Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать .
консультация (средняя группа) на тему

Дерезенко Елена Вячеславовна

Методическая работа

Мелкая моторика у детей дошкольного возраста

Для чего нужна мелкая моторика и как ее  развивать  .

 

1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развивать.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации рука-глаз», т.к развитие мелких движений происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать , одеваться и т.д.

2. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связанна с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью, ребенка (М.М. Кольцова, Н. Н Новикова ,Н. А. Бернштейн ,В.Н. Бехтерев , М.В Андропова, Н.А Рокотова, Е.К Брежная ).Формирование же двигательных функций ,в том числе и тонких движений рук , происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка, чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

3. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики         ( пальчиковая гимнастика),воздействуя тем самым на активные точки , связанные с корой головного мозга.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д)

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности , к письму .

 

4.Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки ?

 

1.     Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких –либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность, детям ориентироваться в понятих «вправо», «влево», «вверх», «вниз», и др.

Рекомендуется использовать упражнения в которых тренируется каждый палец отдельно «ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления и растяжки.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие и растяжение, расслабление кисти руки, а так  же использовались изолированные движения каждого из пальца.

 

2.Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать  с закрытыми глазами , катать между большим и указательным пальцем , придавливать  поочередно всеми пальцами обеих рук к столу , стараясь при  этом делать вращательные движения

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, из мелких предметов: семян, пуговиц , веточек и т. д .Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых !

3.Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим объектом.  Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка , благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения  и поиск путей развития.

4.Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания –навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные , круглые) .Получая симметричные формы при сгибании бумаги ,сложенное гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки) ,дети должны усвоить , что они вырезают не целую форму а ее половину . Прежде чем приступить к вырезанию силуэта, следует подумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа ,направить ножницы ,т.е. планировать предстоящее действие .

5. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации.

Для начала удобней   вырезать геометриечские формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.

 

6.Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги .

7.Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Лепим колбаски, колечки, шарики . Оклеиваем баночки ,веточки , и т. д. Выкладываем из пластилина заданный рисунок шариками ,колбасками на фанере или листе картона.

8.Шнуровки – зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками .

Во-первых , шнуровки сюжетные. Второй вид шнуровок: пуговицы ,башмачки ,цилиндры  или любые другие , сделанные из дерева или мягкогобезопасного материала , цельные предметы , в которых проделаны отверстия для шнурков . К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке – основе. Наконец, третий вид шнуровок :изготовленные из ткани детали домиков ,книжек и т. п.,Которые предлагается соеденить с помощью шнурков , чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая « картина».

9.Рисование ,раскрашивание.

Раскрашивание- один из самых легких видов деятельности .Вместе с тем , оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки . Необходимо учитывать детей раскрашивать аккуратно , не выходя за контуры изображенных предметов , равномерно нанося нужный цвет . В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления ,творчеств , углубляется эмоциональное отношение к действительности , но формируется элементарные графические умения , столь необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма .

Рисование способствует развитию мелких мышц руки ,укрепляет ее. Но надо помнить , что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки ,карандаша , тетради (листа, бумаги ), приемов проведения линий .

Для начала хорошо использовать :

·        Обводку,плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь , плоскую игрушку и т. д.

Особенно подходят для этой цели формочки для приготовения печений или кексов ;

·        рисование по опорным точкам;

·        дорисовывание второй половины рисунка

·        рисунок по образцу , не открывая руки от бумаги;

 

10. Графические упражнения

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двухмерного пространства листа бумаги и готовит ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость .С этой целью для рисования выбираются такие объекты  как волны, радуга , клубы дыма , чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание  и на дорисовывание недостающих деталей у цветов  и предметов , обводка лекал , заштриховка и раскрашивание контурных изображений , картинок в альбомах для раскрашивания .

 

Опыт графических движений ребенок приобретает , выполняя различные виды штриховки ,рисуя , копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям , рисуя орнаменты по клеточкам.

Пр этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо ; штриховать ровно , без пробелов , не выезжая за контур .

11. Штриховка.

Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности , вводится в значительной мере для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки , в обработке координации движения.

Виды штриховки :

·        раскрашивание короткими частными штрихами;

·        раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

·        центрическая штриховка ( круговая штриховка от центра рисунка);

·        штриховка длинными параллельными отрезками .

Правила штриховки:

·        Штриховать только в заданном направлении.

·        Не выходить за контуры фигуры.

·        Соблюдать параллельность линий.

·        Не сближать штрихи , расстояние между ними должно быть 0 , 5 см

 

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа

Мелкая моторика у детей дошкольного возраста

Для чего нужна мелкая моторика и как ее  развивать  .

1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развивать.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации рука-глаз», т.к развитие мелких движений происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать , одеваться и т.д.

2. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связанна с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью, ребенка (М.М. Кольцова, Н. Н Новикова ,Н. А. Бернштейн ,В.Н. Бехтерев , М.В Андропова, Н.А Рокотова, Е.К Брежная ).Формирование же двигательных функций ,в том числе и тонких движений рук , происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка, чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

3. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики         ( пальчиковая гимнастика),воздействуя тем самым на активные точки , связанные с корой головного мозга.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д)

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности , к письму .

4.Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки ?

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких –либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность, детям ориентироваться в понятих «вправо», «влево», «вверх», «вниз», и др.

Рекомендуется использовать упражнения в которых тренируется каждый палец отдельно «ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления и растяжки.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие и растяжение, расслабление кисти руки, а так  же использовались изолированные движения каждого из пальца.

2.Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать  с закрытыми глазами , катать между большим и указательным пальцем , придавливать  поочередно всеми пальцами обеих рук к столу , стараясь при  этом делать вращательные движения

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, из мелких предметов: семян, пуговиц , веточек и т. д .Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых !

3.Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим объектом.  Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка , благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения  и поиск путей развития.

4.Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания –навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные , круглые) .Получая симметричные формы при сгибании бумаги ,сложенное гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки) ,дети должны усвоить , что они вырезают не целую форму а ее половину . Прежде чем приступить к вырезанию силуэта, следует подумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа ,направить ножницы ,т.е. планировать предстоящее действие .

5. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации.

Для начала удобней   вырезать геометриечские формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.

6.Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги .

7.Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Лепим колбаски, колечки, шарики . Оклеиваем баночки ,веточки , и т. д. Выкладываем из пластилина заданный рисунок шариками ,колбасками на фанере или листе картона.

8.Шнуровки – зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками .

Во-первых , шнуровки сюжетные. Второй вид шнуровок: пуговицы ,башмачки ,цилиндры  или любые другие , сделанные из дерева или мягкогобезопасного материала , цельные предметы , в которых проделаны отверстия для шнурков . К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке – основе. Наконец, третий вид шнуровок :изготовленные из ткани детали домиков ,книжек и т. п.,Которые предлагается соеденить с помощью шнурков , чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая « картина».

9.Рисование ,раскрашивание.

Раскрашивание- один из самых легких видов деятельности .Вместе с тем , оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки . Необходимо учитывать детей раскрашивать аккуратно , не выходя за контуры изображенных предметов , равномерно нанося нужный цвет . В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления ,творчеств , углубляется эмоциональное отношение к действительности , но формируется элементарные графические умения , столь необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма .

Рисование способствует развитию мелких мышц руки ,укрепляет ее. Но надо помнить , что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки ,карандаша , тетради (листа, бумаги ), приемов проведения линий .

Для начала хорошо использовать :

  • Обводку,плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь , плоскую игрушку и т. д.

Особенно подходят для этой цели формочки для приготовения печений или кексов ;

  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка
  • рисунок по образцу , не открывая руки от бумаги;

10. Графические упражнения

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двухмерного пространства листа бумаги и готовит ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость .С этой целью для рисования выбираются такие объекты  как волны, радуга , клубы дыма , чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание  и на дорисовывание недостающих деталей у цветов  и предметов , обводка лекал , заштриховка и раскрашивание контурных изображений , картинок в альбомах для раскрашивания .

Опыт графических движений ребенок приобретает , выполняя различные виды штриховки ,рисуя , копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям , рисуя орнаменты по клеточкам.

Пр этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо ; штриховать ровно , без пробелов , не выезжая за контур .

11. Штриховка.

Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности , вводится в значительной мере для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки , в обработке координации движения.

Виды штриховки :

  • раскрашивание короткими частными штрихами;
  • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  • центрическая штриховка ( круговая штриховка от центра рисунка);
  • штриховка длинными параллельными отрезками .

Правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи , расстояние между ними должно быть 0 , 5 см

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста

Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук

Формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности....

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Программа образования детей дошкольного возраста пол направлению " Развитие мелкой моторики"

Программа “Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координац...

Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей дошкольного возраста. Для чего нужна дыхательная гимнастика.

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую ...