Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Осподова  Ирина Викторовна

Игра - в жизни дошкольников занимает одно из главных мест, через игру ребенок воспринимает все, что находится вокруг него, он учится выражать свои чувства, эмоции. Мышление ребенка в том возрасте наглядно-образное, он распознает все образами, а не понятиями. Для решения поставленных задач лучше предложить наглядно-дидактический материал, который поможет дошкольнику связать образ и понятие в единое целое и поможет сформировать у него основные понятия. Но дошкольника привлекает в игре не обучающая задача, которую ставит перед ним педагог, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если ребенок не овладел достаточными знаниями и умениями или не понял суть игры, то он не сможет проявить себя в этой игре и достичь высоких результатов. Поэтому задача взрослого правильно донести и разъяснить правила игры.Дидактические игры помогают ребенку пополнять и активизировать словарь, формировать правильное произношение, развивать связную речь, уметь правильно выражать свои мысли. С помощью игры ребенок снимает скованность, он с легкостью выражает свои чувства.Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющие знании, находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский сад No 32 комбинированного вида

Приморского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад No 32 Приморского района СПб)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

197227, Санкт-Петербург, пр. Испытателей, д. 6, к.2, литер А

                                                 

                                                   

                                                                Методическая разработка

            «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

                    Картотека дидактических игр для развития речи в средней группе.

               

                   Составила:

                                                                                                         Осподова Ирина  Викторовна

                                                                                                         Воспитатель

             ГБДОУ детский сад № 32

             Приморского района Спб

                                           

                                                                                     Санкт-Петербург

                                                                                                 2021

Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. Большинство современных родителей знают, что у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А. Н. Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.

Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Дидактические игры помогают ребенку пополнять и активизировать словарь, формировать правильное произношение, развивать связную речь, уметь правильно выражать свои мысли. С помощью игры ребенок снимает скованность, он с легкостью выражает свои чувства. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организованных отношений и, каждая дидактическая игра имеет чёткие правила. Многие дидактические игры для развития речи направлены на закрепление, уточнение и усвоение знаний об окружающем.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различия сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для усвоения звукового анализа и синтеза. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

                                                                                                                                                   

                                            Список дидактических игр:

1.. Игра «Закончи предложение» 

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью (желтые).

Дорога широкая, а тропинка. (узкая).

2. Игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

3.Игра «Съедобное - несъедобное»

Цель игры: обогащение словарного запаса, развитие слухового внимания, памяти, мышления.

 Оборудование: мяч.

 Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети становятся в круг, в центре которого находится взрослый (ведущий). Он бросает ребенку мяч, называя при этом любое слово. Тот, кому кидается мяч, должен подумать и решить поймать мяч или отбросить его. Думать слишком долго нельзя, отвечать следует быстро. Если ребенок допустил ошибку и поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из игры на 1–2 круга.

 

4..Игра «Живое – неживое»

 Цель игры: закрепление у детей понятия об одушевленных и неодушевленных предметах, обогащение словарного запаса, развитие памяти, внимания.

Оборудование: мяч.

 Ход игры.

Играть можно с одним ребенком или группой детей.

 Взрослый объясняет детям, что одни предметы, которые нас окружают, могут двигаться, дышать и расти. Это одушевленные, или живые, предметы, они отвечают на вопрос «Кто?». Другие предметы — неподвижные, никаких действий они сами не совершают. Это неодушевленные, или неживые, предметы, они отвечают на вопрос «Что?». После этого взрослый называет слова, а дети должны сказать, живыми или неживыми являются эти предметы. Например, ложка, стол, машина – это неживые предметы, а белка, кошка, девочка – живые.

5. Игра «Что из чего?»

 Цель игры: овладение умением употреблять относительные прилагательные, умения их образовывать, обогащение словарного запаса, развитие памяти, мышления, внимания. Оборудование: мяч.

 Ход игры:

                                                                                                                                                       

 Перед началом игры ребенку следует напомнить о том, что если предмет сделан из дерева, то он деревянный, из железа, то он железный, из стекла, то он стеклянный и т. д. Затем, взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Если сапоги из кожи, то они...», а 2ебенок, возвращая мяч, должен ответить: «Сапоги из кожи – кожаные». Например: варежки из шерсти – шерстяные варежки; ключ из стали – стальной ключ; пальто из драпа – драповое пальто; ведро из меди – медное ведро; игрушка из плюша – плюшевая игрушка; ваза из хрусталя – хрустальная ваза и т. д.

6.Игра «Подумай и доскажи»

 Цель игры: совершенствование у ребенка навыка словообразования, тренировки в запоминании и повторении слов-глаголов, которые образованы путем изменения приставки, расширение словарного запаса.

Оборудование: мяч.

 Ход игры: Взрослый кидает ребенку мяч и произносит начало слова — приставку, а ребенок, возвращая мяч обратно, договаривает недостающую, заранее условленную часть слова — корень, и повторяет слово целиком. Например, принести - унести-внести - занести-вынести - перенести; ехать - уехать-приехать.

7. Игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая ..

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

8. Игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог:- Дети: Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

9.Игра «Что это?»

 Цель игры: закрепление в речи детей обобщающих понятий, расширение словарного запаса.

 Оборудование: мяч.

 Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко – фрукт, юбка – одежда, стакан – посуда, мотоцикл – транспорт, туфли – обувь и т.

д.

                                                                                                                                                         

10. Игра «Назови ласковым словом»

 Цель игры: закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогащение словарного запаса, развитие ловкости и быстроты реакции.

 Оборудование: мяч

 Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное. Малыш, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительноласкательной форме. Например: мяч – мячик; стол – столик; ключ – ключик; шар – шарик; кукла – куколка;

11.  Игра «Что я знаю о профессиях?»

Цель игры: обучение составлению предложений о людях знакомых профессий, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, внимания.

 Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т. д.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и предлагает ему составить предложение о человеке этой профессии. Например: «Врач лечит детей», «Повар варит суп», «Учитель учит детей».

12.Игра «Сломанное предложение»

 Цель игры: тренировка ребенка в исправлении деформированной фразы, развитие связной речи, внимания, памяти, мышления.

 Оборудование: специального оборудования не требуется.

 Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное — Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой и т.д.

13. Игра «Путаница»

 Цель игры: формирование умения понимать смысл предложений, преобразовывать запутанную фразу, развитие памяти, внимания, мышления, связной речи обогащение словарного запаса.

 Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый произносит запутанные предложения, предлагая ребенку внимательно их прослушать, понять смысл и сказать, все ли было сказано правильно. Ребенок при этом должен заметить ошибку и изменить предложения так, чтобы оно звучало правильно. Например, использовать можно следующие фразы: Шарик ловит Аню. Петя позавтракала и пошла гулять. Лена лег спать поздно. Дети гуляет в парке. Мама купила в магазине два яблока, одно ананас и одна торт.

14. Игра «Почему – потому»

 Цель игры: овладение умением задавать вопрос «почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что». Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, мышления                                                                                                                                      

 Оборудование: сюжетные картинки, на основе которых будут задаваться вопросы.

 Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы. Например: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Почему люди открывают зонты?» и т. д. А ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого малыш пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему?»

15. Игра «Послушай и назови»

 Цель игры: овладение умением отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развитие фонематического слуха.

Оборудование: металлические и деревянные ложки, мяч, бумага, книга, стакан с водой, пустой стакан, колокольчик, ключи.

 Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети вместе с взрослым рассматривают различные предметы, которые разложены на столе. Затем играющие садятся спиной к взрослому, который в это время издает звуки различными предметами, которые дети рассматривали до этого, а играющие в свою очередь должны отгадать, что звучит и ответить полным предложением. Например, они могут сказать так: «Это звенит колокольчик» или «Это льется вода» и т. д.

16. Игра «Отгадай, на чем играют»

Цель игры: развитие фонематического слуха, овладение умением различать звучание музыкальных инструментов, умение отличать их друг от друга. Оборудование: детские музыкальные инструменты, например металлофон, гармошка, барабан и т. д.

Ход игры. В игру можно играть вдвоем с взрослым или с группой детей. Перед началом игры взрослый демонстрирует детям инструменты, дает их внимательно рассмотреть и прослушать, какие звуки они издают. После этого взрослый ставит между собой и детьми ширму, за которой и производит звуки различными инструментами. Дети внимательно слушают и отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит в данный момент.

 17.Игра «Слушай внимательно»

Цель игры: развитие фонематического слуха, остроты слуха.Оборудование: специального оборудования не требуется.

 Ход игры. Игра проводится с группой детей из 4–5 человек, которые садятся по кругу. Взрослый обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка.

18. Игра «Как услышишь, хлопни»

 Цель игры: овладение умением выделять среди других заданный звук, развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Оборудование: специального оборудования не требуется.

 Ход игры. Взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-либо определенный звук. После этого взрослый начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только он услышит заданный звук. Например, взрослый предлагает ребенку выделить звуки в таком  

                                                                                                                                                               

порядке: [С], [А], [О], [С], [М], [Н], [С], [О], [А], [С], [У], [С], [Т], [С] и т. д. Слоги: СО,  ОН, СА, МА, ЛО, АС, НА, ОС, СА и т. д. Слова: сон, аист, автор, дорога, соль, утро, снег и т. д.

19.Игра «Какой звук первый?»

Цель игры: овладение умением выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развитие фонематического слуха, памяти, внимания.

 Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т. е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове. Например: нос – звук [н], аист – звук [а], Аня – звук [а], луна – звук [л] и т. д.

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.

 Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки, называет то, что на них изображено, а затем просит его сложить изображения, объединяя их по первому звуку. Например: [П] – палка, палатка, подушка, попугай и т. д.; [С] – собака, слон, силач, стол, стул и т. д.; [Л] – лампа, лошадь, ложка, ларец и т. д.; [У] – улитка, удочка, утюг, утка и т. д.; [М] – малина, молоко, машина, мак, муха и т. д.; [И] – игла, ива, игрушка, индюк и т. д.; [Р] – роза, ромашка, ракета и т. д.

    20. Игра «Выдели слово»

Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок). Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                           

                                                     

Заключение

В соответствии с ФГОС ДО, одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к одной из важнейших педагогических задач. На завершающем этапе дошкольного образования ребенок должен, прежде всего, хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Проблема развития речи является одной из актуальных в дошкольном возрасте. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а самое главное, средством совершенного воспитания личности ребёнка.

Список литературы:

1.Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996 11.Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009

2.Ушакова, О. С. Влияние словарной работы на связность речи / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина // Дошкольное воспитание. –1981. – № 2.

3.Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1972. – 215 с

4.В.В Гербова « Развитие речи в детском саду». 4.Е.Н.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976

                                                                                                                                           

       

                                               

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Роль дидактических игр Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если ...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце»

Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности по развитию математических представлений посредством дидактических игр и упражнений»

   Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиям...

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...