План самообразования "Развитие речи детей младшего возраста, посредством дидактических игр"
методическая разработка (младшая группа)

Головачёва Екатерина Викторовна
цель: Создать условия для повышения своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по развитию речи у детей младшего возраста посредствам дидактической игры. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию речи у детей младшего возраста, с применением в работе с детьми дидактические игры. 2. Разработать перспективный план работы с детьми. 3. Подготовить и провести «Диагностика речевого развития (автор О. С. Ушакова) младший дошкольный возраст» (в начале и в конце учебного года). 4. Организовать специально-организованную работу с дошкольниками по развитию связной речи, расширению и обогащению словаря через дидактические игры. 5. Развивать у детей младшего возраста зрительное, тактильно-двигательное восприятие, воображение, пространственное мышление, активную и связную речь. 6.Подготовить и провести консультации, мастер-классы, открытые НОД, сообщения для педагогов на педсовете и др. по теме самообразования. 7. Провести работу с родителями в форме консультаций, предоставлений информации в уголок для родителей и др. форм работы по заявленной теме самообразования. 8. Обогатить и пополнить предметно-пространственную развивающую среду (ППРС) группы в центре «Говоруша»: -различные дидактические игры , игры на липучках на разные тематики и уровня сложности; - составить картотеку пальчиковых игр; -составить картотеку по развитию речи для работы с детьми 3-4 лет; -составить картотеку игр на развитие активной и правильной речи, воображение, внимание, память, мелкую моторику, невербальное общение и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_golovachyova_2025-2026.docx429.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

 "Сильным, опытным становится педагог,

 который умеет анализировать свой труд..."

 

                 В.А.Сухомлинский

Маршрут профессионального и личностного

совершенствования педагога

Головачёва Екатерина Викторовна

2025-2026 уч.г.

Маршрут, по которому Я отправляюсь

«Развитие речи у детей младшего возраста, посредствам дидактической игры»

Моя цель: Создать условия для повышения своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по развитию речи у детей младшего возраста посредствам дидактической игры.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию речи у детей младшего возраста, с применением в работе с детьми дидактические игры.

2.  Разработать перспективный план работы с детьми.

3.  Подготовить и провести «Диагностика речевого развития (автор О. С. Ушакова) младший дошкольный возраст» (в начале и в конце учебного года).

4.  Организовать специально-организованную работу с дошкольниками по развитию связной речи, расширению и обогащению словаря через дидактические игры.

5. Развивать у детей младшего возраста зрительное, тактильно-двигательное восприятие, воображение, пространственное мышление, активную и связную речь.

6.Подготовить и провести консультации, мастер-классы, открытые НОД, сообщения для педагогов на педсовете и др. по теме самообразования.

7. Провести работу с родителями в форме консультаций, предоставлений информации в уголок для родителей и др. форм работы по заявленной теме самообразования.

8. Обогатить и пополнить предметно-пространственную развивающую среду (ППРС) группы в центре «Говоруша»:

-различные дидактические игры, игры на липучках на разные тематики и уровня сложности;

- составить картотеку пальчиковых игр;

-составить картотеку по развитию речи для работы с детьми 3-4 лет;

 -составить картотеку игр на развитие активной и правильной речи, воображение, внимание, память, мелкую моторику, невербальное общение и др.

Анкета №1

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

Вопросы

баллы

1

Я стремлюсь изучить себя.

5

2

Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

4

3

Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

3

4

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

4

5

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

4

6

Я анализирую свои чувства и опыт.

4

7

Я много читаю

2

8

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

5

9

Я верю в свои возможности

5

10

Я стремлюсь быть более открытым человеком

4

11

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

4

12

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

5

13

Я получаю удовольствие от освоения нового

5

14

Возрастающая ответственность не пугает меня.

4

15

Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе

4

Обработка анкеты:

Посчитайте сумму баллов первой анкеты

Если у Вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Набрав от 36 до 54, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития

Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития

Анкета № 2 - Степень владения навыками самостоятельной работы

Критерии оценки

Самооценка

1

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

+

2

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы  развития детей.

+

3

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти

+

4

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

+

5

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

+

6

Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц

+

7

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение

+

8

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения

+

9

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных  заданий

+

10

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию

+

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:  

+ - владею свободно,  

? - владею посредственно, вызывает затруднение,

 ! – не владею.

Маршрут  по самообразованию

Сроки

Форма работы

Практические выходы (доклады, рефераты, открытые просмотры, выставки работ и др.)

1

Сентябрь

Изучение литературы и интернет - ресурсы

- перспективное планирование;

- консультации и буклеты для воспитателей;

- консультации, буклеты, памятки для родителей;

- папки - передвижки;

2

Октябрь

Взаимодействие с детьми

(мониторинг в начале года)

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Мониторинг исследования: «Диагностика речевого развития (автор О. С. Ушакова) младший дошкольный возраст»

Цель исследования: выявить уровень развития связной речи, грамматический строй речи, словарный запас у детей младшего возраста.

Дидактическая игра:

«Волшебный мешочек»

Цель: развивать у детей тактильное восприятие.

Игровая ситуация:

 «Игрушки в гости к нам пришли»

Цель: развитие активной речи, умение составлять короткое описание игрушки по внешнему виду.

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель: обогащение родительских представлений о речевом развитии детей младшего дошкольного возраста. 

Внести в центр «Говоруша» Д/И «Найди потерянную фигуру».

3

Ноябрь

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Чтение.

Стих А. Барто  «Девочка-рёвушка»

Цель: познакомить детей со стихами А. Барто из цикла «Игрушки». Беседа с детьми по содержанию стихотворения.

Дидактическая игра на липучках:

«Кто что ест?»

Цель: знакомство и закрепление знаний о домашних и диких животных и о том, какой пищей они питаются.

Пальчиковая игра

 «Сорока».

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук. Учить запоминать слова текста.

Дидактическая игра:

 «Кто позвал?».

Цель: составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков.

Консультация «Возрастные особенности развития речи у детей 3-4 лет».

Цель: осуществление педагогического просвещения по данной теме. 

Картотека «Дидактические игры по развитию речи для работы с детьми 3-4 лет»

4

Декабрь

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Пальчиковая игра:

«Заинька-серенький»

Цель: познакомить детей с новой игрой. Учить детей повторять слова текста и движения по показу взрослого.

Дидактическая игра:

 «Подбери колёса машине»

Цель игры: учить различать и называть фигуры по форме и цвету.

«Словесная игра»

«Кто что делает?»

Цель: способствовать развитию у детей коммуникативных навыков среди своих сверстников. Учить активно использовать в речи глаголы.

Разучивание потешки:

«На улице три курицы».

 Цель: выучить текст новой потешки.

Консультация «Развиваем речь играя».

Цель: осуществление педагогического просвещения по данной теме.

Картотека пальчиковых игр

5

Январь

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Чтение

 Русская народная сказка «Снегурочка и лиса»

Цель: познакомить детей с новой р.н. сказкой. Беседа по содержанию.

Дидактическая игра

«Наряди снеговика»

Цель игры: научить детей правилам игры, показать важность подбора нужных предметов и сложить их по образцу.

Разучивание потешки

 «Сидит белка на тележке»

Цель: разучить новую потешку, учить детей повторять движения за взрослым.

Мастер - класс для родителей «Изготовление развивающих игр в домашних условиях»

Цель: повышение педагогической культуры родителей. Установить партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями. Создать атмосферу общности интересов.

Внести в центр «Говоруша» Д/И «Наряди Снеговика»

6

Февраль

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Игровая ситуация

«Кукла Таня в гости к нам пришла»

Цель: развивать у детей активную речь, учить детей составлять рассказ по описанию куклы.

Чтение

Л. Воронкова «Снег идёт»

Цель: познакомить детей с новым произведением, беседа по содержанию..

Дидактическая игра

 «Теремок»

Цель: умение детей описывать внешний вид игрушки от имени своего героя. Создание благоприятной атмосферы для детей.

Составление рассказа по картинке:

 «Зимние забавы»

Цель: учить детей составлять короткий рассказ по сюжетной картинке.

Конкурс творческий работ для родителей «Дидактическая игра, сделана своими руками».

Цель: привлечение родителей к сотрудничеству, установить партнёрские отношения, между семьёй и ДОУ. Выявить творческие способности у родителей на заявленную тему. 

Внести Д/И «Времена года», «Съедобное – несъедобное»

7

Март

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Дидактическая игра:

«Собери пирамидку»

Цель: продолжать учить детей собирать полную композицию по образцу. Развивать мышление, образную память. 

Пальчиковая игра:

 «Это я»

Цель: закреплять умение детей показывать части тела и выполнять движения в соответствии с текстом.

Словесная игра:

«Кто чем занят?»

Цель: Учить детей образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Умение детей контактировать со сверстниками.

Чтение:

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

Цель игры: учить внимательно слушать произведение. Учить звукоподражанию героев сказки..

Памятка для родителей: «Роль книги в развитии речи детей».

Цель: осуществление педагогического просвещения по данной теме.

Пополнить центр «Творчества и искусства» д/играми на развитие мелкой моторики у детей младшего возраста: «Шнуровка», «Бусы», и т.д.

8

Апрель

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Дидактическая игра:

 «Чей детёныш?»

Цель: учить правильно, находить и называть детёнышей животных в уменьшительной - ласкательной форме.

Чтение:

 К. Чуковский «Краденое солнце».

Цель: познакомить с новым произведением, учить,  внимательно слушать. Беседа по содержанию.

Мониторинг исследования: «Диагностика речевого развития (автор О. С. Ушакова) младший дошкольный возраст»

Цель исследования: выявить уровень развития связной речи, грамматический строй речи, словарный запас у детей младшего возраста.

Советы для родителей: «Развитие мелкой моторики рук в играх и упражнениях с предметами».

Цель: осуществление педагогического просвещения по данной теме.

Внести Д/И «Чей детёныш»

9

Май

Взаимодействие с родителями

Отчет о проделанной работе для педагогов на пед совете.

Фотоотчёт,  Сферум родительский чат «Будние дни в ДОУ».

Цель: осуществление педагогического просвещения по данной теме.

Фотоотчёт: «Чем мы занимались».

Индивидуальная карта профессионального

и личностного развития педагога

Вид ресурса

Наименование мероприятия, дата посещения

Повышение квалификации

Вебинары,

семинары

  1. Августовские встречи Квест-игра «Ключ к успеху» 21.08.2024г. ДОУ №64 (очно)
  2. Презинтационная площадка региональных профессиональных пед. Сообществ «Развиваем образование вместе» 22.08.2024г. (онлайн)

Личный показ и просмотры из опыта работы

ГИД

Подготовка к итоговому продукту (очная встреча) 17.09.2024г. ДОУ №76

Детские интернет-конкурсы

Детские конкурсы в ДОУ

Городские конкурсы педагога

Индивидуальная карта профессионального

и личностного развития педагога

Вид ресурса

Наименование мероприятия, дата посещения

Личное участие в интернет-конкурсах

Личный показ опыта работы

Личный вклад в повышении качества образования

Детские интернет-конкурсы

Детские конкурсы в ДОУ

Отчет о проделанной работе по самообразованию по теме:

Анкета по изучению запросов педагогов

Вопрос

Да

нет

Частично

1

Удовлетворены ли Вы помощью педагогов, принявших участие в Вашем сопровождении?

+

2

Ощущаете ли определенные точки роста в своей профессиональной деятельности?

+

3

Удалось ли Вам реализовать свою Программу?

+

4

Какие годовые задачи Вы бы хотели решить в следующем учебном году:

1.Сенсорное развитие детей раннего возраста, черед дидактические игры

2. Физическое развитие детей в ДОУ

Перспективный план самообразования педагога

Учебный год

Содержание обучения, тема самообразования

Форма представления результата

2022-2023

«Развитие связной речи у детей старшего возраста, через чтение художественной литературы с использованием драматизации сказок»

Отчёт

2023-2024

«Развитие творческих способностей детей подготовительного к школе возраста с применением нетрадиционных форм рисования»

Творческий отчёт видео ролик

2024-2025

«Дидактическая игра как средство общения с детьми раннего возраста».

Фото отчёт

В каких мероприятиях Вы сами готовы выступать с представлением и обобщением опыта

Наименование форма работы

Тема

Да

Нет

Семинары -практикумы

_

Открытые занятия

«В гостях у сказки»

+

Мастер-классы

Изготовление д/и игр для детей раннего возраста (родители, педагоги)

+

Гостевые обмены

_

Профессиональные конкурсы

_

Научно-практические конференции

_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры в младшей группе.

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. ...

План по самообразованию "Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредствам дидактических игр»

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.   Задачи проекта:Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-...

Картотека дидактических игр и пособий своими руками по теме : «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»

Картотека дидактически игр и пособий   Дидактическая игра  «Наряди матрешку» Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по ц...

Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактической игры

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умени...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Статья посвящена проблеме развития речи детей. С опорой на личный педагогический опыт автор представляет дидактическую игру как традиционную, но наиболее эффективную форму работу с детьми младших возр...

План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста, посредством дидактической игры»

План по самообразованию «Развитие речи детей  дошкольного возраста, посредством дидактической игры»...