Коротко о закаливании.
статья

Часто, приводя ребёнка в детский сад, родители задают «утвердительный» вопрос: «Вы же сегодня не пойдёте гулять!?» Речь в моей статье пойдёт об ответе на подобный вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_shkurina.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Часто, приводя ребёнка в детский сад, родители задают «утвердительный» вопрос: «Вы же сегодня не пойдёте гулять!?» Моя статья будет именно об ответе на подобный вопрос.

Каждый раз, когда мы слышим слово «закаливание» у нас перед глазами встаёт следующая картина: дети, раздетые до трусиков, стоят на занесённой снегом улице, а в это время «злостный воспитатель» поливает ребенка ледяной водой. На самом деле закаливаться можно по-разному. Начнем с определения слова «закаливание».

«Закаливание — это метод физиотерапии по воздействию на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела) и пониженным атмосферным давлением, с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов».

Закаливание следует рассматривать, как попытку приблизить образ жизни человека к естественному, не дать угаснуть врождённым адаптационным способностям организма.

При действии факторов окружающей среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

Как мы можем понять из определения - вовсе не обязательно начинать закаливаться в условиях крайних температур и природных катаклизмов.

В условиях ДОУ мы начинаем с базовых основ – обеспечиваем реализацию ФГОС в режимных моментах - в соответсвии с режимом, установленным СанПином:

«глава XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.

11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать ( не отменять).

11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой».

В тёплое время года большую часть времени дети проводят на улице: начиная с утреннего приёма и до вечера.

На улице мы с детьми: делаем зарядку, проводим эксперименты и игры с водой, подвижные игры, проводим гимнастики для глаз, дыхательную, пальчиковую и прочие. Ведь всем известно - только двигательная активность на открытом воздухе полноценно насыщает организм кислородом, витамином D, которые так необходимы для развития мозговой деятельности и хорошего кровообращения.

Приём детей на улице и утренняя зарядка происходят и в сентябре до тех пор, пока стоит хорошая и сухая погода. В связи с тем, что температура утром, как правило, более прохладная, чем днём и влажность воздуха разная, это позволяет детскому организму научится адаптироваться сначала к небольшим перепадам температур, а с наступлением более холодной погоды и к более серьёзным перепадам.

Утренняя гимнастика проходит под различную музыку и музыкальные инструменты, со сменой ритма и темпа (ходьба, бег), что также влияет на развитие координации движений с музыкой и скоординированности движений рук с ногами.

Если добавить ко всему выше сказанному то, что в младших группах дети учатся переодеваться при помощи взрослого, а в старших уже сами производят смену одежды с уличной на групповую – то это дополнительная двигательная активность – развитие мелкой моторики (расстегивание-застегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков); общей моторики (снять-одеть крупные элементы одежды), развитие навыков самообслуживания и т.д. Что же является закаливанием в этих режимных моментах? Это и смена внешней температуры (были на улице, затем зашли в помещение), повышение адаптивных способностей тела малыша, развитие волевых качеств - терпения, усердия – без которых невозможно полноценное психо-физическое развитие и укрепление соматического здоровья. Кроме того, всем известно, что упражнения на развитие общей и мелкой моторики положительно влияют на работу всех мозговых структур и стимулируют речевое развитие ребенка.

С приходом поздней осени и зимы, а затем и весны, увеличивается количество элементов одежды, погода становится более разнообразной. Организм ребенка снова активизирует и повышает адаптивные свойства.

Дети должны научится вести себя определенным образом в разных погодных условиях, принимать и понимать что можно, а что нет делать в данных условиях (конечно, речь не идёт о крайних значениях температуры и шквалистых ветрах). Но, небольшой моросящий дождь и снегопад не могут помешать детям получить радостные и положительные эмоции от прогулки, увидеть и узнать и что-то новое о явлениях природы, расширить кругозор, словарный запас, а организму дать возможность научится адаптироваться к любым погодным условиям, а следовательно выработать свой иммунитет.

Смена времен года даёт возможность разнообразить прогулку играми по сезону. Зимой, например, в течение прогулки, подходят малоподвижные игры: это и постройка крепостей, и экспериментирование со снегом, "Найди по описанию"; в конце прогулки - подвижные игры "Два мороза", "Лиса в курятнике", игра в снежки. Очень любят дети хороводные игры - они универсальны в любое время года - хорошо играть в хороводные игры во время дождя на веранде: и весело, и подвижно, и много места не надо.

Давайте не боятся изменений в природе, ведь «они происходят год от года». Дети болеют не от того, что гуляют, а от попадания вирусов и инфекций в организм - а с ними помогает бороться прогулка (увлажняются слизистые оболочки, повышаются адаптивные свойства организма, уровень гормонов радости повышается и настраивает организм на борьбу с болезнями).

Давайте больше гулять, играть на свежем воздухе и возрождать культуру совместных прогулок с детьми – так мы поможем следующим поколениям быть здоровее!

Предлагаю вашему вниманию несколько пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и координации речи с движением:

«Птички зимой»

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.

(Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,

(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям.

(Тоже самое с левой ладонью)

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

(Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба макароны)

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп"),

Спать легли (ладошки под щечку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему:"Закаливание.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания".

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья.При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины.Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из ...

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма»      Подготовила и прове...

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "

ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...

Презентация "Высокий-низкий, короткий-широкий, длинный-короткий"

Презентация "Высокий-низкий, короткий-широкий, длинный-короткий"...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»...