Консультация «Роль татарских народных игр в патриотическом воспитании»
консультация

Гатауллина Гелия Ибрагимовна

Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики. Испокон веков в них выражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Радость движения в этих играх сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоциональное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Татарстан РеспубликасыТүбән Кама муниципальрайоны

“94 нчебалаларбакчасы “Сөенеч” муниципаль бюджет

мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе

Консультация для родителей:

«Роль татарских народных игр в патриотическом воспитании»

Әзерләде: тәрбиче Гатауллина Гелия Ибрахим кызы

Түбән Кама

2022 ел

Народная подвижная игра в патриотическом воспитании дошкольников

Воспитание у подрастающего поколения нравственно моральных качеств

  • прежде всего чувства любви к Родине всегда было и остается актуальным. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, истории и культуре страны, созданными трудами родных и близких людей. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания.

Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики. Испокон веков в них выражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Радость движения в этих играх сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоциональное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Н.К.Крупская рекомендовала использовать в работе с дошкольниками народные игры. Правильно организованные и систематически проводимые они формируют характер, волю, воспитывают патриотические чувства. Она подчеркивала "В игре развиваются силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива".

Е.А.Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются

важнейшие физические, нравственные качества. Совершенствуется ориентировка в пространстве.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и

любимыми были такие: русские народные игры, как "Горелки", "Русская лапта", "Городки" и т.д.; татарские народные игры, как "Лисичка и курочка", "Серый волк", "Тимербай", "Перехватчики" и д.р.. Игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель.

  • народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны, разнообразны

  • доступны детям. Это позволяет использовать их при организации различных видов деятельности детей.

Татарские подвижные игры

Продаем горшки (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— Эй, дружок продай горшок!

— Покупай

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Серый волк (Соры буре)

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние

между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

— Вы, друзья, куда спешите?

— В лес дремучий мы идем

— Что вы делать там хотите9

— Там малины наберем

— Вам зачем малина, дети?

— Мы варенье приготовим

— Если волк в лесу вас встретит?

— Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

— Соберу я ягоды, и сварю варенье,

— Милой моей бабушке будет угощенье

— Здесь малины много, всю и не собрать,

— А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.

Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

Скок-перескок (Кучтем-куч) На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Хлопушки (Абакле)

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети

выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп - сигнал такой

Я бегу, а ты за мной!

  • этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий

  • запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

Займи место (Буш урын)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу, Тебя хлопну по плечу-Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Ловишки (Тотыш уены)

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.

Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

Жмурки (Кузбяйляу уены)

Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего,

завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!»— и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.

Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.

Перехватчики (Куышу уены)

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова: Мы имеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакат

Раз, два, три, четыре, пять

Ни за что ней не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

Правила  игры.  Водящий  ловит  игроков,  прикасаясь  к  их  плечу  рукой.

Запятнанные отходят в условленное место.

Тимербай

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

  • речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

  • лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

  • последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — стоит лисичка.

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.

Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Кто дальше бросит? (Ыргыту уены?)

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.

Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд Мяч по кругу (Теенчек уены)

Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.

Спутанные кони (Тышаулы атлар)

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд

начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).

выигрывает команда, закончившая эстафету первой;

прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками.

Угадай и догони (Читанме, бузме)

Цель игры: развитие внимания, ловкости.

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры: если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать; как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»

Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий....

Консультация «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»

Консультация «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»...

Консультация «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»

Русская народная игрушка – основной игровой атрибут игровой деятельности. Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно...

Консультация "Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников" младшая группа

quot;Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников"...

Консультация «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих дете...

консультация: Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать народные игрушки для ознакомления детей с историей и культурой русского народа....