ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
статья

Зайкова Елена Ивановна

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита: Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита: Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала...», «Папа велел» и т. д.

В отличие от сформировавшейся личности ребенок не владеет психоэкологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые, впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства.  Оружием против негативной

установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической, защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и, поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в тебя, богатство и яркость эмоционального мира.

Негативные установки

Позитивные

установки

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…»

Замкнутость, отчужденность, безы- нициативность, подчиняемость, угод- ливость, приверженность стереотип-

ному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружаю- щим, отчуждение, конфликты с роди-

телями.

«Счастье мое, радость моя!»

«Плакса-вакса, нытик!»

Сдерживание эмоций, внутренняя оз- лобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное

напряжение, страхи.

«Поплачь,будет легче…»

«Вот дурашка, все готов раздать…»

Низкая самооценка, жадность, нако-

пительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец,        что делишься с другими!»

«Не твоего ума дело!..»

Низкая самооценка, задержки в пси- хическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность,

конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?..»

«Одевайся        теплее, заболеешь!»

Повышенное внимание к своему здо- ровью, тревожность, страхи, частые

простудные заболевания.

«Будь        здоров, закаляйся!»

«Ты совсем, как твой папа (мама)…»

Трудности в отношении с родите- лями, идентификация с родительским поведением, неадекватная само- оценка, упрямство, повторение пове-

дения родителя.

«Папа у нас замеча- тельный человек!»

«Мама у нас умница!»

«Ничего не умеешь де- лать, неумейка!»

Не уверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психи- ческого развития, безынициатив-

ность, низкая мотивация к достиже- нию.

«Попробуй еще, у тебя обязательно полу- читься!»

«Не        кричи        так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное        напряжение,

болезни горла и ушей, конфликт- ность.

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»

«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке)

«Негодник, все маль- чики забияки и дра- чуны!»

(девочки о мальчике)

Нарушения в психосексуальном раз- витии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого».

«Неряха, грязнуля!»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание        к        себе        и        своей

внешности,        не        разборчивость        в выборе друзей.

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей,

«уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

Негативные установки

Позитивные

установки

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

«Жизнь        очень        трудна: вырастешь – узнаешь!..»

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодо- левать препятствия, склонность к не- счастным случаям, подозрительность,

пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»

«Уйди        с        глаз        моих, встань в угол!»

Нарушения взаимоотношений с ро- дителями, «уход» от них, скрытность,

недоверие, озлобленность, агрессив- ность.

«Иди ко мне, давай во всем        разберемся вместе!»

«Не ешь много сладкого, зубки        будут        болеть        и

будешь то-о-олстая!»

Проблемы                с        излишним        весом, больные        зубы,                самоограничение,

низкая самооценка, неприятие себя.

«Кушай на здоровье!»

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»

Трудности        в                        общении, подозрительность,                завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля,                        ощущение

одиночества и тревоги

«На        свете                много добрых                людей,

готовых        тебе помочь…»

«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!»

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и

возможностях

«Как        ты        мне нравишься!»

«Нельзя ничего самому делать,        спрашивай разрешения у старших!»

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших,        несамостоятельность, нерешительность, зависимость от

чужого мнения, тревожность.

«Смелее,        ты        все можешь сам!»

«Всегда ты не вовремя, подожди…»

Отчужденность,                скрытность, излишняя        самостоятельность,

ощущение        беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное       психоэмоциональное

напряжение.

«Давай        я        тебе помогу!»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

Отсутствие самоконтроля, агрессив- ность, отсутствие поведенческой гиб- кости, сложности в общении, пробле-

мы со сверстниками, ощущение все- дозволенности.

«Держи себя в руках, уважай людей!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние родительских установок на развитие детей

Родители - это гиды на пути познания детей, им принадлежит львиная доля в воспитании......

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

Памятка для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание....

Консультация "Влияние родительских установок на развитие детей"

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. В консультации представлена таблица часто встречающихся негативных родительских ус...

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Родительское собрание«Влияние родительских установок на развитие детей»...