Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
презентация

методические приёмы для развития звуковой культуры речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» учитель – логопед: Цапкина Н.А.

Слайд 2

Культура речи — это умение правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи сочетает в себе: развитие речевого дыхания, голоса , подвижности органов артикуляционного аппарата, постановку и уточнение произношения звуков, выработку нормального темпа, ритма речи, развитие выразительности речи, развитие фонематического слуха, воспитание навыков звукового анализа и синтеза. Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.

Слайд 3

Перед , педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка; воспитание выразительности детской речи . Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы: Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными; Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка; При организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).

Слайд 4

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи. Первая младшая группа 1. Развивать рече -двигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи. Игра: "Слушай звуки", "Двигайся на звук". 2. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса. Игра: "Определи одинаковые звуки","Покажи , что звучит", "Узнай по звуку", "Спой как большой медведь, как маленький мишка", "Сдуй пушинку". Развитие пространственного слуха. Игра: "Покажи, где звук?", "Где котенок, где щенок?". 3. Вызывать правильное произношение звуков.

Слайд 5

Вторая младшая группа 1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в. 2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога. Например: "Машина"-"та- ТА-та" . Определение тембра мужского, женского и детского голосов, Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой, ну, ах, да ну и др ). 3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Слайд 6

Средняя группа 1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы. 2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с', з, з', ц. 3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Игра: "Что лишнее" па-па-па-ба-па". " Игра в звуки" ветер дует - сссс , жук жужжит – ж-ж-ж-ж . 4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Слайд 7

Старшая группа 1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: j, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'. 2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных : л , л', р, р'. 3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса. Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" ( . ампа , мы . о , . ук , ку . ак ). 4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Слайд 8

Подготовительная к школе группа 1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях. 2. Развивать навыки звукового анализа слов. Игра " Зоопарк ". Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: - мышь , ослик, лев (моль); - собака , обруч, козлик (сок); - кот, обруч, собака, тигр (кость). Игра " Цепочка ". Что общего в словах "мак" и "кот"? 3 . Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки. Игра " Выбери лишнее слово". Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.

Слайд 9

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Слайд 10

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, и речевые игры - все это залог успешного формирования правильной устной речи у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников....

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

семинар  «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему:  «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...

«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»

Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.  Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все ст...

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: пр...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.Она охватывает все стороны звукового оф...

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

Логопедическая работа в дошкольном учреждении образовательного типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление нарушений речи у детей, и предупреждение их возможных вторичных проявлений,...