РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
статья по развитию речи (младшая группа)

Кунцова Ксения Николаевна

Статья посвящена проблеме развития речи детей. С опорой на личный педагогический опыт автор представляет дидактическую игру как традиционную, но наиболее эффективную форму работу с детьми младших возрастных групп.

Ключевые слова: потребность, речь, игра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_rr_i_d_i_mladshiy_.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития речи детей. С опорой на личный педагогический опыт автор представляет дидактическую игру как традиционную, но наиболее эффективную форму работу с детьми младших возрастных групп.

Ключевые слова: потребность, речь, игра.

Одна из первостепенных потребностей каждого человека – это потребность в коммуникации. Одновременно это является его главным отличием от животных. В ходе общения с другими людьми, человек реализуется как личность. Через общение он приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Именно по этой причине, уровень речевого развития является важнейшим показателем полноценного развития личности и одним из главных критериев оценки готовности к школе.

Отметим, что развиться сама по себе речь не может. Без участия взрослого, благоприятной речевой среды, систематического и грамотно организованного обучения и воспитания данный процесс просто невозможен. Исходя их этого, внимание речевому развитию детей следует уделять уже в первые годы их жизни. Конечно, до начала посещения дошкольного учреждения решение этого важного вопроса находится во власти родителей. В дальнейшем воспитатели принимают в речевом развитии детей непосредственное активное участие.

Работая с детьми в младшей возрастной группе, мы отметили, что в последние годы значительно возросло количество детей, имеющих различные речевые нарушения, заметные уже в первые годы их жизни. Задумавшись о наиболее эффективных способах профилактики и коррекции уже имеющихся нарушений, мы сделали вывод о том, дидактическая игра является одним из наиболее мощных инструментов в руках педагога. Умело замаскировав учебную задачу под игровую, грамотный педагог получает удивительную возможность легко и просто мотивировать детей на отработку тех или иных компонентов речи.

Ниже приведем несколько вариантов игр, которые наиболее откликаются наши малышам, и, на наш взгляд, являются эффективными в активизации и развитии их речи.

Игра «Кто в домике живет?» позволяет успешно закрепить правильное произношение звуков и развить речевой слух у детей. В ходе игры педагог демонстрирует детям карточку с изображением собаки. Спрашивает у детей: «Кто это?». Просит громко протявкать, как собачка - «ав-ав». Следом показывает карточку с изображением кошечки, просит промяукать, как кошка, но тихо. После этого убирает карточки за картинки с изображением домиков и озвучивает животное, спрашивая у детей: «Кто в домике живет?».

Следующая игра - «Накроем стол к чаю» - позволяет детям расширить словарный запас и отработать лексикон по теме «Посуда». По ходу игры педагог предлагает малышам накрыть стол к приходу гостей. При этом просит дошкольников выполнить индивидуальные поручения: поставить в середину стола салфетницу, рядом с чашечками поставить блюдца итд. Игра будет гораздо эффективнее, если задавать вопросы типа: «Что можно пить из чашки?», «Что нельзя взять вилкой» итд.

Научить детей ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам поможет игра «Чудесная корзинка». Используя наручную куклу в виде Зайчика, педагог достает из корзинки овощи и предлагает детям подобрать к ним определения. Что в корзинке у Зайчика? (Это морковка). Какая морковка? (Длинная, красная).

Конечно, это не все игры, которые мы используем в работе по развитию речи своих воспитанников. Дидактических игр педагогической науке известно огромное количество, важно лишь выбрать для себя те, которые будут отвечать интересам и возможностям детей конкретной группы.

Список информационных ресурсов:

  1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа / В. В. Гербова. - М.: Мозаика – Синтез, 2021.
  2. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. - М.: ТЦ «Сфера», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры в младшей группе.

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. ...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...

Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактической игры

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умени...

План самообразования "Развитие речи детей младшего возраста, посредством дидактических игр"

цель: Создать условия для повышения своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по развитию речи у детей младшего возраста посредствам дидактической игр...