Мелкая моторика: для чего и как развить?
консультация (младшая группа)
Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика: для чего и как развить?
Мелкая моторика рук является одной из ключевых навыков, которые необходимо развивать у дошкольников.
Мелкая моторика рук – это умение контролировать движения пальцев и рук для выполнения точных и сложных задач. Развитие мелкой моторики рук имеет не только практическую значимость, но и влияет на развитие мозга ребенка. Около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие всех психических процессов; мелкая моторика задействует и влияет на речь, мышление, воображение, двигательную и зрительную память, наблюдательность, координацию и внимание.
Согласно наблюдению, проведенному в группе, дети активно используют и умело координируют только большой и указательный пальцы, а вот остальные – средний, безымянный и мизинец трудно задействуются в ходе практической деятельности.
Основная цель развития мелкой моторики у детей – это укрепление мышц рук и пальцев, а также развитие координации движений. Эти навыки не только помогают ребенку справляться с повседневными задачами, но и подготавливают его к успешному обучению в школе и дальнейшей самостоятельности. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.
Вы можете сами оценить мелкую моторику своего ребенка. К 3-4 годам ребенок в силах выполнить данные упражнения.
1 блок упражнений – выполняются по очереди одной и другой рукой.
• «Петушок»
Ладонь вверх, указательный палец упирается в большой,
остальные пальцы растопырены и подняты вверх.
• «Кошечка»
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Ука-
зательный и мизинец подняты вверх.
• «Зайчик»
Вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом
безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к
ладони.
• «Флажок»
Четыре пальца — указательный, средний, безымянный и
мизинец — соединить, а большой палец опустить, тыльная
сторона ладони повернута к себе.
• «Вилка»
Вытянуть вверх три расставленных врозь пальца (указа-
тельный, средний и безымянный), большой палец удерживает
мизинец на ладони.
2 блок – понадобится карандаш и лист бумаги.
Оцените правильно ли держит ребенок карандаш.
Задание «Проведи дорожку»: ребенку следует провести прямую линию, а родителю – оценить ее четкость, прямоту, нажим, прерывистость.
3 блок – понадобятся счетные палочки или что-то похожее (коктейльные трубочки, карандаши).
Смена движений рук: менять ладонь — ребро ладони — кулак.
Выкладывание рисунка из счетных палочек по образцу.
Как развивать мелкую моторику рук у дошкольников? Вот несколько полезных рекомендаций:
1. Предоставьте ребенку возможность играть с различными материалами, такими как пластилин, песок, различные крупы.
2. Предложите ребенку игры, которые требуют точности и сосредоточенности, например, собирание пазлов, вырезание.
3. Поощряйте ребенка заниматься рисованием и раскрашиванием. Возможно, начните с простых заданий, таких как раскрашивание по точкам или закрашивание контуров.
4. Поддерживайте интерес ребенка к письму, не забывайте хвалить его даже на маленькие каракули.
5. Проводите время с ребенком, занимаясь различными поделками или конструированием.
Предоставление ребенку возможности тренировать мелкую моторику через различные игры и активности поможет ему стать более уверенным и самостоятельным в выполнении различных задач. Мелкая моторика развивается благодаря таким видам активности:
- застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
- откручивание крышек на баночках и бутылках;
- перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
- лепка из пластилина или теста;
- сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
- рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
- рисование пальчиковыми красками или карандашами;
- вырезание фигурок по контурам;
- игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
- нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
- ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
- массаж с помощью шипованных мячиков.
Не забывайте поддерживать и поощрять ребенка, ведь это поможет ему развиваться и достигать успехов в будущем.
Идеи игр и активностей на развитие мелкой моторики
1. Игра с пипеткой. Благодаря нажатию на пипетку стимулируется развитие мелкой моторики. Можно просто переливать различные жидкости, а можно раскрашивать ватные диски подкрашенной гуашью водой.
2. Пальчиковая гимнастика может сочетаться с применением су-джок –шипованных массажных мячиков.
3. Театр теней и разыгрывание сказок с помощью пальчиков.
4. Игра в «Золушку» - сортировка различных круп и материалов, также для этого можно использовать пинцет.
5. Для девочек хорошо подойдет создание бус, не только с использованием бусин, но и макарон или рябины. А мальчикам понравится закручивание крупного размера гаек на болты. Будьте внимательны! Следите, чтобы ребенок не брал в рот мелкие детали.
6. Старый добрый волчок – отличный способ развития мелкой моторики.
7. Наматывание нитки в клубок или скручивание лент поможет ребенку в развитии моторики и координации рук.
8. «Волшебный мешочек», когда в непрозрачном мешке следует на ощупь узнать попавшийся предмет.
9. Не забывайте про ножницы! Ребенок 3-4 лет вполне может сам вырезать простые фигуры.
10. Месим тесто вместе. Привлекайте ребенка к кулинарным делам, таким как замешивание теста или чистка яиц. Эти простые на первый взгляд вещи помогут в развитии мелкой моторики и объединят родителя и малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/12/picture-108420.jpg)
Консультация для родителей "Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?"
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кис...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/28/picture-429488-1403977126.jpg)
Мелкая моторика у детей младшей группы дошкольного возраста. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/05/picture-543274-1417728576.jpg)
Для чего нужно развивать мелкую моторику?
Консультация для родителей. В которой можно узнать для чего развивать мелкую моторику и что для этого нужно делать....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-369753-1387348009.jpg)
Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать .
Методическая работаМелкая моторика у детей дошкольного возрастаДля чего нужна мелкая моторика и как ее развивать . 1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развива...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/15/picture-1067290-1552652988.jpg)
Консультация. "Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и как ее развивать".
Консультация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/15/picture-1067290-1552652988.jpg)
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и как ее развивать".
Консультация для родителей...