Самообразование " Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических и развивающих игр"
рабочая программа (средняя группа)

Шульженко Наталья Васильевна
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Тополёк» МО Ясненский городской округ Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр» Выполнила: Воспитатель 1категории Шульженко Н. В 2020 – 2021 уч. год Тема: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической и развивающей игры. Задачи: • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, выхода на интернет-сайты…); • повысить компетентность родителей в вопросе влияния дидактических и развивающих игр на развитие речи детей дошкольного возраста. • обогатить предметно-развивающую среду группы • подготовка консультаций для родителей по данной теме • изготовление папок-передвижек • составление картотек дидактических игр по развитию речи • создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, игр артикуляционной гимнастики, пальчиковых физминуток и гимнастики, сборник консультаций). • обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования. • укрепить связи между детским садом и семьёй. Предполагаемый результат: Для детей: 1. Повышение уровня развития речи у детей. 2. Умение обратиться за помощью к взрослым. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Развитие познавательной активности, творческих способностей. 5. Умение самостоятельно играть в игры. Для воспитателя: 1. Новые знания о развитии речи детей. 2. Желание работать в этом направлении. 3. Повышение самообразования. 4. Укрепление отношений с родителями. Для родителей: 1. Сближение с детьми и педагогами. 2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду. Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 год Предполагаемая дата окончания работы – май 2020 год. «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности» Актуальность темы: Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и развивающих игр. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных. Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые. Принципы: • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. • Принцип единства диагностики и педагогического процесса. • Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями • Принцип учёта интересов всех участников педагогического процесса. • Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи. Вид деятельности: 1. Самостоятельная деятельность педагога. 2. Составить перспективный план работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической и развивающей игры. 3. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр. 4. Пополнять и обновлять уголок дидактических игр в группе 5. Проведение занятий по развитию речи: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Птицы», «Овощи и фрукты» , «Времена года» и т. д. 6. Разработка дидактических игр: «Где то живет?», «Кто чем питается?», «Кто где обитает?», «Четвертый лишний», «Дикие и домашние животные», «Варим суп и компот», «Продолжи ряд», «Посади божью коровку на листок» и т. д. 7. Создание картотеки дидактических игр. 8. Изготовление атрибутов к дидактическим играм. Этапы работы над темой: 1 этап – подготовительный: Связан с теоретическим обоснованием проблемы и включает изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы по вопросам «развитие речи дошкольников посредством дидактической и развивающей игры». Полученный материал позволит определить проблему, цель объекта, предмет и задачи исследования, сформировать рабочую гипотезу, определить педагогические подходы к решению проблемы, разработать его теоретическую модель. 2 этап – практический: Проводить опытно-экспериментальную работу. 3 этап – итоговый: Осуществлять систематизацию и обобщение данных, полученных в ходе работы и оформление материалов по самообразованию. Подготовительный этап Методологический раздел Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую и развивающую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведем примеры обучающих задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры: обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали; стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической и развивающей игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценированные какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Несомненно, дидактические и развивающие игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Практический этап Месяц Тема Содержание работы В течение года Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме. Список литературы. Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение открытых занятий. Сентябрь Октябрь Роль игры в жизни детей. Развитие речи в средней группе Подбор и изучение литературы по теме; дидактических и развивающих игр и упражнений; сюжетных картин. Дидактические игры на занятиях. Ноябрь Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических и развивающих игр. Дидактические и развивающие игры на занятиях. Декабрь Влияние русских народных сказок на развитие речи детей дошкольного возраста Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию этюдов; активизировать речь. Январь Игры и упражнения для развития речи детей среднего. Говорим правильно Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Подготовка дидактического материала. Участие родителей в изготовлении дидактических игр. Консультация для родителей. Февраль Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Просмотр мультфильмов, слушание песен. Картотека песен, мультфильмов Март Оформление уголка на тему: «Дидактические игры для развития речи» Развитие связной речи через театральную деятельность. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста. Апрель Игра на развитие словарного запаса. Совместное творчество детей и родителей Буклет для родителей. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, Май Подготовка к летней оздоровительной работе. Результаты проведенной работы по самообразованию. Отчет. Итоговый этап Отчет по самообразованию воспитателя средней группы №12 Шульженко Натальи Васильевны. 1. Тема самообразования: « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и развивающих игр». 2. Изучен опыт коллег. 3. Результат практической деятельности по теме самообразования Для детей (игры, пособия) Для родителей (консультации, папки-передвижки) Для педагогов (рекомендации, картотеки) Д\и «Дикие и домашние животные» Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка» Картотека словесных дидактических игр для детей средней группы Д\и «Четвертый лишний» Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни» Картотека артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет Д\и «Варим суп и компот» Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни» Картотека словесных дидактических игр для детей средней группы Д\и «Кто чем питается?» Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад» Д\и «Кто где живет?» Буклет «Развитие речи детей 4-5» Д\и «Кто где обитает?» Буклет «Тренируем пальчики - развиваем речь» Д\и «Посади божью коровку на свой листочек» Буклет «Развитие речи детей 4-5» Список литературы 1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры 2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения 3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. 4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. 5. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА 6. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки» 7. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика» 8. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2017 г. 9. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2017г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_shulzhenko_n._v_na_god.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад «Тополёк» МО Ясненский городской округ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Индивидуальный план работы по самообразованию

 Тема: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Выполнила:

                           Воспитатель 1категории Шульженко Н. В

 

 

 

 

                                                2020 – 2021 уч. год         

 

                                                                                                                                                          Тема: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической и развивающей игры.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, выхода на интернет-сайты…);
  • повысить компетентность родителей в вопросе влияния дидактических и развивающих игр на развитие речи детей дошкольного  возраста.
  • обогатить предметно-развивающую среду группы
  • подготовка консультаций для родителей по данной теме
  • изготовление папок-передвижек
  • составление картотек дидактических игр по развитию речи
  • создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, игр артикуляционной гимнастики, пальчиковых физминуток и гимнастики, сборник консультаций).
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
  • укрепить связи между детским садом и семьёй.

                                 Предполагаемый результат:

                                           Для детей:

  1. Повышение уровня развития речи у детей.
  2. Умение обратиться за помощью к взрослым.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие познавательной активности, творческих способностей.
  5. Умение самостоятельно играть в игры.

                                     Для воспитателя:

  1. Новые знания о развитии речи детей.
  2. Желание работать в этом направлении.
  3. Повышение самообразования.
  4. Укрепление отношений с родителями.

                                    Для родителей:

  1. Сближение с детьми и педагогами.
  2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 год

Предполагаемая дата окончания работы – май 2020 год.

«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности»

                                       Актуальность темы:

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и развивающих игр. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип единства диагностики и педагогического процесса.
  • Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
  • Принцип учёта интересов всех участников педагогического процесса.
  • Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи.

                                            Вид деятельности:

  1. Самостоятельная деятельность педагога.
  2. Составить перспективный план работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической и развивающей игры.
  3. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр.
  4. Пополнять и обновлять уголок дидактических игр в группе
  5. Проведение занятий по развитию речи: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Птицы», «Овощи и фрукты» , «Времена года» и т. д.
  6. Разработка дидактических игр: «Где то живет?», «Кто чем питается?», «Кто где обитает?», «Четвертый лишний», «Дикие и домашние животные», «Варим суп и компот», «Продолжи ряд», «Посади божью коровку на листок» и т. д.
  7. Создание картотеки дидактических игр.
  8. Изготовление атрибутов к дидактическим играм.

                                        Этапы работы над темой:

1 этап – подготовительный: Связан с теоретическим обоснованием проблемы и включает изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы по вопросам «развитие речи дошкольников посредством дидактической и развивающей игры». Полученный материал позволит определить проблему, цель объекта, предмет и задачи исследования, сформировать рабочую гипотезу, определить педагогические подходы к решению проблемы, разработать его теоретическую модель.

2 этап – практический: Проводить опытно-экспериментальную работу.

3 этап – итоговый: Осуществлять систематизацию и обобщение данных, полученных в ходе работы и оформление материалов по самообразованию.


                                     Подготовительный этап

Методологический раздел

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую  и развивающую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Приведем примеры обучающих задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры: обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали; стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической и развивающей игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценированные какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические и развивающие  игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.


Практический этап

Месяц

Тема

Содержание работы

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме.

Список литературы.

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение открытых занятий.

Сентябрь

Октябрь

Роль игры в жизни детей.

Развитие речи в средней группе

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических и развивающих игр и упражнений; сюжетных картин. Дидактические игры на занятиях.

Ноябрь

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста             

Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических и развивающих игр. Дидактические и развивающие игры на занятиях.

Декабрь

Влияние русских народных сказок на развитие речи детей дошкольного возраста

Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию этюдов; активизировать  речь.

Январь

Игры и упражнения для развития речи детей среднего.

Говорим правильно

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Подготовка дидактического материала.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр.

Консультация для родителей.

Февраль

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Просмотр мультфильмов, слушание песен. Картотека песен, мультфильмов

Март

Оформление уголка на тему: «Дидактические игры для развития речи» 

Развитие связной речи через театральную деятельность.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Апрель

Игра на развитие словарного запаса.

Совместное творчество детей и родителей

Буклет для родителей.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса,

Май

Подготовка к летней оздоровительной работе.

Результаты проведенной работы по самообразованию. 

Отчет.


Итоговый этап

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы №12

Шульженко Натальи Васильевны.

  1. Тема самообразования: « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и развивающих игр».
  2. Изучен опыт коллег.
  3. Результат практической деятельности по теме самообразования

Для детей

(игры, пособия)

Для родителей

(консультации, папки-передвижки)

Для педагогов

(рекомендации, картотеки)

Д\и «Дикие и домашние животные»

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Картотека словесных дидактических игр для детей средней группы

Д\и «Четвертый лишний»

Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни»

Картотека артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет

Д\и «Варим суп и компот»

Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни»

Картотека словесных дидактических игр для детей средней группы

Д\и «Кто чем питается?»

Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»

 

Д\и «Кто где живет?»

Буклет «Развитие речи детей 4-5»

 

Д\и «Кто где обитает?»

Буклет «Тренируем пальчики - развиваем речь»

 

Д\и «Посади божью коровку на свой листочек»

 Буклет «Развитие речи детей 4-5»

 

Список литературы

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.
  4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.
  5. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА
  6. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»
  7. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»
  8. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2017 г.
  9. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
  10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2017г.

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины разв...

"Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впос...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Игра - в жизни дошкольников занимает одно из главных мест, через игру ребенок воспринимает все, что находится вокруг него, он учится выражать свои чувства, эмоции. Мышление ребенка в том возрасте нагл...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

самообразование "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования"

Дошкольный возраст - период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы, установление связей между предмета...

Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»...