Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Логопед. Родители. Дети.

игры и игровые упражнения по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:


Название игры 

Цель игры 

Игровое правило 

Игровой материал 

ПРАВО НА ИМЯ 

«Давайте познакомимся» 

Подвести детей к пониманию того, что у каждого ребенка есть свое имя. 

Назвать свое имя, передавая игрушку по кругу. 

Игрушка мишка 

«Ласковое имя» 

Дать детям представления о том, что имена могут звучать ласково. 

Дети стоят в кругу, глядя в глаза друг другу, они передают мяч и произносят имя соседа ласково. 

мяч 

«Узнай свою маму» 

Формировать умение правильно называть свою маму 

Детям показывается фотография мамы, ребенок узнает свою маму и называет ее по имени. 

Фотографии мам 

«Назови имена сказочных героев» 

Формировать умение называть сказочных героев. 

Предложить детям назвать имена сказочных героев и рассказать, почему их так называют 

Иллюстрации со сказочными героями. 

«Как растет имя» 

Подвести детей к пониманию того, что имя сопровождает нас всю жизнь.

        Детям         демонстрируют         фотографии         и

предлагают назвать имя 

Фотографии девочки и мальчика (в детском саду, в школе, взрослые на работе и дома)  

«Назови полное имя» 

Развивать коммуникативную компетентность  

Воспитатель называет неполную форму имени, а дети полное имя. 

мяч 

«Когда я стану взрослым»  

Дать детям представление о том, как будут

называть их, когда они станут взрослыми 

Воспитатель называет имя ребенка, а дети говорят полное имя. 

мяч 

«Назови полным именем»  

Закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве 

Дети называют свое полное имя – Ф.И.О.

(имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.) 

мяч 

«Назови по-другому»  

Формировать умение обращаться к сверстникам по - разному, называя его имя. 

Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому. 

«Образуй Отчество» 

Учить образовывать отчества от мужских имен 

Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют на него отчество. 

Мяч 

«Четвертый лишний» 

Закреплять знания о мужских и женских именах 

Воспитатель называет четыре имени, а дети определяют лишнее в группе, давая свое объяснение 


ПРАВО РЕБЕНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ 

«Чей малыш» 

Формировать умение у  детей соотносить животных и их детенышей,

развивать зрительное внимание, навыки самоконтроля. 

Участникам игры рекомендуется выбрать правильный ответ по принципу: «Чей детеныш». На экране появляется картинка с изображением животного  и две картинки с изображением  детенышей животных. 

Картинки с

изображением

животных и их

детенышей 

«Кому, что нужно» 

Закреплять знания детей о профессиях, развивать мелкую моторику рук,

мышление, внимание. 

дети должны выбирать из всех предметов те, которые необходимы для данных профессий 

Каринки с

изображением

профессий и

предметов 

«Мамины помощники» 

Развивать  умение пользоваться предметами в соответствии с их назначением,

выполнять последовательно игровые действия. 

Дети вместе с воспитателем распределяют обязанности, кто,  что будет делать.  

Игрушка котенок и предметы 

«Что такое хорошо, что такое плохо» 

Учить детей отличать хорошее поведение от
плохого.
Обратить внимание на то, что хорошее поведение
приносит радость, здоровье как тебе самому, так и
окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое
поведение может привести к несчастию, болезни

Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо",  объяснить  свое решение. 

         

Отрывки         из

 художественных

произведений,  

жизненные факты о хорошем и плохом

поведении человека, детей, группы в

картинках 

«Члены семьи 

Закреплять представления о семье, развивать умение ориентироваться  в родственных отношениях. 

Разложить картинки  

Карточки         с изображением членов семьи 

«Обязанности мои и членов семьи» 

Закрепить понимание детей, что в семье у каждого члена есть свои обязанности, которые зависят от возраста, интересов и необходимости. 

Распределить картинки с изображением членов семьи между игроками. Детям предлагается подобрать каждому члену семьи орудия труда, объяснить, что с ними можно делать, с какой целью: кто еще может выполнять данную работу. 

Картинки с изображением членов семьи 

«Посели в окошки эту дружную семью» 

Закрепить знания детей о членах семьи 

Предложить детям расставить картинки  

Домик с окошками, картинки с изображением членов семьи 

«Каждый ребенок имеет право» 

Сформировать у детей знания о правах ребенка в семье, в доступной форме

разъяснить значение каждого права. Развивать правовое мировоззрение и

нравственные представления. Воспитывать чувство семейной сплоченности,

 чувство самоуважения и уважения к другим людям.  

Ребенок берет паровозик и прикрепляет к нему вагончики согласно цветовой табличке, взрослый (педагог) разъясняет значение каждой картинки 

        Картинки о         правах

ребенка в семье 

«Какие права имеют сказочные герои» 

Познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок. 

Предложить детям назвать права сказочных героев 

Картинки со сказочными героями 

«Подбери пословицу к картинкам» 

Закреплять знания детей о том, что они имеют право жить и воспитываться в семье 

Предложить детям подобрать пословицу к картинке 

Картинки и пословицы к ним 

«Составь генеалогическое древо семьи» 

Закрепить знания о родственных связях. 

Детям предлагается составить

генеалогическое древо и рассказать о членах семьи. 

Вырезанные из фотографий лица членов семьи, изображение генеалогического древа. 

«Родство» 

Закрепить знания о родственных связях

Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок,         тот,         кто         ответил         правильно, получает маленькую карточку.  

Карточки с членами семьи 

«Запоминаем имена близких родственников» 

Закреплять умение детей называть своих близких родственников 

Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек. 

Карточки с членами семьи 

«Что мы делаем?» 

Поддерживать уважение к семейным традициям 

Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. 

Карточки с занятиями членов семьи 

ПРАВО НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 

«В гостях у Мойдодыра» 

Воспитание у детей потребности в чистоте и аккуратности. Стараться содержать своё тело в чистоте, мыть руки и лицо мылом, своевременно пользоваться средствами личной гигиены, чистить зубы.   

Детям загадываются загадки от имени Мойдодыра, а дети находят отгадку в картинке 

Загадки о предметах личной гигиены, картинки с изображением предметов личной гигиены 

 «Поможем животным» 

Закрепить знания детей о домашних, диких животных и их частях тела, как им можно помочь. 

Воспитатель предлагает детям выбрать картинку и определить: чего не хватает у животного (лап, хвоста, ушей, хобота). Дети помогают животным и добавляют недостающие части тела, используя прищепки. 

Изображения животных, прищепки 

«Что сначала, что потом» 

Закрепить алгоритм действий при оказании первой помощи. 

Расставить в правильном порядке картинки 

Картинки с изображением действий при оказании первой помощи. 

«Окажи помощь» 

Закреплять знания детей об организме человека;
учить оказывать первую помощь в различных
ситуациях.

Детям предлагается составить алгоритм действий при оказании первой помощи. Играть как в лото. Детям раздаются карточки с различными ситуациями. 

Маленькие карточки с изображёнными действиями (предметами)  по оказанию первой помощи. 

                 «Собери чемоданчик

для врача» 

Уточнять представления детей о профессии врача, о занятиях и трудовых действиях врача. 

Выбрать только те предметы, которые нужны для работы врача. 

Картинки с изображением врача, предметов, которые необходимы врачу для работы. 

«К какому врачу пойдем» 

Формировать представления детей о разных профессиях врача 

Предложить детям правильно выбрать врача для детей с заболеваниями 

Картинки врачей и детей 

«Забавные гимнасты» 

Активизировать детей на двигательную активность 

Детям поочередно представляются карточки с символическим изображением человечков в разных позах и предлагается выполнить то же движение, что и на карточке. 

Карточки с символическим изображением человечков в разных позах 

«Расскажи,         что для чего нужно». 

Дать детям представление о назначении предметов аптечки  

 Достать из аптечки предмет и рассказать о его назначении и применении. 

Предметы из аптечки 


ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ 

«Кто работает в детском  саду» 

Расширять и уточнять представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. 

Детям предлагается подобрать картинки к загадкам 

Загадки о профессиях людей, которые

работают в детском саду, картинки с профессиями 

«Чем мы занимаемся в детском саду» 

Расширять представления детей о том, чем они занимаются в детском саду 

Детям предлагаются карточки с символами, а они рассказывают, что дети делают в детском саду 

Карточки с символами 

«Кому, что нужно для работы» 

Формировать представления детей о профессиях. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. 

Предложить детям подобрать орудия труда и материалы к каждой профессии 

лото 

«Школа» 

Систематизировать и расширить представления
детей о школе; познакомить с профессиями людей,
работающих в школе; пробуждать позитивное
отношение детей к сотрудникам школы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии о школе, назвать профессии людей, работающих в школе. Уточнить признаки, по которым дети узнали профессию человека. 

Фотографии профессий людей, работающих в школе 

«Школьные принадлежности» 

Дать представление о школе, школьных принадлежностях и оборудовании; продолжать упражнять детей в развитии навыков

классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание. 

Воспитатель предлагает выбрать только картинки с изображением  школьных принадлежностей

Картинки со школьными принадлежностями 

«Кому что нужно для работы 

Уточнить знания детей о профессиях, формировать представление о профессиях; продолжать учить отгадывать загадки профессиях 

Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки с изображением предметов, или же сами предметы, необходимых для работы  

Предметные картинки с изображением предметов, необходимых людям разных профессий 

Подбери пословицу к картинке 

Закреплять знания детей о том, для чего нужно получать образование 

Детям предлагается подобрать к картинкам, подходящие по смыслу пословицы. 

Картинки и пословицы 

«Четвертый лишний» 

Развивать познавательные процессы, а именно:   дифференцированное восприятие, произвольное внимание, аналитическое мышление – умение обобщать, сравнивать, классифицировать, умение строить речевые высказывания, обогащать словарь детей. 

Помогите Незнайке найти лишний предмет и объясните, почему. 

Как можно назвать оставшиеся предметы одним словом? 

Картинки  

«Помоги мальчику собраться в школу» 

Закрепить знания детей о школьных принадлежностях 

Воспитатель предлагает детям сложить в портфель только школьные принадлежности 

Картинки со школьными принадлежностями 

Интеллектуальная игра  (загадки о школьных принадлежностях) 

Продолжать упражнять детей в развитии навыков
классификации школьных принадлежностей, умении
их называть; развивать память, внимание.

Ведущий читает загадки, а дети отгадывают, о каком предмете идет речь. Если ответ правильный, забирают карточку у ведущего и выкладывают ее на игровое поле. Выигрывает тот, кто первым заполнит игровое поле. 

Загадки и карточки с изображением школьных принадлежностей 

«Помоги Буратино» 

Познакомить детей со школьной атрибутикой. Научить детей различать школьные принадлежности 

Предложить детям выбрать только школьные принадлежности. 

Школьные принадлежности разные предметы 

«Как Незнайка в школу собирался» 

Формировать у дошкольников познавательный интерес к школьному обучению через расширение  представлений о школе.             

Предложить детям помочь Незнайке собрать все самое необходимое для учебы в школе 

Школьные принадлежности разные предметы 

 

ПРАВО НА ОТДЫХ И ДОСУГ 

«Как мы отдыхаем». 

Формировать у детей представление о том, что отдыхают люди по-разному. 

Воспитатель предлагает детям описать картинку, задаёт вопросы. 

Карточки с изображением как отдыхают взрослые и дети 

«Подбери пословицу к картинкам» 

Детям предлагается подобрать к картинкам, подходящие по смыслу пословицы 

Картинки к пословицам 

«Отгадай, какое право использовали герои сказок» 

Познакомить детей с основами прав с подачей материала в интересной форме через сказочных героев 

На картинках нарисованы ситуации из жизни сказочных героев. 

Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы воспитателя. 

Иллюстрации к сказкам 

Отгадай, какое право нарушили герои сказок» 

Познакомить детей с основами прав с подачей материала в интересной форме через сказочных героев 

Детям предлагается посмотреть на картинки и ответить на вопрос, кто нарушил права. 

Иллюстрации к сказкам 

 

ДЕТИ НЕЗАВИСИМО ОТ ЦВЕТА КОЖИ, ЯЗЫКА ИМЕЮТ РАВНЫЕ ПРАВА 

«Мы разные, но у нас равные права»  

Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека

независимо от его социального происхождения, расовой и

национальной принадлежности, языка, пола, возраста. 

Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям

Конвенции, где не нарушены права детей 

Картинки с

изображением детей

разных рас

и национальностей

 и картинки из

их жизни 

«Народы мира» 

Развивать уважение к достоинству и личным
правам другого человека независимо от его
социального происхождения, расовой и национальной
принадлежности, языка, пола, возраста.

Предложить детям соотнести картинк

и ( дети и страна, в которой они живут) 

Картинки с изображением стран и картинки с изображением детей народов мира 

«Связующая нить». 

Дать детям знания о том, что всех нас связывает то, что мы — люди и имеем одинаковые права. 

В ходе игры педагог и дети составляют

«Дружное солнышко»  

Картинка солнышко, картинки с изображением детей разных национальностей 

 

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО 

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ 

«Добрый и злой человек»  

Формировать умение у детей различать добрых и злых людей 

Воспитатель предлагает детям выбрать героев сказок (добрых и злых)и подобрать их к пиктограмме. 

Пиктограммы (злой и добрый человек). Картинки со сказочными героями 

«Добро и зло» 

Учить детей различать добрые и злые поступки.  

Детям предлагаются картинки с изображением добрых и злых поступков,  

картинки с изображением добрых и злых поступков 

«Грустное и веселое солнышко» 

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и определить какое настроение будет у  солнышка,  если ему будет весело, если ему будет грустно  

Картинки с опасными ситуациями и с правильными поступками детей, солнышко веселое и грустное 

«Разрешено – запрещено»  

Закрепить нравственно-правовые понятия детей, умение классифицировать поступки по принципу

«разрешено – запрещено» 

Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций и разрешающих ситуаций. 

Детям предлагается разложить карточки на две группы и прокомментировать их. 

Сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций и разрешающих ситуаций. 

«Если чужой стучится в дверь» 

Дать детям представление о том, как вести себя,  когда ребенок один дома 

Воспитатель предлагает детям обыграть ситуации, в которых ребенок может оказаться, находясь в квартире один. 

Проблемные ситуации, сюжетные картинки с правильными решениями 

ПРАВО НА ЖИЛЬЕ И ЕГО НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ 

«Мой дом – моя крепость». 

Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. 

Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом 

Предложить детям соотнести карточки  животных с их жилищем. 

Карточки с изображением птиц, животных и их жилищ, символ изучаемого права 

«Кто нарушил права?» 

Закрепить знания детей о праве  на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь.  

Дети берут картинку и рассказывают о том, что на ней нарисовано, объясняя, как нужно поступить в данной ситуации. 

Картинки  

 «Назови свой адрес». 

Дать детям знания о том, для чего нужно знать свой адрес, номер телефона, свое имя, фамилию 

Дети должны передавать друг другу мяч и называть номера домов, квартир и названия улиц, на которых они проживают. 

Мяч 

«Кто, где живет?» 

Закреплять знания детей о праве животных на свое
жилье.

Предложить детям картинки домашних и  диких животных, которых нужно соотносить с их средой обитания. 

Картинки домашних и  диких животных, картинки с местом их обитания 

«Кто имеет право жить в этом доме?» 

Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать и делать выводы. 

Дети получают карточки с изображением жилищ животных 

Карточки с изображением жилищ животных 

«Если чужой стучится в дверь» 

Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире. 

Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не пускает посторонних. Кто – либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации. 

Иллюстрации с различными ситуациями 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"

Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обознач...

Консультация на тему: "Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста".

В консультации подробно рассмотрены основные моменты формирования основ правовой культуры у старших дошкольников....

Педагогический проект «Маленькие юристы» (Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста)

Актуальность: Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых упражнений и игр для формирования у дошкольников понятия "Основы Права" может быть интересным и эффективным способом обучения....

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста...

Опыт по теме: "Формирования основ правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста"

Самообразование "Формирования основ правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста"...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста...