Главные вкладки

    Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать .
    консультация (средняя группа) на тему

    Дерезенко Елена Вячеславовна

    Методическая работа

    Мелкая моторика у детей дошкольного возраста

    Для чего нужна мелкая моторика и как ее  развивать  .

     

    1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развивать.

    Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации рука-глаз», т.к развитие мелких движений происходит под контролем зрения.

    Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать , одеваться и т.д.

    2. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связанна с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью, ребенка (М.М. Кольцова, Н. Н Новикова ,Н. А. Бернштейн ,В.Н. Бехтерев , М.В Андропова, Н.А Рокотова, Е.К Брежная ).Формирование же двигательных функций ,в том числе и тонких движений рук , происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка, чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

    3. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики         ( пальчиковая гимнастика),воздействуя тем самым на активные точки , связанные с корой головного мозга.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д)

    И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности , к письму .

     

    4.Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки ?

     

    1.     Пальчиковая гимнастика.

    «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких –либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность, детям ориентироваться в понятих «вправо», «влево», «вверх», «вниз», и др.

    Рекомендуется использовать упражнения в которых тренируется каждый палец отдельно «ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления и растяжки.

    Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие и растяжение, расслабление кисти руки, а так  же использовались изолированные движения каждого из пальца.

     

    2.Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

    Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать  с закрытыми глазами , катать между большим и указательным пальцем , придавливать  поочередно всеми пальцами обеих рук к столу , стараясь при  этом делать вращательные движения

    Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, из мелких предметов: семян, пуговиц , веточек и т. д .Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых !

    3.Песочная терапия.

    Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим объектом.  Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка , благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения  и поиск путей развития.

    4.Вырезание ножницами.

    Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания –навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные , круглые) .Получая симметричные формы при сгибании бумаги ,сложенное гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки) ,дети должны усвоить , что они вырезают не целую форму а ее половину . Прежде чем приступить к вырезанию силуэта, следует подумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа ,направить ножницы ,т.е. планировать предстоящее действие .

    5. Аппликации.

    Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации.

    Для начала удобней   вырезать геометриечские формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.

     

    6.Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

    Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги .

    7.Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

    Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Лепим колбаски, колечки, шарики . Оклеиваем баночки ,веточки , и т. д. Выкладываем из пластилина заданный рисунок шариками ,колбасками на фанере или листе картона.

    8.Шнуровки – зачем они?

    Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками .

    Во-первых , шнуровки сюжетные. Второй вид шнуровок: пуговицы ,башмачки ,цилиндры  или любые другие , сделанные из дерева или мягкогобезопасного материала , цельные предметы , в которых проделаны отверстия для шнурков . К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке – основе. Наконец, третий вид шнуровок :изготовленные из ткани детали домиков ,книжек и т. п.,Которые предлагается соеденить с помощью шнурков , чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая « картина».

    9.Рисование ,раскрашивание.

    Раскрашивание- один из самых легких видов деятельности .Вместе с тем , оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки . Необходимо учитывать детей раскрашивать аккуратно , не выходя за контуры изображенных предметов , равномерно нанося нужный цвет . В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления ,творчеств , углубляется эмоциональное отношение к действительности , но формируется элементарные графические умения , столь необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма .

    Рисование способствует развитию мелких мышц руки ,укрепляет ее. Но надо помнить , что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки ,карандаша , тетради (листа, бумаги ), приемов проведения линий .

    Для начала хорошо использовать :

    ·        Обводку,плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь , плоскую игрушку и т. д.

    Особенно подходят для этой цели формочки для приготовения печений или кексов ;

    ·        рисование по опорным точкам;

    ·        дорисовывание второй половины рисунка

    ·        рисунок по образцу , не открывая руки от бумаги;

     

    10. Графические упражнения

    Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двухмерного пространства листа бумаги и готовит ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость .С этой целью для рисования выбираются такие объекты  как волны, радуга , клубы дыма , чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание  и на дорисовывание недостающих деталей у цветов  и предметов , обводка лекал , заштриховка и раскрашивание контурных изображений , картинок в альбомах для раскрашивания .

     

    Опыт графических движений ребенок приобретает , выполняя различные виды штриховки ,рисуя , копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям , рисуя орнаменты по клеточкам.

    Пр этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо ; штриховать ровно , без пробелов , не выезжая за контур .

    11. Штриховка.

    Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности , вводится в значительной мере для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки , в обработке координации движения.

    Виды штриховки :

    ·        раскрашивание короткими частными штрихами;

    ·        раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

    ·        центрическая штриховка ( круговая штриховка от центра рисунка);

    ·        штриховка длинными параллельными отрезками .

    Правила штриховки:

    ·        Штриховать только в заданном направлении.

    ·        Не выходить за контуры фигуры.

    ·        Соблюдать параллельность линий.

    ·        Не сближать штрихи , расстояние между ними должно быть 0 , 5 см

     

    Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

    Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая работа

    Мелкая моторика у детей дошкольного возраста

    Для чего нужна мелкая моторика и как ее  развивать  .

    1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развивать.

    Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации рука-глаз», т.к развитие мелких движений происходит под контролем зрения.

    Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать , одеваться и т.д.

    2. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связанна с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью, ребенка (М.М. Кольцова, Н. Н Новикова ,Н. А. Бернштейн ,В.Н. Бехтерев , М.В Андропова, Н.А Рокотова, Е.К Брежная ).Формирование же двигательных функций ,в том числе и тонких движений рук , происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка, чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

    3. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики         ( пальчиковая гимнастика),воздействуя тем самым на активные точки , связанные с корой головного мозга.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д)

    И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности , к письму .

    4.Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки ?

    1. Пальчиковая гимнастика.

    «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких –либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность, детям ориентироваться в понятих «вправо», «влево», «вверх», «вниз», и др.

    Рекомендуется использовать упражнения в которых тренируется каждый палец отдельно «ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления и растяжки.

    Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие и растяжение, расслабление кисти руки, а так  же использовались изолированные движения каждого из пальца.

    2.Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

    Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать  с закрытыми глазами , катать между большим и указательным пальцем , придавливать  поочередно всеми пальцами обеих рук к столу , стараясь при  этом делать вращательные движения

    Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, из мелких предметов: семян, пуговиц , веточек и т. д .Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых !

    3.Песочная терапия.

    Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим объектом.  Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка , благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения  и поиск путей развития.

    4.Вырезание ножницами.

    Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания –навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные , круглые) .Получая симметричные формы при сгибании бумаги ,сложенное гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки) ,дети должны усвоить , что они вырезают не целую форму а ее половину . Прежде чем приступить к вырезанию силуэта, следует подумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа ,направить ножницы ,т.е. планировать предстоящее действие .

    5. Аппликации.

    Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации.

    Для начала удобней   вырезать геометриечские формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.

    6.Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

    Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги .

    7.Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

    Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Лепим колбаски, колечки, шарики . Оклеиваем баночки ,веточки , и т. д. Выкладываем из пластилина заданный рисунок шариками ,колбасками на фанере или листе картона.

    8.Шнуровки – зачем они?

    Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками .

    Во-первых , шнуровки сюжетные. Второй вид шнуровок: пуговицы ,башмачки ,цилиндры  или любые другие , сделанные из дерева или мягкогобезопасного материала , цельные предметы , в которых проделаны отверстия для шнурков . К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке – основе. Наконец, третий вид шнуровок :изготовленные из ткани детали домиков ,книжек и т. п.,Которые предлагается соеденить с помощью шнурков , чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая « картина».

    9.Рисование ,раскрашивание.

    Раскрашивание- один из самых легких видов деятельности .Вместе с тем , оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки . Необходимо учитывать детей раскрашивать аккуратно , не выходя за контуры изображенных предметов , равномерно нанося нужный цвет . В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления ,творчеств , углубляется эмоциональное отношение к действительности , но формируется элементарные графические умения , столь необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма .

    Рисование способствует развитию мелких мышц руки ,укрепляет ее. Но надо помнить , что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки ,карандаша , тетради (листа, бумаги ), приемов проведения линий .

    Для начала хорошо использовать :

    • Обводку,плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь , плоскую игрушку и т. д.

    Особенно подходят для этой цели формочки для приготовения печений или кексов ;

    • рисование по опорным точкам;
    • дорисовывание второй половины рисунка
    • рисунок по образцу , не открывая руки от бумаги;

    10. Графические упражнения

    Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двухмерного пространства листа бумаги и готовит ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость .С этой целью для рисования выбираются такие объекты  как волны, радуга , клубы дыма , чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание  и на дорисовывание недостающих деталей у цветов  и предметов , обводка лекал , заштриховка и раскрашивание контурных изображений , картинок в альбомах для раскрашивания .

    Опыт графических движений ребенок приобретает , выполняя различные виды штриховки ,рисуя , копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям , рисуя орнаменты по клеточкам.

    Пр этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо ; штриховать ровно , без пробелов , не выезжая за контур .

    11. Штриховка.

    Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности , вводится в значительной мере для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки , в обработке координации движения.

    Виды штриховки :

    • раскрашивание короткими частными штрихами;
    • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
    • центрическая штриховка ( круговая штриховка от центра рисунка);
    • штриховка длинными параллельными отрезками .

    Правила штриховки:

    • Штриховать только в заданном направлении.
    • Не выходить за контуры фигуры.
    • Соблюдать параллельность линий.
    • Не сближать штрихи , расстояние между ними должно быть 0 , 5 см

    Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

    Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?"

    Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кис...

    Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста

    Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?...

    для чего нужна мелкая моторика?

    консультация "Для чего нужна мелкая моторика?"...

    Развитие речи детей дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук

    Формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности....

    Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

    Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...