Консультация. Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать у детей с ОНР.
консультация (младшая группа) на тему

Саталкина Олеся Андреевна

Консультация мелкая моторика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhna_melkaya_motorika.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать у детей с ОНР»

Консультация для родителей

"Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать у детей с ОНР".

Мы очень часто слышим выражение "мелкая моторика". Что же это такое?

Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий мышечной, костной, нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Мелкая моторика- одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (В. Н. Бехтерев, М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Е. К. Бережная)

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук. Многие ученые, педагоги, психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики. Так Аристотель подчеркивал, что "Рука-это инструмент всех инструментов", подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными особенностями. Поэтому так важно обращать самое серьезное внимание вопросу развития мелкой моторики рук.

Чтобы мелкие движения ребенка были более точными и экономными следует помочь ему в усовершенствовании навыков движения запястья.

Какие упражнения следует проводить с ребенком?

1. Пальчиковая гимнастика.

"Пальчиковые игры"- это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе этих игр, ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

2. Шнуровка.

Шнуровка дает возможность придумать множество игр. Эти игры помогают не только развить мелкую моторику, но и развить усидчивость, глазомер у детей. В процессе игр совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. "Шнуровки" развивают логическое мышление ребенка.

3. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие. Детям предлагается сортировать предметы, катать между большим и указательным пальцем орехи, камешки и др., угадывать с закрытыми глазами предметы на ощупь, нанизывать пуговицы, бусы, макароны, сушки, перекатывать разные предметы по столу.

4. Использование различных развивающих игрушек:

Пирамидки.

Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка также интересный универсальный конструктор. Пирамидка, изготовленная из дерева, несёт в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда тёплые на ощупь, а шероховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность ребенка.

Кубики

При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок, благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.

Конструкторы

Доски Сегена (рамки, вкладыши)

Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребенок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

Фигурки на магнитах

Используя магнитную мозаику у ребенка развивается мелкая моторика, координация движений и пространственного мышления. А фантазии ребенка помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.

Кубы- сортёры

Благодаря таким занятиям ребенок развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Ну чем не увлекательное занятие!

Пазлы

Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

Мозаика

Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка

5. Массаж и самомассаж.

Одним из приемов самомассажа является использование массажеров разной формы и величины (мячики-ежики). Можно использовать бельевые прищепки разного цвета и формы. Бельевые прищепки можно надевать на ногтевые фаланги пальцев. С их помощью может получиться настоящее волшебство! Из круга- солнышко, из треугольника- елочка. Работа с прищепками развивает не только мелкую моторику, но и формирует сенсорную культуру ребенка.

На логопедических занятиях успешно применяю игровые упражнения с пуговицами. Благодаря такому массажу стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций,

6. Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная и конструктивная деятельность:

1. Рисование – это может быть раскрашивание, обведение трафаретов, штриховка и т. д.

Особенно полезно нетрадиционное рисование. Примером может служить рисование на манной крупе.

2. Лепка из пластилина, глины, слоеного теста.

Во время лепки развивается не только мелкая моторика рук, но и навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт. Например, игра «Забавные картинки» (равномерно распределить пластилин на картон и с помощью различных горошин выкладывать рисунки).

3. Вырезание ножницами.

Особое внимание следует уделить усвоению детьми основных приемов вырезания- навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, квадратные, круглые)

4. Работа с бумагой. Оригами.

Это самобытное искусство создания моделей различных предметов путем сгибания листа бумаги.

Уделяя должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, вы решите сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлияете на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, ребенок быстрее и лучше начинает говорить. Нужно помнить, что чем «умнее» руки, тем умнее ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?"

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кис...

Мелкая моторика у детей младшей группы дошкольного возраста. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать .

Методическая работаМелкая моторика у детей дошкольного возрастаДля чего нужна мелкая моторика и как ее  развивать  . 1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развива...

Консультации для родителей "Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать?"

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенкаФормиро...

консультация «Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...