Гендерное воспитание дошкольников
консультация (младшая группа)

Бучнева Лариса Викторовна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гендер (англ.gender – род) – социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Гендерное воспитание – рассматривается как комплексная, психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Физиологи, психологи, педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в ДОУ.

В уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована  потешка или пестушка, девочке или мальчику прогнозируется их будущее. Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше, чем матери, но начиная с 3-х лет  они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчиков отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей за девочек отвечали матери, а за сыновей отцы. В семьях дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, учили молотить. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки. Дети постоянно видели своих родителей, обращались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей определенные нормы и правила формируют представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Проходя социализацию в семье, школе, обществе дети усваивают стереотипы сложившиеся исторически.

От девочек и мальчиков требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам, младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость. Особенно значителен был статус женщины – матери. Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что положительные и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Всю ответственность за воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи:

дедушка, старшие братья.

Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. Военная и государственная служба, в понимании дворянина – это служение обществу, России. Дворянская женщина значительно меньше была втянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую личную независимость: позволяло сохранять традиционные черты, поскольку она сильнее была связана с семьей и с  заботами о детях. Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным, ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин. Дети должны были соблюдать дворянский кодекс чести; светский этикет; правила хорошего тона: держались с отцом и матерью почтительно не смели говорить им «ты». Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основополагающих элементов. В почитающей традиции дворянской семье авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению. Так же отводилась роль нравственному воспитанию.

Период дошкольного детства – это тот период в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему  раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течении длительного пребывания в ДОУ (8-12) часов подвергаются исключительно женскому влиянию. Для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу. Мальчик в ходе типичного для наших дней феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать – воспитательница – учительница). Сказывается также изменение структуры и функции самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания. Именно родители , эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияние, чем предыдущий.

Основные типы неправильного воспитания

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных

Родительских чувств, желание родителей «купить» детскую любовь,

  «сюсюканием», задариванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

Типы неправильного воспитания

Безнадзорность, бесконтрольность – когда родители заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе, попадают под влияние «уличных компаний».

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неуставным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате ребенок становится боязливым. Неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя.

Воспитание по типу «кумира» семьи – Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, повзрослев он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоизм. В коллективе его не понимают, переживая это, он обвиняет всех, только не себя.

Воспитание по типу «Золушки» -Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят. Он переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, озлобленности.

Жесткое воспитание – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе. К.Д.Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество ) возникают на основе страха.

В разных семьях могут быть разные представления о воспитании. Тем не менее семья – традиционно – это три любви (супружеская, родительская, детская), слитные воедино.

Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям это счастливое детство, с нежными воспоминаниями от отце и матери.

Воспитание спасет мир – в этих словах Л.Н.Толстого заключена мысль от исключительной роли воспитания.

В дошкольном возрасте дети начинают играть в ролевые игры. Игра мальчиков чаще опирается на дальнее зрение они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом, все представленное пространство. Если в горизонтальной плоскости пространства мало, мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф. Игровой стиль у них более «хулиганский».

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение – они раскладывают игровые

предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Наблюдая за игрой ребенка, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье, через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка, тем самым можно помочь определить  его будущую профессию. Игра – элемент созидательного творчества элементы которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания его духовной гармонии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в

соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки женские. Ученые разных стран установили, что особая

роль в формировании гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования  для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание. Примерный набор игровых материалов для детей всех возрастных групп представлен в пособии «Материалы и оборудование для детского сада».

Если воспитателям удалось в полном объеме  подготовить материалы для сюжетной игры, то можно считать, что для развития детей созданы благоприятные условия. Нужно обратить внимание.

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;
  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери.
  • Наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ

Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...

"Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"

Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников...

методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников

Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...

"Гендерное воспитание дошкольников".

Консультация для родителей....

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...