самообразование "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования"
материал по развитию речи (младшая группа)

Дегтярева Елена Викторовна

Дошкольный возраст - период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы, установление связей между предметами для достижения цели.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Все дети очень любят рисовать. Для них рисования это своеобразная игра. В рисунках ребенок передает свое мироощущение, восприятие, личное переживание.

В последние годы всё большей популярностью в детских садах пользуются нетрадиционные техники рисования. Они интересны своим разнообразием и основываются на творческой фантазии детей. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr._sentyabr_dekabr.docx708.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 57 «Радуга»

Самообразование

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования»

Составил воспитатель:

Дегтярева Елена Викторовна


г. Бийск, 2022

Самообразование на тему: «Развитие речи  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования»

Цель: Развивать речевые навыки детей  дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

ЗадачиДля достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Разработать содержание и методы работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования;

2. Познакомить детей с некоторыми техниками нетрадиционного рисования (рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками и т. д.);

3. Способствовать развитию речи детей дошкольного возраста через некоторые нетрадиционные техники рисования.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Все дети очень любят рисовать. Для них рисования это своеобразная игра. В рисунках ребенок передает свое мироощущение, восприятие, личное переживание.

В последние годы всё большей популярностью в детских садах пользуются нетрадиционные техники рисования. Они интересны своим разнообразием и основываются на творческой фантазии детей. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи. Формированию психофизиологической основы речи способствует совместная деятельность педагога и детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи : развитие артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания.

Нетрадиционные техники рисования дошкольники используют и в самостоятельной деятельности. А это в свою очередь подтверждает теорию Л. С. Выготского о том, что, развивая речь ребенка, у них развивается и воображение. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками или делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Перспективное планирование:

Сентябрь

 «Мой любимый дождик» -закреплять умение строить композицию рисунка, воспитывать любовь к природе (рисование пальчиками) 

«Красивый коврик» -учить детей составлять декоративный узор на прямоугольной форме (рисование пальчиками) 

Для родителей: Консультация «Нетрадиционная техника рисования».

Октябрь

 «Осеннее дерево» -учить рисовать листья деревьев с помощью ватных палочек ,познакомить с методом тычкового рисования (рисование ватными палочками) 

 «Облака» -познакомить детей со способом рисования губкой (рисование губкой) 

Для родителей: Консультация «Как научить ребенка рисовать».

Ноябрь

 «Осеннее дерево» -учить наносить 2 цвета красок на листик , методом переворачивания листика переводить работу на лист бумаги, и прорисовывания ствола дерева (рисование с помощью листика от дерева) :

«Красивые воздушные шары» -продолжать учить детей рисовать губкой, располагая шары к заданной линии; закрепление цвета (рисование губкой)

Для родителей: Консультация «Каждый ребенок талантлив».

Декабрь

 «Зимушка-зима» -учить рисовать мятой бумагой; поддерживать интерес к природе (рисование мятой бумагой) 

          «Снег идет» -учить наносить рисунок при помощи ваты (рисование с помощью ваты).

Для родителей: Папка-передвижка «Новый год».

Отчет о проделанной работе

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя в своей работе нетрадиционные техники рисования, я прививала любовь к изобразительному искусству, интерес к рисованию.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребенку очень интересно рисовать пальчиками или ладошкой, ведь потом он получает забавный рисунок.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук, глазомера, внимания, усидчивости, мышления и речи, а также формируются навыки контроля и самоконтроля.

В своей работе с детьми я использовала различные нетрадиционные техники рисования : рисование пальчиками, ладошками, губкой, ватными палочками, мятой бумагой, тычком ватной палочки.

Каждая из этих техник – маленькая игра. Их использование помогает детям  развивать воображение, речь, дает полную свободу для самовыражения.

Мои дети очень любят рисовать. А если мы рисуем необычным способом, то это их приводит в восторг.

Не видя карандашей, кисточек они спрашивали«Что мы будем делать?»Я им отвечала«Будем рисовать». Дети очень удивились и стали думать, чем же мы будем рисовать. Когда я им предложила рисовать пальчиками, ладошкой, то у них был страх испачкать руки. Но они с удовольствием макали пальчики в гуашь и у всех детей все получилось прекрасно.

Сначала работа велась с каждым ребенком индивидуально. Потом работа своей красочностью и необычностью выполнения стала все больше и больше заинтересовывать детей. Они с нетерпением ждали занятия. Работать мы стали все вместе.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги. Рисование нетрадиционным способом не утомляет детей, а, наоборот, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (опыт работы)

Проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной. Изобразительная деятельность, в частности использование нетрадиционных техник рисования, позволяет на наш взгляд решить э...

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

       Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...

Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

         В статье представлен опыт работы, раскрывающий методы и приемы, направленные на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, посредством нетр...

"Развитие графомотрных навыков у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

quot;Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"                                        ...