Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Камерщикова  Дарья Николаевна

Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Ковдорского района детский сад №29 «Сказка» здание №1

                                  Сообщение из опыта работы:

 «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

Выполнила: воспитатель Камерщикова Д.Н.

г. Ковдор

2019

 « Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…» А.С.МАКАРЕНКО

 Актуальность опыта.

        Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Дети овладевают родным языком через общение, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для развития речи детей, для общения, для выражения своих мыслей.

        К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Большинство родителей не могут выделить свободного времени для общения с детьми. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дидактическая игра даёт большую возможность для развития речи детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

        Дидактическая игра является всесторонним средством воспитания и развития ребёнка. Поэтому педагогическая идея  опыта заключается, в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по развитию речи.

 Цель:

Формирование грамматически правильной речи дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и упражнений.

Задачи:

-обогащать и закреплять словарь;

-развивать связную речь и коммуникативные навыки;

- расширять знания об окружающем мире;

        Для успешного решения задач в работе использую следующие формы и методы :работа с родителями, ознакомление с художественной литературой,  дидактические игры, занятия,  наблюдения, беседы, художественное творчество. Таким образом, проводимая работа по развитию речи тесно связана со всеми видами детской деятельности. В работе с детьми я использую различные виды дидактических игр и упражнений, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм и упражнениям.

Немаловажное значение для развития речи детей имеет окружающая предметно- развивающая среда группы и дома. В группе оформлен речевой уголок, где создана картотека дидактических игр по развитию речи детей и дидактические пособия. Подобраны разные виды игр: игры - путешествия (« Кто живет в лесу?»), игры - поручения (« Найди отличия»), игры - предположения ( «Если бы»), игры – загадки (« Овощи в загадках» ), игры - беседы (« Я начну, а вы продолжите», «Подбери слово» ).

        В средней группе предусматриваю интенсивную работу по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения. Учу детей использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные, группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя)- все эти знания незаметно для детей в игровой форме запоминаются и закрепляются в дидактических играх. Художественные произведения рассматриваю как самоценность. Детям читаю каждый день, формируя у них интерес к чтению, продолжаю учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений. Каждый день я провожу индивидуальную работу с детьми по развитию речи, мы разучиваем потешки, проговариваем скороговорки, чистоговорки, и т. д. Эти навыки мы закрепляем в играх и беседах с детьми, проводим речевую гимнастику, разучиваем считалки для разных игр, на улице, в группе, в режимных моментах, учим стихи, рассказываем все вместе сказки .

         В работе использую короткие игры-инсценировки. (Собрана картотека игр - инсценировок). Мною изготовлены следующие дидактические пособия: 1.Игры на развитие мелкой моторики рук: «Сложи картинку» 2. Дидактические пособия : книжки- малышки, « Загадки обо всем ». 3. Дидактическая игра: «Что перепутал художник» 4. Игры по звуковой культуре речи 5. Дидактическая игра «Когда это бывает» Времена года. 6.Игры для ознакомления с окружающим миром: «Кому, что нужно для работы». Картотеки речевых игр и упражнений, игр - инсценировок, карточки для игры в «Ассоциации», дидактическое пособие в виде картинок для обучения рассказывания и развития словотворчества детей. Дидактическая игра «Подбери рифму», дидактическое пособие «чудо- сундучок» для обучения сочинительству и развитию фантазии, логики, воображения. С данным материалом выступала на семинаре в МАДОУ № 5 «Теремок» в сентябре 2018, а также  на педагогическом совете в марте 2018 года в МАДОУ № 29.

        Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу- развитие полноценной речи детей, в работе с родителями я использую как традиционные формы работы ( беседы, консультации, собрания), так и нетрадиционные ( деловые игры, дискуссии). Еще одна форма работы с семьей - это педагогические ширмы, в которых родителям даю конкретные, четкие, практические советы по какой- либо теме. Мною были разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: «Игры и упражнения по развитию речи детей 4-5 года жизни», «Дидактическая игра и развитие речи детей», «Рекомендации родителям по развитию речи» и др. Собрания провожу в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей. В индивидуальной беседе стараюсь тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам,и результатом является положительная динамика в разговорной речи детей, проявление интереса к художественной литературе(чтение, пересказ, заучивание стихотворений, пение). Также дети, имеющие дефекты речи посещают логопеда, дефектолога, массажиста вне ДОУ. В работе с родителями использую разнообразные формы и методы: -анкетирование, - размещение информации в уголке для родителей в виде консультаций, папок-передвижек. -привлечение к совместному творческому труду, -родительские собрания, « круглые столы».

Результативность опыта.

         В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей: 1. Повысился уровень развития речи детей.

2. Обогатился и расширился словарный запас детей.

3.Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.

4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

5. Многие дети стали отвечать развернутыми предложениями.

6.В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.

7. У родителей проявился повышенный интерес к развитию речи детей.

8.Систематическая работа в данном направлении позволила достичь положительных результатов . Стимулирующим фактором для меня является изменение речи детей. В дальнейшем предполагаю продолжить работу в данном направлении, используя и расширяя наработанный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины разв...

Самообразование " Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических и развивающих игр"

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Тополёк» МО Ясненский городской округ Индивидуальный план работы по самообразов...

Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"

Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики....

Обобщение опыта работы «Развитие ловкости детей дошкольного возраста посредством игр с мячом»

Работая с детьми, определила, что наиболее эффективной формой физического развития и воспитания дошкольника является использование игр и игровых упражнений с мячом....

Статья из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сочинение сказок ».

Словесное творчество наиболее сложный вид творческой художественной деятельности детей, возникающий под влиянием произведений литературного искусства, а также впечатлений от окружающей жизни, выражающ...