для родителей детей старшего и подготовительного возраста
статья (подготовительная группа)

Лариса Кириллова

Из материала статьи вы узнаете ответы на наиболее часто волнующие вопросы: 

-Что делать, если ребенок плохо читает?

-Как научить ребенка читать?

-Почему ребенок путает буквы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dl_roditeley_kak_nauchit_rebenka_chitat.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Часто встречающиеся вопросы у родителей в преддверии школы

Дети с нарушениями речевого развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи педагога. Но не в меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. Поэтому нужно повышать компетентность родителей в вопросах развития и здоровья детей.

В преддверии школы родителей очень часто мучают такие вопросы как:

  1. РЕБЁНОК ПЛОХО ЧИТАЕТ И ПИШЕТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребёнок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание ребёнка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста. Подобные проблемы могут возникать и с письмом. До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду. Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).

  1. КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ?

 В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например, М, следует научить его находить на слух звук М в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – М, Б, а не ЭМ или БЭ. Говоря так, мы произносим два звука – Э и М. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребёнок сначала называет буквы: М, А – и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребёнок и сможет таким способом прочитать слова из трёх-четырёх букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребёнок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочёл буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, Ш на С (сапка) или Р на Л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

Прежде чем учить ребёнка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребёнка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки.

  1. РЕБЁНОК В 2 ГОДА ЗНАЕТ ВСЕ БУКВЫ, НО НИКАК НЕ НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ

Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе), недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребёнок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше четырёх лет при условии систематических занятий. Можно научить читать и раньше четырёх лет методом глобального чтения. При этом ребёнок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.

  1. КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ?

Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребёнок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры- занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы. Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приёмы:

- взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребёнок раскрашивает или штрихует её;

- вырезывание буквы по контуру, нарисованному взрослым;

- лепка буквы из пластилина;

- «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;

- сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.;  

- обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;

 - выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;

- обводка букв, написанных взрослым;

- письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенины. Праздник осени для детей старшего и подготовительного возраста.

В сценарий праздника входят стихи и песни об осени, приметы осени, загадки и пословицы. Включены русские народные мелодии, песни современных детских композиторов. Сценарий предназначен для музыкальных...

Сценарий КВНа для мам детей старшего и подготовительного возраста

Нетрадиционная форма праздника для мам в группах старшего и подготовительног возраста...

Конспект занятия с использованием мультимедийных средств для детей старшего и подготовительного возраста на тему: «История возникновения родного города Усть - Кута».

Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему.  Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа). Воспитывать любовь к «малой Роди...

Вечер развлечений "Юные футболисты" для детей младшего и среднего возраста, для детей старшего и подготовительного возраста

Занятие или вечер развлечений по теме "Юные футболисты" направлено на совершенствование школы мяча  (элементы игры в футбол). Может проводится с детьми как младшего, так и старшего возраста. Жела...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА Сценария досуга для детей старшего и подготовительного возраста и родителей «Безопасность в наших руках».

laquo;Безопасность в наших руках»Сценарий досуга для детей и родителей ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:Взрослые: ведущий, девочка (которая потерялась), 4 семейные команды (ребенок родитель...

Консультация для родителей «Влияние Су-Джок терапии на развитие речи детей старшего и подготовительного возраста»

Развитая речь у дошкольников – это важнейшее условие всестороннего развития в более старшем возрасте. Чем она богаче и правильнее у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли....

Консультация для родителей «Влияние Су-Джок терапии на развитие речи детей старшего и подготовительного возраста»

Консультация для родителей «Влияние Су-Джок терапии на развитие речи детей старшего и подготовительного возраста» Развитая речь у дошкольников – это важнейшее условие всестороннего развития детей в б...