Развитие речи детей дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Гришкова Светлана Вячеславовна

Формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук»

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»
                                          В.А.Сухомлинский

I. Введение

Актуальность проблемы:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем  и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры/

II.Основная часть

Цель проекта: формирование речевой деятельности детей  дошкольного возраста через  развитие мелкой моторики, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

1. Проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режимных моментах дня, В НООД , через организацию совместной деятельности с детьми;

2. Повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру, развивать навыки ручной умелости, способствовать развитию творческих способностей, развивать речь, активизировать словарный запас;

3. Сочетать различные игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей, так же с артикуляционной гимнастикой;

4. Организовать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;

Принципы:

Чтобы сформировать у детей определенную систему знанийпо данной теме необходимо использование следующих принципов,

*тесная связь развития речи, познавательных процессов и моторики;

*последовательность и систематичность;

*доступность;

*связь с жизненным опытом;

Методы и приемы:

Правильно подобранные методы и приемы обучения способствуют развитию речи ребенка , мелкой моторики малыша. Во время проведения дидактических игр, пальчиковых игр, игр с игрушками и т.д. использую следующие методы:

- игровой ;

- словесный;

- наглядно-действенный;

- практический ;

- наблюдение;

Задачи для педагога

Анализ и сбор информации из различных источников.

Разработка перспективного планирования по проекту.

Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Задачи для родителей

Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка учитывая опыт детей приобретенный в детском саду.

Реализация этих задач, также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельность педагога с детьми.

2. Индивидуальная работа с детьми

3. Cамостоятельная деятельность детей.

Для самостоятельной деятельности детей мы постоянно работаем над пополнением предметно-развивающей среды, используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.

4. Взаимодействие с семьей: привлечение родителей к изготовлению игр и игрушек, консультации, наглядная информация.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений использованы разные методы и приемы работы:

1. Пальчиковый игротренинг

•пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

•пальчиковые игры, с использованием нетрадиционного оборудования;

•пальчиковый театр;

•массаж пальцев и кистей рук;

2. Игры с различными материалами

•лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

•нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, пробкой от фломастера и т. д.

•работа с конструктором.

•различные виды аппликаций

•игры с песком, крупой, водой.

3. Дидактические игры

•шнуровки М. Монтессори

•игры с мелкими предметами

•пазлы, мозаика, кубики в картинках

•вкладыши

•лабиринты

•волшебный мешочек

•бусы

Для эффективного результата в развитии мелкой моторики я использую двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

- массажные мячики;

- платочки;

- коврики;

- крупные бигуди;

- прищепки;

- счетные палочки;

- шестигранные карандаши;

4. Аква гимнастика для пальчиков

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Реализация проекта

Продолжительность проекта: сентябрь 2016 февраль 2017

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст детей: 4 года

Ожидаемый результат

Дети станут общительнее, появится чистая, красивая речь, дети будут свободно играть в пальчиковые игры , пальчиковый театр, д/и, складывать пазлы, научатся рассказывать небольшие сказки, стихи, участвовать в инсценировках.

Перспективный план по развитию речи детей среднего дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук.

  СЕНТЯБРЬ

Интегрированная ОД «Красавица Осень»

НООД по изо деятельности «Разноцветная радуга»

НООД по развитию речи «Моя дружная семейка»

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей»

Игры с песком «Найди шарик» «Веселый всадник» игры с водой «Достань игрушку» Д/И «Угадай дерево по листу» «Доскажи словечко» игры с прищепками «Зайчик» «Тучка» «Солнышко» массаж кистей с помощью карандаша  упражнения пальчиковой гимнастики «Что нам Осень подарила» артикуляционная гимнастика «Зайчик» «Лягушка» «Любопытный язычок» «Окошко» Лабиринты для карандаша Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» «В кафе»

ОКТЯБРЬ

Комплексная ОД по развитию речи и мелкой моторики «Путешествие в осенний лес»

НООД по познавательному развитию «Ах, этот удивительный песок»

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи»

Игры с песком «Что скрывает песок» «Печенье» Д/И «Кто с кем» «Ветерок» «Волшеюные шнурки» графомоторные дорожкипазлы игры с прищепками «Ежик» «Тучка» «Воробей» «Елочки»

Артикуляционная гимнастика «Шарики» «Толстячки-худышки» «Самовар» пальчиковая гимнастика «Домашние животные» «Осень»  Сюжетно-ролевая игра «День рождения Степашки» «Цирк»

НОЯБРЬ

НООД по развитию речи «Моя семья»

НООД по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Ежик»

Интегрированная НООД «Как звери готовятся к зиме»

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей»

Д/И Что из чего сделано ?» «Магазин» «Кто с кем?» артикуляционная гимнастика «Чашечка» «Вкусное варенье» «Фокус» игры с прищепками «Ежик» «Белка» «Яблонька» пазлы пальчиковый театр «Репка» массаж с помощью подручных предметов пальчиковая гимнастика  «Я и моя семья» «Мой город» сюжетно-ролевая игра «Семья»

ДЕКАБРЬ

НООД по изо деятельности «Украсим снежинками шаль бабушки Вьюги»

НООД по развитию речи «Мой гардероб»

НООД по развитию речи «Зимушка-Зима»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и связной речи у детей младшего возраста»

Участие в творческих конкурсах ДОУ  «Новогодняя сказка» «Рождественский сувенир» и Муниципальном конкурсе «За окошком Рождество»

Пальчиковая гимнастика «Мой гардероб» «Новогодний калейдоскоп» массаж подручными предметами и массажными мячиками артикуляционная гимнастика «Покусаем язычок» «Не разбей чашечку» «Загони мяч в ворота» игры с водой «Рыбалка» игры с прищепками «Цветочек» «Солнышко» «Снежинка» игры со счетными палочками «Рыбка»  «Ежик» «Лодка» «Ракета» игры с платочком Сюжетно-ролевая игра «Дочки-Матери»

ЯНВАРЬ

НООД по развитию речи «Мебель в мою комнату»

НООД по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Снег идет»

Консультация для родителей «Играем вместе с детьми дома»

Пальчиковая гимнастика «Домашний уют» «Зимние забавы» массаж карандашами «Волчок» «Горка» «Подъемный кран» «Эстафета» Д/И «С Мишкой» «Найди и подчеркни» «Попробуй расстегни» игры с веревочкой «Дельфинчик» со счетными палочками «Стол» «Стул» «Кроватка и диван» игры с водой «Окрашивание и замораживание воды» Лабиринты Трафареты Конструкторы Раскраски Сюжетно-ролевая игра «Строим дом» «Ветлечебница»

ФЕВРАЛЬ

НООД по изо деятельности с использование нетрадиционных техник рисования (песком) «Зимние морозные узоры»

НООД по изо деятельности с использование нетрадиционных техник рисования (ластиком) «Морозные узоры»

Мастер-класс для воспитателей «Рисуем ластиком»

Консультация для родителей «Использование нетрадиционных техник в изо деятельности с детьми дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика «Зима» «Защитники Отечества» «Птицы» Спичечный тренинг –диктант «Бабочка» « Флажок» «Танк» Артикуляционная гимнастика «Ветерок дует с горки» «Мостик построим-мостик разрушим» «Гармошка» Пальчиковый театр «Курочка Ряба» Д/И «Угости кукол» «Бусы» «Заплатки» графомоторные дорожки игры с водой «Корабли на рейде» игры с веревочкой «Овощи» игры с прищепками  «Солнышко» «Вершки-Овощи» Массаж шишками пробками и грецкими орехами  Раскраски Сюжетно-ролевая игра «Игрушки у врача» «Пограничники»

III. Заключительная часть

            По результатам проекта:

  • Дополнена развивающая предметно-пространственная среда нестандартным дидактическим материалом,
  • Оформлен банк данных  по развитию мелкой моторики рук : картотека пальчиковых игр со стихами, игр с веревочкой, варианты игр со счетными палочками, игры с родителями дома.
  • Совместно с детьми оформили газету –поздравление к праздникуДень матери и «С Новым годом»
  • Дополнена информация в родительском уголке по теме проекта
  • Воспитанники Красногоров Рома, Гречишкина Саша, Сафонов Елисей, Николаев Даниил награждены грамотами за победу в конкурсах проводимые в  ДОУ «Новогодняя сказка» «Рождественский сувенир»        Красногоров Рома победитель конкурса творческих работ «За окошком Рождество»проходивший в городе.
  • Видеопрезентация. Защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе.

Анализ результатов работы

Работая над развитием мелкой и общей моторики рук у детей среднего возраста я добилась определенных результатов:

- у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата,

- совершенствовалась общая координация движений детей.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, кисти рук приобретают хорошую подвижность гибкость ,исчезает скованность движений это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Дети научились выражать мысли, стали озвучивать выполняемые действия, расширился активный словарь, что можно наблюдать в самостоятельной речи детей .Динамика обучения показала , что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей дает положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Соавторы педагоги Моисеенко Н.Н, Ивлева Т.И

Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.1 Ухудшение состояния здоровья детей2 Глоба...

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сочинение сказок ».

Словесное творчество наиболее сложный вид творческой художественной деятельности детей, возникающий под влиянием произведений литературного искусства, а также впечатлений от окружающей жизни, выражающ...

Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...