Программа взаимодействия с родителями
учебно-методический материал

Гракова Алеся Станиславовна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка»

Принято                                                                                                 Утверждаю

на педагогическом совете                                                                    Заведующий МБДОУ

Протокол №                                                                                           «Детский сад № 86

от                                                                                                           «Сударушка»

Приказ №                                                                                               Васильева О.А.                                                                                                                  

Программа  взаимодействия  

музыкального руководителя

с семьями воспитанников

Срок реализации – 1 год

Составил:

Музыкальный руководитель

Гракова Алеся Станиславовна

2023-2024 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели  и задачи  реализации программы
  3. Принципы и подходы к реализации программы
  4. Формы  работы
  5. Ожидаемые результаты
  6. Критерии эффективности
  7. Перспективный план реализации программы
  8. Заключение
  9. Список используемой литературы

Пояснительная записка

     Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека, поскольку именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается  связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей. Природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям;  закладывается  фундамент здоровья.  На данном этапе  происходит  становление  личности  ребенка: формируется его индивидуальность. Основы самосознания.  В  дошкольном  возрасте  решаются  задачи по формированию всесторонне – развитой личности.

      Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего.  Недопонимание  между  семьей и детским садом  всей  тяжестью ложится  на  ребенка.  В  дошкольном  детстве  родители  оказывают  самое  большое влияние  на  всестороннее развитие  ребенка, и поэтому  важно, чтобы  они  стали равноправными  участниками  в процессе развития  малыша, поддерживая  действия  педагогов.

        Федеральный  закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками  образовательного  процесса. В  условиях,  когда большинство  семей озабочено  решением  проблем  экономического. А порой физического  выживания, усилилась тенденция самоустранения  многих  родителей от решения вопросов  воспитания и личностного  развития  ребенка.  В  статье 44 Федерального  закона «Об образовании РФ» говорится : «Родители

 ( законные  представители) несовершеннолетних  обучающихся  имеют преимущественное право на обучение и воспитание  детей перед всеми  другими  лицами.  Они обязаны  заложить основы  физического, нравственного  и интеллектуального  развития  личности  ребенка».

       В концепции  дошкольного  воспитания  сказано, что «… семья  и детский сад, имея свои особые функции,  не  могут  заменить друг друга. Важным  условием  преемственности  является  установление  доверительного  контакта  между  семьей  и детским садом…» Таким образом, важно, чтобы общение музыкального  руководителя и родителей базировалось на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В дошкольной  организации  ребенок  получает  музыкальное образование, приобретает умение  взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную  музыкальную  деятельность.  Однако  эффективность овладения  ребенка данными  навыками  зависит и от отношения  семьи к музыкальному воспитанию в дошкольном  учреждении.

          Как  показывает практика, внедрение  в систему дошкольного  образования социального  партнерства с семьей, как условие повышения музыкального воспитания в ДОУ, составляет проблему.

       

      Актуальность данной  программы состоит в том, что ее  содержание  отвечает  требованиям  обновления дошкольной  образовательной  стратегии, в рамках  которой,  создаются  оптимальные  условия  для  повышения  культуры  родителей, тем самым ориентируя  их  на повышение  активности  и участия и участия  в музыкальном  воспитательном  процессе  с целью  развития  личности  ребенка.

Новизна  и практическая значимость программы.

  • Реализация  программы  способствует  созданию в дошкольной организации  и семье  единой развивающей  среды, способствующей  музыкальному  развитию  ребенка.
  • Повышается  уровень  заинтересованности и социально-педагогической компетентности родителей , их ответственности  за художественно- эстетическое воспитание  детей  в условиях семьи на основе использования обновленных  форм  взаимодействия.
  • Родители  являются  активными  участниками  реализации  программы, возрастает  степень  доверия  и уважения  к работникам  дошкольной  организации.

 

Целью программы  является  создание  инновационной  системы  сотрудничества  и взаимодействия  музыкального  руководителя  и семьи, обеспечивающей  единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение  музыкальной  деятельности.

Задачи:

  • Повысить уровень  художественно-эстетической культуры  родителей  через их привлечение к участию в теоретических и практических мероприятиях.
  • Повысить  степень  осознанности  родителями  своих прав и обязанностей  за создание оптимальных условий  для  музыкального воспитания  и развития  ребенка в  семье;
  • Привлекать  родителей к активному  участию  в музыкальном  образовательно-воспитательном процессе через  внедрение  инновационных  форм в практику  работы  с семьей.

Принципы и подходы к реализации программы

   Важнейшим  условием  обеспечения  целостного  развития личности ребенка является развитие конструктивного  взаимодействия с семьей.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому  доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

       

Обеспечение индивидуального  подхода ко всем участникам педагогического процесса

          Реализация данного  принципа  обеспечивает  каждому  родителю, педагогу, ребенку  право  на удовлетворение  собственных  интересов. На возможность  проявить  активность, высказать свое мнение.

Главное сотрудничество. В этой связи гораздо эффективнее  будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки  семьи в сложных педагогических

ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее  желание  помочь.

Важнейшими  условиями  являются:

  • Осознание  важности  и значимости предстоящей  деятельности  для  себя и других, личного вклада в общий результат, мотивация на предстоящую  работу;
  • Включение  детей и родителей в процесс музыкального  образования;
  • Ориентация на интересы и потребности  семьи, родителей и детей, обеспечение  им возможности  добиться  положительных  результатов, успехов  в работе.

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

  • Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
  • Преемственность согласованных действий.
  • Гуманный  подход к выстраиванию  взаимоотношений  семьи и ДОУ.
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество, а не наставничество.
  • Динамичность.
  • Этапность реализации.

Научно-практический  принцип.

  • Создание методической базы для оснащения программы;
  • Организация  оптимальных  форм  взаимодействия  на разных  этапах  реализации  программы;
  • Организация педагогической  помощи всем участникам образовательного процесса.

Индивидуальный подход.

     Индивидуальный  подход  необходим  не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Музыкальный руководитель, воспитатель. Общаясь с ними, должен чувствовать ситуацию. Настроение  родителей.

       Реализация программа  рассчитана  для  работы с детьми  младшего (дети 2-3 лет и 3-4 леи), среднего )дети 4-5 лет), старшего дошкольного возраста ( дети 5-6 лет) и подготовительного к школе возраста ( дети (6-7 лет)

Срок реализации – 1 год

Формы  работы:

  • Анкетирование  родителей;
  • Буклеты;
  • Участие музыкального  руководителя в родительских собраниях.
  • День открытых дверей.
  • Консультации (тематические и индивидуальные0
  • Семейные  праздники.
  • Папки – передвижки.
  • Выставки совместного творчества.
  • Опрос родителей на предмет социального заказа.
  • Размещение информации на сайте детского сада, страница музыкального руководителя.
  • Проектная деятельность.
  • Семейные  конкурсы.
  • Участие во всероссийских, региональных и городских конкурсах детского творчества.

Форма подведения итогов:

  • Открытые занятия.
  • Семейные праздники.
  • Музыкально-литературные гостиные.
  • Выставки.
  • Мини-музеи.
  • Участие в конкурсах.

Ожидаемые результаты

  • Повышение  уровня  художественно-эстетической культуры  родителей.
  • Повышение качества музыкального образования.
  • Развитие творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности.
  • Родители станут активными участниками образовательного процесса.
  • Повышение личного авторитета педагога.

Критерии эффективности

  • Рост посещаемости родителями ( законными представителями) организуемых совместных мероприятий.
  • Согласованность действий педагогов и родителей (законных представителей).
  • Соответствие действий участников проекта целям и задачам программы.
  • Заинтересованность родителей (законных представителей0

Перспективный план реализации программы

Срок

Форма  работы

Сентябрь

- Познакомить родителей с возрастными особенностями детей каждой группы и задачами музыкального воспитания ( участие в родительских собраниях)

- Анкетирование «Музыкальное воспитание в семье» ( все группы)

- Памятка на стенд для родителей : «Музыкально-ритмические  движения детей » ( по возрастам)

- Памятка на стенд для родителей : «Внешний вид ребенка на музыкальных занятиях» ( все группы)

Октябрь

- Индивидуальные консультации по музыкальному воспитанию по запросу родителей.

- Оформление группового стенда : «Пойте детям перед сном»(младшие группы)

- Консультация «Учим ребенка  слушать музыку» ( все группы)

-Папка-передвижка «Фольклор  для  самых  маленьких» (младшие группы)

- Памятка  «Охрана  детского  голоса» (старшие группы)

-Привлечь родителей к изготовлению атрибутов и костюмов к осенним праздникам.

-Видеозапись музыкального занятия для родителей 1 мл.гр.

- Открытые просмотры праздника осени.

Ноябрь

- Индивидуальные консультации .

- Консультация « Музыка  в нравственно-патриотическом воспитании  дошкольников» (старший дошкольный возраст)

- Папка-передвижка «Музыкальные инструменты и их роль в жизни дошкольников» (младшие группы)

- Консультация «Родители – первые музыкальные руководители» (младшие группы)

- выставка фотографий на тему «Таланты  моей  мамы»

- Совместная деятельность.

Праздник ко Дню матери «С любовью в сердце» (старшие группы)

Декабрь

- Консультация : «Самый первый новый год» (1 мл.гр.)

- Папка-передвижка «Малыш и музыка вокруг» (младшие группы)

-Папка- передвижка «Музыка воспитывает и обучает» (старшие дошкольники)

- Консультация « Новогодние традиции» ( старшие группы)

- Привлечь родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к новогодним праздникам.

Видеосъемка  новогоднего  праздника.

Январь

- Анкетирование  на тему «Ваш ребенок на празднике» (предложения, пожелания, отзывы)

- Оформление папок – передвижек для родительских уголков «Учимся правильно двигаться», «Слушаем  классическую  музыку»

- Консультация «Музыкотерапия в детском саду и дома»

 

Февраль

- Беседы с родителями о домашней музыкальной развивающей среде.

- Привлечь  родителей к участию в празднике «Мой папа – самый лучший»

- Оформление папки-передвижки «Масленичная  неделя»

- Памятка «Воспитание маленького патриота»

Март

- Индивидуальные консультации.

- Беседы с родителями о домашней развивающей музыкальной  среде»

- Привлечь  родителей к участию в празднике «Мамочка  любимая»

- Папка-передвижка «Детский самодельный музыкальный инструмент»

Видеосъёмка музыкального занятия для родителей

Апрель

- Папка-передвижка  «Как приобщить детей к русской национальной культуре»

- Консультация « Домашние праздники для детей»

- Создание совместного альбома «Я  рисую  музыку»

- Консультация « Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей»

Май

- Консультация «Десять лучших песен о войне» (старшие группы)

- Праздничный концерт, посвященный 9 мая «Мы помним, мы гордимся»

- Организовать фото - выставку «Наши  таланты»

- Привлечь  родителей к подготовке к выпускным праздникам

- Подготовить рекламу  дополнительного  образования  для  детей в студиях  микрорайона

Заключение.

     Взаимодействие музыкального  руководителя с родителями (законными представителями) побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчужденность, вселяет уверенность и решает многие  проблемы  по  музыкальному  воспитанию  дошкольников.

      Данные  анкетирования по итогам  года  говорят о том. Что проводимая  работа  позволяет  повысить  уровень  компетентности родителей (законных представителей) в музыкальном воспитании  детей  и сделать  их активными участниками  педагогического процесса.

       Таким  образом, при активном  взаимодействии  детского сада и семьи в работе по музыкально- эстетическому воспитанию дошкольников  показывает, что она становится  наиболее  эффективной.  В  результате, наблюдается  увеличение  числа  родителей (законных представителей), принимающих  участие  в  мероприятиях  и занимающих активную позицию в вопросах эстетического воспитания. А также повышается  уровень доверия родителей к ДОУ.  Происходит  осознание  родителями  своей  роли  полноправного  участника  образовательного процесса. Понимание  своей значимости в эстетическом развитии и воспитании ребенка.

Список  используемой  литературы

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013г. №1155 г.Москва.

2. Арнаутова Е.П. «Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника»

3. Единое  образовательное  пространство  детского  сада, семьи и социума.

    Авторы и составители: Т.П.Колодяжная, Р.М. и др.

4. Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно - игровая программа для родителей и детей старшей группы "День Мам"

Можно использовать и на 8 Марта и на День мам. Очень интересно проходит....

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Цель: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участникам...

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Цель: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей....

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Сейчас все уже, наверное, хорошо знают, что основной деятельностью, в которой развивается ребенок дошкольного возраста, является игра. Именно в игре наш малыш учится управлять своим поведением и эмоци...

Тренинговая программа для родителей "Я тебя понимаю!"

Подавляющие большинство тревог и страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские  тревожность и страхи, если к ним правильно относиться, п...

Конкурсная программа для родителей, посвященная Дню Матери

Это разработка конкурсной программы для родителей, посвященная Дню Матери. В материал включены сценарий, электронная презентация, аудио- и видеоматериал. А также видеоролик, снятый совместно с детьми....

Конкурсная программа для родителей, посвященная 8 марта

Сценарий, презентация, аудио- и видеоматериалы.http://letitbit.net/download/06693.05803f36bcfcc42b585d5bd3dfe7/Сценарий_8_марта.rar.html...