Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр
статья по математике (младшая группа)

Соколова Татьяна Игоревна

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Поэтому считаю, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей второй младшей группы детского сада, с которыми я работаю. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей, считаю, этот период благоприятным для решения этой задачи. Недаром профессор Н. М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей младшего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития.

Работая с детьми этого возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Большинство используемых дидактических игр, были взяты мною из системы, предложенной Л. А. Венгер в своем пособии: «Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предметов».

Цель работы:
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Поставлены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию сенсорных впечатлений у младших дошкольников.
2. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.
3. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду группы.
4. Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по сенсорному развитию детей.
Важнейшими принципами решения намеченных задач явились планомерность и систематичность организации обучения детей, использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.
Для улучшения пространственно предметно-развивающей среды были созданы сенсорный уголок, центр песка и воды, бизиборд, так же игровой материал, который способствует развитию сенсорных эталонов и мелкой моторики рук присутствует и в других игровых зонах: уголок природы, уголок театрализации.
В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются игры на закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, например: «Павлинчик», «Грибочек» «Геометрическая мозаика», «Заплатки (укрась бабочку)», «Мягкая мозаика», «Веселая улитка», «Помоги бабочке найти домик» и т.д.
В своей работе я старалась использовать разнообразный дидактический материал, но как показывает практика использование теоретического материала не всегда приводило к желаемому результату и часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу и в таких ситуация я использовала игры сюжетного содержания. Одна из таких игр «Помоги бабочке найти домик», цель, которой – научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой игровой планшет, на котором размещены цветы красного, синего, желтого цветов и зеленые листья, содержащие крепления разного характера – это магнитные кнопки и липучки. Перед детьми ставилась задача: посадить бабочку на цветок или листик соответствующего цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали бабочку по цветовому признаку, спешили помочь каждой бабочке найти свой домик. Эта игра не только позволяет изучать и закреплять цвета, но и развивает мелкую моторику пальчиков.
Кроме настольных игр дети очень полюбят подвижную игру, а они так же могут способствовать развитию сенсорных впечатлений. Например: подвижная игра «Собери кубики». Сначала разбрасывали кубики двух цветов (красные и желтые), дети подбегали, поднимали их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества кубиков разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.
Детям нравится игры с разнообразными сортерами, пирамидками, мозаиками, раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету и все это тоже способствует развитию сенсорных впечатлений. Большой интерес вызывают бизиборд, геоконт

Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились:
- индивидуальные беседы;
- консультации «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей», «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию»;
- были оформлены папки - передвижки по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «»Игры с песком», «Развитие мелкой моторики», «Бизиборд, как средство развития сенсорных впечатлений у детей раннего возраста», «Геоконт»;
- родительские собрания «Развитие сенсорных впечатлений у детей раннего возраста», «Какие игрушки нужны вашим детям»;
- мастер-класс «Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Совместно с родителями изготовили атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей и сенсорному развитию, которые способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей.
Результаты моей работы, оценивалась по следующим критериям:
- создана предметно-пространственная развивающая среда;
- разработано перспективное планирование с детьми и родителями по данной теме;
- создана картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста;
- у детей сформировались знания об определенных сенсорных эталонах и они овладели рациональными приемами обследования.

 

 

Используемая литература:

1. Л. А. Венгер. - ««Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» : Москва, Просвещение, 1988г.

3. Л. А. Венгер. -«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» : Москва, Просвещение,1978г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Поэтому считаю, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей второй младшей группы детского сада, с которыми я работаю. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей, считаю, этот период благоприятным для решения этой задачи. Недаром профессор Н. М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей младшего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития.

Работая с детьми этого возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Большинство используемых дидактических игр, были взяты мною из системы, предложенной Л. А. Венгер в своем пособии: «Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предметов».

Цель работы:
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Поставлены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию сенсорных впечатлений у младших дошкольников.
2. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.
3. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду группы.
4. Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по сенсорному развитию детей.
Важнейшими принципами решения намеченных задач явились планомерность и систематичность организации обучения детей, использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.
Для улучшения пространственно предметно-развивающей среды были созданы сенсорный уголок, центр песка и воды, бизиборд, так же игровой материал, который способствует развитию сенсорных эталонов и мелкой моторики рук присутствует и в других игровых зонах: уголок природы, уголок театрализации.
В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются игры на закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, например: «Павлинчик», «Грибочек» «Геометрическая мозаика», «Заплатки (укрась бабочку)», «Мягкая мозаика», «Веселая улитка», «Помоги бабочке найти домик» и т.д.
В своей работе я старалась использовать разнообразный дидактический материал, но как показывает практика использование теоретического материала не всегда приводило к желаемому результату и часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу и в таких ситуация я использовала игры сюжетного содержания. Одна из таких игр «Помоги бабочке найти домик», цель, которой – научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой игровой планшет, на котором размещены цветы красного, синего, желтого цветов и зеленые листья, содержащие крепления разного характера – это магнитные кнопки и липучки. Перед детьми ставилась задача: посадить бабочку на цветок или листик соответствующего цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали бабочку по цветовому признаку, спешили помочь каждой бабочке найти свой домик. Эта игра не только позволяет изучать и закреплять цвета, но и развивает мелкую моторику пальчиков.
Кроме настольных игр дети очень полюбят подвижную игру, а они так же могут способствовать развитию сенсорных впечатлений. Например: подвижная игра «Собери кубики». Сначала разбрасывали кубики двух цветов (красные и желтые), дети подбегали, поднимали их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества кубиков разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.
Детям нравится игры с разнообразными сортерами, пирамидками, мозаиками, раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету и все это тоже способствует развитию сенсорных впечатлений. Большой интерес вызывают бизиборд, геоконт

Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились:
- индивидуальные беседы;
- консультации «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей», «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию»;
- были оформлены папки - передвижки по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «»Игры с песком», «Развитие мелкой моторики», «Бизиборд, как средство развития сенсорных впечатлений у детей раннего возраста», «Геоконт»;
- родительские собрания «Развитие сенсорных впечатлений у детей раннего возраста», «Какие игрушки нужны вашим детям»;
- мастер-класс «Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Совместно с родителями изготовили атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей и сенсорному развитию, которые способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей.
Результаты моей работы, оценивалась по следующим критериям:
- создана предметно-пространственная развивающая среда;
- разработано перспективное планирование с детьми и родителями по данной теме;
- создана картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста;
- у детей сформировались знания об определенных сенсорных эталонах и они овладели рациональными приемами обследования.

Используемая литература:

1. Л. А. Венгер. - ««Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» : Москва, Просвещение, 1988г.

3. Л. А. Венгер. -«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» : Москва, Просвещение,1978г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр».

возраста посредством дидактических игр».  Паспорт проекта:Автор проекта: старший воспитатель Мотова Н. Г.,  воспитатель Мягчихина Т.А.Продолжительность проекта: Один годТип проекта: Вз...

«Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредствам дидактических игр»

1. Формирование практических способов ориентировки.«поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим ...

План по самообразованию "Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредствам дидактических игр»

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.   Задачи проекта:Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-...

«Формирование сенсорной культуры у детей среднего возраста посредством игрового набора «Дары Фребеля»»

Современный игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей, составленный из основных геометрических форм:Шара;Куба;Цилиндра.- Игровой набор «Дары Фрёбеля» обес...

Картотека дидактических игр и пособий своими руками по теме : «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»

Картотека дидактически игр и пособий   Дидактическая игра  «Наряди матрешку» Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по ц...

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующ...