет ов ую. По ка за ть де тя м из об ра же ни е ра ду ги из ше ст и цв ет ов (ис кл юч ая го лу бой) и об ъя сн ит ь во лш еб ны е св ой ст ва кр ас ок: из ос но вн ых цв ет ов (кр ас ный, жё лт ый, си ний) по лу ча ют ся пр ом еж ут оч ные, ле жа щи е ме жд у ос но вн ыми. За мо ро зи ть по кр аш ен ну ю ре бё нк ом во ду, а по то м ра сс мо тр ет ь вм ес те с ни м цв ет ны е ль ди нки, и вс по мн ить, ка к по лу чи ли сь та ки е цв ета.

«Во лш еб ны е кл як сы».

      До на ча ла иг ры из го та вл ив аю тс я не ск ол ьк о кл якс: на се ре ди ну ли ст а бу ма ги вы ли ва ет ся не мн ог о че рн ил ил и ту ши и ли ст ск ла ды ва ет ся по по лам. За те м ли ст ра зв ор ач ив ае тс я и мо жн о  на чи на ть иг ру. Иг ра ющ ие по оч ер ед и го во рят, на чт о по хо жа кл як са. Вы иг ры ва ет тот, кт о на зо вё т бо ль ше вс ег о пр ед ме тов.

«Уг ад ай, чт о по лу чи тся?»

     Дл я эт ой иг ры   ну жн ы ли ст бу ма ги и ка ра нд аш и дл я ка жд ог о иг ра ющ его. Пе рв ый на чи на ет ка кой-ни бу дь ри су но к (ли нию). Сл ед ую щи й го во рит, чт о это, мо же т бы ть и до ри со вы ва ет ещ ё од ну ли нию. Сл ед ую щи й до лж ен пр ид ум ат ь ещ ё что-ни бу дь и до ри со ва ть в со от ве тс тв ии со св ои м за мы сл ом. Та к пр од ол жа ет ся до те х пор, по ка кто-ни бу дь из иг ра ющ их уж е не см ож ет из ме ни ть ри су но к по-св ое му. Вы иг ры ва ет тот, кт о вн ёс по сл ед не е из ме не ние.

«Во лш еб на я па ли тра».

     Сл ив ая кр ас ки во вр ем я ри со ва ния, мо жн о по лу ча ть ра зл ич ны е от те нк и цв ет ов. Лу чш е вс ег о по ль зо ва ть ся пр и эт ом гу аш ью. Ре бё но к мо жет, из об ра зит, ка к св ет ле ет не бо на ра сс ве те, с по мо щь ю си не й и бе ло й кр ас ок. Ра зб ел ив ат ь си ню ю кр ас ку ну жн о на па ли тре, по ст еп ен но до ба вл яя бе ли ла и по сл ед ов ат ел ьн о на но ся ма зк и на ли ст бу ма ги. Гл ав но е – до би ть ся, чт об ы от те нк и из ме ня ли сь ка к мо жн о ра вн ом ер нее. Пр ед ло жи ть де тя м на ри со ва ть, ка к за хо ди т со лн це (от ор ан же во го к кр ас но му цв ету), ка к же лт ею т ли ст ья ос ен ью (от зе лё но го к жё лт ому).

«Са мо е ве сё лое».

     Дл я иг ры по тр еб уе тс я ка ра нд аши, а ещ ё лу чш е – кр ас ки и ли ст ы бу ма ги, Вс ем уч ас тн ик ам пр ед ла га ет ся на ри со ва ть что-ни бу дь ве сё ло е – са мо ё ве сё ло е на св ете. На ри су нк е мо жн о из об ра жа ть не то ль ко пр ед ме ты: вп ол не до пу ст им ы ра зл ич ны е со че та ни я цв ет ов и фо рм. Го то вы е ри су нк и ра сс ма тр ив аю тся, и пр ин им ае тс я ко лл ек ти вн ое ре ше ние: че й ри су но к ок аз ал ся са мы м ве сё лым.

«Че го на св ет е не бы ва ет?»

       Пр ед ло жи ть ре бё нк у на ри со ва ть то, че го на св ет е не бы ва ет. По пр ос ит е ег о ра сс ка за ть, чт о он на ри со вал, вм ес те с ни м об су ди те ри су нок: де йс тв ит ел ьн о ли то, чт о  на нё м из об ра же но, не вс тр еч ае тс я в жи зни. Иг ра пр ой дё т ве се лее, ес ли вы то же пр им ит е уч ас ти е в пр ид ум ыв ан ии и ри со ва нии.

«Зё рн ыш ки».

       Де ти си дя т ил и ст оя т в кр угу. По сл е ка ких-ли бо сл ов ве ду ще го вс е ст ан ов ят ся зё рн ыш ка ми. Дл я эт ог о ну жн о се ст ь на по л  ил и на зе мл ю и сг ру пп ир ов ат ься: по дж ав по д се бя но ги и пр иж ат ь го ло ву к ко ле ням, Кт о - то из де те й ид ёт по кр уг у и «по ли ва ет» зе рн ыш ки из ле йки. По ли ты е зе рн ыш ки на чи на ют по ст еп ен но   пр ор ас та ть, тя ну ть ся вв ер х к со лн ыш ку. Де ти са ми ре ша ют, ке м он и ст ан ут: де ре вом, цв ет ко м ил и ко ло ск ом. По дн им ат ьс я на до не сп еша, кр ас иво, вс та ва я с ко ле н и вы тя ги ва я ру ки вв ерх. Пр и эт ом мо жн о по ка чи ва ть ся в ра зн ые ст ор оны. По лн ос ть ю по дн яв ши сь, де ти, вс та в на но со чки, со ве рш аю т не бо ль шо е ус ил ие и по ст ар аю тс я ещ ё чу ть-чу ть по дт ян ут ься.

«Чт о эт о мо же т бы ть?»

         Вз ро сл ый пр ед ла га ет де тя м на ри со ва ть сл ад кое, кр уг лое, ар ом ат ное, св еж ее, ду ши ст ое, со лё ное, зе лё но е и т.д.  Иг ру мо жн о по вт ор ят ь не од но кр ат но, ис по ль зу я ка жд ый ра з но вы й ма те ри ал.

«Чт о это

  Во сп ит ат ел ь на зы ва ет сл ово, а де ти до лж ны по ду ма ть: чт о эт о ил и пр о ко го та к мо жн о ск аз ать: бе гу щи й (ви ся щий, бр ош ен ный, ср уб ле нн ый и т.д.). Пр ед ло жи ть де тя м на ри со ва ть.

«Пу те ше ст ви е в вы ду мл ян дию».

        Вз ро сл ый пр ед ла га ет за кр ыт ь гл аз а и по сч ит ат ь до 10 и об ра тно.

-Ре бя та, вы ок аз ал ис ь в не зн ак ом ой ст ра не в «Вы ду мл ян дию».

-Ос та но ви те сь во зл е ст ра нн ог о де ре ва: ка к  бы вы ег о на зв али?

Да ле е ра зв ив ае м сю же т по ти пу на ро дн ых ск аз ок. Сю же т мо гу т пр ид ум ат ь са ми де ти.

«Во лш еб ны е па ло чки».

      Зн ак ом ст во с ве ли чи ной.

-Ре бя та, пр ед ст ав ьт е се бе, чт о дл ин ны е (ко ро тк ие) па ло чк и – во лш еб ные. Во чт о он и мо гу т пр ев ра ти ть ся.

«Чт о бы эт о мо гл о бы ть?»

  Вз ро сл ый пр ед ла га ет де тя м по иг ра ть в иг ру. Он им бу де т по ка зы ва ть ка рт ин ки, а он и пр ид ум ыв ать, на чт о эт а ка рт ин ка по хо жа.

От ве ты: во ло сы, за бор, со лн ыш ко, еж ик, мо ст ик, ра сч ес ка, иг ол ьн ица.

Иг ру мо жн о по вт ор ят ь не од но кр ат но, ис по ль зу я ка жд ый ра з но вы й ма те ри ал.

«Ра сс ка жи об их на ст ро ен ии».

  Вз ро сл ый пр ед ла га ет по см от ре ть на ка рт ин ку, из об ра жа ющ ую ли цо че ло ве ка и ра сс ка за ть о ег о на ст ро ен ии. Пр ед ло жи ть де тя м на ри со ва ть ли цо – за га дку. Иг ру мо жн о по вт ор ят ь с ра зн ым ма те ри ал ом.

«Сп ас ат ели»

     Вз ро сл ый пр ед ла га ет по ду ма ть и от ве ти ть на во пр ос: «ка к сп ас ти со ба ку, пл ыв ущ ую на ль ди не?». « Ка к сп ас ти со ба ку, по дн ят ую на во лш еб но м ша ре?»

«По мо же м ху до жн ику»

      Пр ед ло жи ть де тя м на ри со ва ть не об ыч ну ю ма ши ну, на ко то ро й мо жн о по па ст ь в во лш еб ну ю ст ра ну. На ри со ва ть и ра сс ка за ть о св ое й ма ши не.

«По мо щн ик дл я ма мы»

   Вз ро сл ый: пр ед ст ав ьт е се бе, чт о из об ре ли по мо щн ик а дл я до ма шн ей ра бо ты. Ка ки м он до лж ен бы ть? Ра сс мо тр ет ь  ра бо ты   де те й и вы бр ат ь вм ес те с де ть ми не об ыч ны е ра бо ты.

«Пр ид ум ай сам».

    Вз ро сл ый: вы пр ил ет ел и на др уг ую пл ан ету. На ри су йте, чт о бы вы мо гл и та м ув ид еть? Ко гд а ри су но к бу де т го тов, мо жн о де тя м пр ед ло жи ть пр ид ум ат ь ис то рию.

«Во лш еб ны е ка рт ин ки».

      Уч ит ь де те й со зд ав ат ь об ра зы на ос но ве сх ем ат ич ес ко го из об ра же ни я пр ед ме та. Из об ра же ни е ра сп ол ож ен о так, чт о ос та ёт ся св об од но е ме ст о дл я до ри со вы ва ния. От ме ти ть на иб ол ее ин те ре сн ые   ка рт ин ки, ко гд а ре бя та пр ид ум ыв аю т что- то св оё, не по хо же е на др уг ие ка рт ин ки.            

                                       

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ - технологии. «Разбуди в себе волшебника»

Игры  с использованием ТРИЗ - технологии.Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, вообр...

Технологии развивающего обучения. Игры  с использованием ТРИЗ - технологии.

Технологии развивающего обучения. Игры  с использованием ТРИЗ - технологии. ...

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ - технологии.

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ - технологии....

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ - технологии. «Разбуди в себе волшебника»

Технологии развивающего обучения. Игры  с использованием ТРИЗ - технологии. «Разбуди в себе волшебника»...