Папка-передвижка для родителей "Формирование навыков самообслуживания"
материал

Навыки самообслуживания- важная составная часть культуры поведения. Воспитание у детей навыков самообслуживания играет главную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. Труд по самообслуживанию развивают у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobsluzhivanie_dlya_roditeley.docx798.81 КБ

Предварительный просмотр:

https://s0.showslide.ru/s_slide/280f7c65c51ab25bfd54932575f3e8d8/e37e6939-e844-42ff-abe4-b7937f7a17ed.jpeg


http://ds1-ros.edu.yar.ru/soveti_spetsialistov/soveti_starshego_vospitatelya/108-1_w333_h166.jpg   Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

     Самообслуживание включает в себя формирование следующих навыков:

1. Навыки опрятности.

2. Навыки приема пищи.

3. Навыки одевания и раздевания.

4. Навыки ухода за своим телом

Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

     Навыки самообслуживания совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском саду, дома; развивает такие качества личности как самостоятельность, ответственность, опрятность, уверенность в себе, аккуратность, культурность.

   http://hovrashok.com.ua/images/Jan/09/0e36050204e3868a59640363b0c2d205/1.jpg 

     Во многом решение данной проблемы зависит от характера воспитания детей в семье. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную в отношении других членов семьи и его самого).            

     Самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Эта работа эффективна, когда посильна, и содержит в себе коллективистскую направленность: обеспечивает не только личные нужды, но потребности других членов семьи.

      Оберегание от обслуживающего труда формирует лентяя, лодыря, наносит удар по будущим отношениям ребенка в его собственной семье.

     Формирование навыков самообслуживания напрямую зависит от взрослых. Родители с момента рождения ребенка ухаживают за ним, в дальнейшем прививая этому более самостоятельный характер.

    http://blogs.minusa-school12.ru/uploads/images/2014/10/18/622ff8a2619777ca4b87788b409ef8ffd75acec4.png      У детей 5-6 лет     

должны быть сформированы навыки самообслуживания

     Их значение заключается в том, что постоянное выполнение обязанностей приучает детей к систематическому труду.

     Ребёнок должен привыкнуть, перед сном аккуратно складывать одежду в определённое место.

     Должен следить за одеждой и обувью, следить за своим внешним видом.

     Чтобы ребёнок сам без напоминаний мыл руки в новых для него ситуациях, ему нужно подсказать, когда это нужно делать (после уборки комнаты, мытья посуды, ухода за животными, перед сервировкой стола и др.)

     Приёмы формирования и совершенствования у дошкольников навыков самообслуживания должны быть едины в семье и в детском саду.

     Невозможность выполнять действия и правила, усвоенные в детском саду, разрушает у ребёнка имеющиеся навыки, вызывает недовольство, раздражительность.

     Если в процессе одевания, умывания, еды взрослые хотят чему-то научить детей, показ и объяснение должны быть чёткими. 

     Для закрепления навыков следует время от времени обращать внимание на последовательность действий: убрать с тарелки остатки пищи, отнести их в раковину; салфетки складывают и только потом убирают на место.

     Самообслуживание, если ребёнка не научили этому вовремя, становится для него обременительным и неинтересным. Это равнодушие переносится и на другие виды труда.

 

     Умение обслуживать себя закрепляется повторением, поэтому родители должны следить за ним, чтобы необходимые действия дети выполняли систематически.

     Присущая детям наблюдательность и активный интерес к различным видам деятельности, к общению взрослых друг с другом усиливают для них воспитательную роль примера окружающих.

     Аккуратность и опрятность в одежде, причёске, соблюдение детьми правил культурной гигиены и норм общения являются активным средством совершенствования навыков самообслуживания и культуры поведения.

http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_25/6/d-5406/img7.jpg

     В практике воспитания детей 5-6 лет огромное значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду.    Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам, ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.
     Взрослый по-прежнему учит ребенка выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее.

     Однако, ни в коем случае не следует, эту необходимую помощь превращать в мелкую опеку, показывать и разъяснять детям каждый пустяк. Это весьма существенное указание. Объяснять, советовать надо в меру, чтобы оставалось место для собственной инициативы детей.        
     Труд по самообслуживанию позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание все делать самим, инициативность, деловитость.

Заведите правило:

не делать за ребенка то,

что он умеет делать сам

http://stat18.privet.ru/lr/0a1be7935eaf1847e350fc78cffa87de


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирования культурно–гигиенических навыков у детей 2-3 лет» (папка-передвижка для родителей)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7530731","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 347px; height: 250px; float: left;"}}]]Воспитание культурно – гигиенических нав...

Консультация для родителей на папке - передвижке по теме "Воспитание культурно - гигиенических навыков у дошкольников"

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены,...

Папка-передвижка "Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

Папка-передвижка "Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников"...

Папка-передвижка "ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены,...

Папка-передвижка "Воспитание культурно гигиенических навыков у детей раннего возраста"

       Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привы...

Папка передвижка формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников среднего возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста...

Папка - передвижка. Самообслуживание в жизни ребенка 2-3 лет

Самообслуживание в жизни ребенка 2-3 лет....