План по самообразованию "Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредствам дидактических игр»
рабочая программа (младшая группа)

Дунаева Виктория Викторовна

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

   Задачи проекта:

  1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  2. Развивать умение группировать и сравнивать предметы
  3. Формировать сенсорные эталоны
  4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr.docx325.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Елань – Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»  

План по самообразованию                     

Тема: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредствам дидактических игр»

C:\Users\Admin\Desktop\sensory__for_kids_1.jpg

Воспитателя: Дунаевой В.В.

2018 г.

Цель :

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

   Задачи проекта:

  1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  2. Развивать умение группировать и сравнивать предметы
  3. Формировать сенсорные эталоны
  4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Подготовительный этап

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1

Размещение информации на стенде для родителей о дидактических играх по сенсорному развитию.

сентябрь

2

Диагностика детей по сенсорному развитию.

До 15 сентября

3

Анкетирование родителей

сентябрь

4

Изучение методической литературы по сенсорной культуре

сентябрь

5

Подбор дидактических игр для детей младшего возраста

сентябрь

6

Выбор оборудования для предметно-развивающей среды

октябрь

7

Разработка перспективного плана работы по сенсорному развитию с детьми младшего возраста.

сентябрь

8

Разработка плана работы по совместной деятельности.

сентябрь

Основной этап

№ п/п

Мероприятия

Место проведения

Сроки

1

Подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и дидактическими играми.  

группа

В течении года

2

Проведение консультаций для родителей.

группа

октябрь

3

Разработка конспектов занятий.

группа

В течении года

4

Выставка детских работ по продуктивной деятельности для родителей.

приёмная группы

В течении года

5

Организация детей в совместной и самостоятельной  деятельности.

группа

В течении года

6

Применение и использование  инновационных форм работы.

Группа, музыкальный зал

Март, апрель

7

Развитие сенсорного развития детей посредством бытовой деятельности в режимных моментах.

Группа, спортивный зал, детская площадка.

Ежедневно

8

Проведения «Дня открытых дверей» для родителей

группа

февраль

Заключительный

№ п/п

Мероприятия

Место проведения

Сроки

1

Проведение открытого занятия «Формирование сенсорных эталонов».

группа

май

2

Проведение диагностики по сенсорному развитию

группа

15-30 мая

3

Фото-отчёт для родителей  «Вот и стали мы на год взрослее, и много чего мы умеем».

Раздевалка группы

май

3

Проведение итогового собрания для родителей.

группа

май

4

Презентация проекта для педагов ДОУ на пед. совете

Метод. кабинет

май

Перспективный план работы

   Месяц

Тема занятий

         Задачи

Сентябрь

Д/и «Овощи»

Развивать тактильные  и вкусовые ощущения

Рисование «Овощи»

Развитие формы, цвета

Д/и «Спрячь мышку»

Развивать цвет

Д/и  «Магазин»

Учить группировать предметы по общему признаку

Октябрь

Д/и «Составь фигуру»

Учить анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия

Д/и «Матрёшкино новоселье»

Развивать цвет

Д/и «Сбор фруктов»

Формирование величины

Аппликация «Лебёдушка»

Закрепление цвета

Ноябрь

Лепка «Яблоки и груши»

Формирование представлений о цвете и форме

Заварка чая с лимоном

Показать и назвать действия, которые в последствии дети могут перенести в игровую ситуацию

Д/и «Чего не хватает»

 Формирование представлений о цвете и форме

Д/и «Чудесный мешочек»

Учить на ощупь находить геометрические фигуры

Декабрь

Д/и  «Найди все фигуры как эта»

Дать представления о цвете, форме и размере.

Д/и «Чем похоже, чем отличается»

Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине

Рассматривание меха и пальтовых тканей

Познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани, дать общее представление о способах превращения их в вещи

Д/и «Украсим ёлочку»

Учить группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет

Январь

Д/и Домино

Познакомить детей с величиной, закрепить понятие о цвете

Д/и «Кто скорее соберёт»

Учить собирать пирамидки

Д/и «Что лежит в мешочке»

Упражнять в соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образом.

Февраль

Д/и «Придумай сам»

Учить использовать предмет в качестве заменителя других предметов

Д/и «Сравнение шарика и куба»

Познакомить с формой предмета

Геометрическое лото

Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической

Окраска воды

Формировать представление о разных оттенках цвета по светлоте

  Март

Аппликация «Украсим  салфетку»

 Цвет, форма, понятие середина листа, верхний угол, развивать композиционные умения, цветовое восприятие

Найди предмет такой же формы

Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическим образом

Конструирование «Башня»

Закреплять представление об относительной величине предметов

Аппликация  «Узор по кругу»

Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине. Понятие вверху, внизу, слева, справа

Апрель

Ознакомление с деревом и резиной

Познакомить с некоторыми свойствами дерева и резины

 Д/и «Орнамент»

Учить воспринимать, воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учётом их цвета, формы

Д/и «Чудесный мешочек»

Учить определять материал на ощупь, из которого сделаны вещи

Лепка «Миски трёх медведей»

Учить лепить мисочки разного размера

Май

Д/и «Цвет и форма»

Закрепить представление о пяти геометрических фигурах

Д/и «Посади огород»

Учить детей использовать заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии расположенных заместителей

Д/и  «Составь предмет»

 Упражнять в соответствии силуэта из отдельных частей (цвет, форма)

Конструирование из песка

Продолжать знакомить детей со свойствами песка

План работы совместной деятельности

№ п/п

Виды деятельности

Содержание

Дата

1

Опыты с водой:

Смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков;

сентябрь

«Цветные капельки»: капание из пипеток в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за «путешествием» капельки;

октябрь

«Тонет – не тонет»: испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала;

ноябрь

Замораживание воды в разных формочках;

декабрь

2

Опыты с мыльной водой и пеной:

Пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов

январь

3

Опыты с пуговицами, шнурками и пр.

С пуговицами: угадай на ощупь; найди самую большую; самую красивую пуговицу; классификация по цвету, форме; нанизывание на шнурок и т.д.

февраль

Со шнурками: классификация по цвету, длине; выкладывание узоров; развязывание узелков

март

4

Опыты в быту

Определение вкусовых качеств. Запаха, консистенции пищи. Холодное – горячее. Сладкое – соленое. Жидкая – густая. Твердое – мягкое. И т.д.

апрель

С напитками: Добавление молока в чай. Добавление варенья из ягод в молоко. Приготовление морса.

май

4

Дидактические игры:

«Мы умываемся»

сентябрь

«Умоем куклу Катю»,

октябрь

«Купание куклы».

ноябрь

«Одень куклу на прогулку» Определение - цвета, формы, размера, классификация одежды по сезонам;

декабрь

«Магазин одежды»

январь

«Укладывание куклы спать». Определение качества постельного белья. Чистое, мягкое, сухое, отглаженное, грязное, светлое и т.д.;

февраль

«Как звенят тарелки и ложки»

март

«Накрой на стол»

апрель

«Мы дежурим по столовой»

май

6

Беседы:

«Зачем мы моем руки»

сентябрь

«Дары леса» «Дары огорода» « Дары сада»

октябрь

«Каждой вещи свое место»

январь

7

Наблюдения:

«Кто лучше сложит вещи» (Соревнование)

февраль

«Как правильно завязать шнурки, шарф, застегивание рубашки»

март

Мультфильм «Жила была Царевна. Замарашка», «Добрая хозяюшка»;

ноябрь

Список литературы:

  1. Зворыгина, Е. В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е.В.Зворыгина // – М.:Просвещение, 1995. – октябрь.
  2. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук /Т.В. Башаева // - Ярославль : Академия развития, 1997. – ноябрь – декабрь.
  3. Запорожец, А.В. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве /А.В.Запорожец // - М.: Просвещение, 1996. – январь.
  4. Запорожец А.В.Формирование восприятия у дошкольников – М.: Просвещение, 1990. – февраль.
  5. Подъякова, Н.Н. Сенсорное восприятие в детском саду / Н.Н.Подъякова // – М.: Просвещение, 2001. – март.
  6. Новосёлова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / С.Л. Новоселова // – М.: Просвещение, 1985. – апрель.

Просмотр вебинаров в течении года.

1. Венгер Л. А. и др. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под редактированием Л. А. Венгера – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

2. Малахова Н. Е. «Игры раннего возраста» // управление дошкольным образованием №4, 2006 г., с. 103-107.

3. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1983.

4. Широкова Г. А. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игра. Упражнения»./ Широкова Г. А. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2006 г. – 256с.

5. Изучение статей в журналах«Воспитатель ДОУ»«Дошкольное воспитание»«Ребенок в детском саду»«Обруч».

6. Алямовская В. Г. «Ясли – это серьезно». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 – 144 с.

Изучение темы начала с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста» и изучение статьи «Сенсорное воспитание в детском саду», в течение сентября-октября я подробно изучила книгу Венгер Л. А. ,Пилюгина Е. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». Использовала сенсорные игры на занятиях и в игровой деятельности детей.

В ноябре я продолжила изучение темы с раздела«Пять сенсорных системм». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», дополнительно рассмотрела статью «Рассмотрение сенсорно-двигательных игр», я изучила статью Абдулаевой Е. А. «Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста», в журнале «Дошкольное воспитание». На основании изученных статей поместила в родительский уголок консультацию для родителей «Совершенствование деятельности органов чувств».

В декабре я составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей 3-4лет. В картотеку вошли следующие дидактические игры по сенсорному развитию«укрась бабочку»«игра-шнуровка»«почини одежду зайчатам»«полянка»«подбери чашки к блюдцам»«разложи фигуры по местам». И выступила на педсовете с консультацией для воспитателей по теме «Советы педагогам по сенсорному воспитанию детей».

В результате изучения темы: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возрастапосредством дидактических игр», сделала следующие выводы, что работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.

Посредством дидактических игр у детей происходит формирование сенсорной культуры.

План работы.

Сроки

Темы статей

Литература

Сентябрь

Изучение статьи «Сенсорное воспитание в детском саду».

Октябрь

Изучение статьи «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». «Развитие восприятия в раннем дошкольном возрасте».

Ноябрь

Изучение «Формирование восприятия у дошкольников». «Сенсорное восприятие в детском саду»

Декабрь

«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»

Январь

Изучение статьи «Пять сенсорных систем»

Февраль

«Совершенствование деятельности органов чувств».

Март

Изучить книгу

«Развивающие игры с малышами до 3-х лет»

Апрель

«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».

Май

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования  ns portal.ru)

Сентябрь

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Диагностика сенсорного развития детей.

3. Подбор материалов и игр по сенсорному развитию.

Октябрь

1. Изучение статьи «Сенсорное воспитание в детском саду».

2. Использование сенсорных игр на занятиях и в игровой деятельности.

Ноябрь        

1. Изучение статьи «Пять сенсорных системм». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.

2. Консультация для родителей «Совершенствование деятельности органов чувств».

Декабрь

1. Осязание. Изучение статьи «Развитие тактильных ощущений».

2. Проведение игр в утреннее и вечернее время«Домик»«Поймай киску»«Угадай на ощупь»«Что внутри»«Золушка».

3. Выступление на педсовете с консультацией для воспитателей по теме «Советы педагогам по сенсорному воспитанию детей».

Январь

1. Слух. Изучение статьи «Слуховое восприятие».

2. Подбор дидактических игр.

3. Использование игр«Музыкальная бутылочка»«Волшебное яйцо».

4. Написание анализа воздействия дидактических игр на слух ребёнка.

Февраль

1. Изучение статьи «Зрение». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.

2. Использование игр«Найти предмет указанной формы»«Коврик»«Какая фигура лишняя?»«Палочки в ряд»«Какого цвета не стало?».

3. Консультация для воспитателей на тему «Сенсорное воспитание дошкольников».

Март

1. Изучение статьи «Обоняние». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.

2. Игра«Что нам подскажет запах?»

3. Создание картотеки Д/игр по сенсорному воспитанию.

Апрель

1. Изучение статьи «Вкус». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва

2. Игра«Вкусное путешествие».

3. Индивидуальная работа с детьми по закреплению сенсорного воспитания.

Май

1. Повторная диагностика сенсорного развития детей.

2. Закрепление пяти сенсорных системм с помощью подобранных дидактическихигр в процессе изучения данной темы.

3. Выступление с отчётом о проделанной работе на итоговом педсовете.

Литература:

1. «Педагогика раннего возраста» (по программе «Кроха») под редакцией Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой Москва 2005г.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.

3. Н. П. Сакулина, Н. П. Поддьякова «Сенсорное воспитание в д/саду»

4. Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие».Методическое пособие. Москва 2004г.

5. «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр».

возраста посредством дидактических игр».  Паспорт проекта:Автор проекта: старший воспитатель Мотова Н. Г.,  воспитатель Мягчихина Т.А.Продолжительность проекта: Один годТип проекта: Вз...

«Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредствам дидактических игр»

1. Формирование практических способов ориентировки.«поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим ...

Картотека дидактических игр и пособий своими руками по теме : «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»

Картотека дидактически игр и пособий   Дидактическая игра  «Наряди матрешку» Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по ц...

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более раз...

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующ...