Сообщение из опыта работы "Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении их с природой".
статья по развитию речи по теме

Винниченко Екатерина Юрьевна

сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_publikatsii.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 58

МКУ «Управление образования Администрации города Апатиты Мурманской области»

«Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении их с природой»

Винниченко Е.Ю.,

воспитатель

МБДОУ детский сад № 58

Апатиты

2016

Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и  динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

 В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.

Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.

Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п.

Одними замечаниями «говори правильно» дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.

 Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

 Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.

Цель моей работы: приобщить детей к природе, обогатить речь ребёнка и на этой основе помочь глубже понять образ природы.

Задачи:

  • Развитие навыков общения со сверстниками, взрослыми и окружающей

природой с ориентировкой на ненасильственную модель поведения.

  • Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные  элементы окружающего мира.
  • Удовлетворять детскую любознательность к узнаванию природы, формировать  необходимые для разностороннего развития ребёнка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
  • Определение характера взаимодействия взрослого и детей в педагогическом процессе.        

Понимая важность развития речи детей, прежде всего, определяются основные направления работы:

 -создание развивающей речевой среды;

 -освоение методов и приёмов обучения;

 -составление перспективно-календарного плана по развитию речи детей;

 -взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу через беседы, консультации.

Методические приёмы, используемые в работе.

Перспективный план отражает работу на месяц, не ограничивает творчества в выборе форм и методов в работе с детьми.

Работу по развитию речи строилась по принципу сезонности, с учётом возрастных особенностей.

При необходимости подбирались различные виды игр (дидактические, игры- фантазии, игры- драматизации, игры - забавы, настольно- печатные игры, строительные игры, игры с природным материалом…). Организовывались и проводились подвижные, хороводные, народные игры.

В совместной деятельности дети привлекаются к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждений, использовались этические беседы, создавались ситуации о нормах поведения в быту.

По возможности развивались представления:

- об   образе жизни человека, знакомство со сказками, легендами;

- о навыках безопасного поведения;

- об основах правового сознания (усвоение норм и правил поведения, общения со сверстниками и взрослыми, развития чувства ответственности за другого человека, животного и растения, за свои поступки, за данное слово).

Работа по развитию речи - это непрерывный процесс, связанный со всеми режимными моментами.

Особое внимание необходимо уделять самостоятельной творческой деятельности детей:

  • представлять возможность выбора в процессе игровой деятельности;
  • стимулировать детей комментариями (сопровождать речью свои действия);
  • внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;
  • создавать условия для реализации различных видов деятельности;
  • поощрять проявление детского словотворчества;
  • поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыт;
  • предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и

улучшению окружающей среды (уход за растениями и животными);

  • овладевать в самостоятельной деятельности «языком чувств».

Характер организации коллективного занятия  требует от детей слухового сосредоточения; включается решение проблемных речевых задач, творческих заданий, игровых упражнений на концентрацию внимания, соблюдения тишины.

 Постепенно происходит переход детей от игр с игрушками, к играм со словом, в которых языковое обобщение и произвольное оперирование со словом - цель и прямой продукт обучения. Обучение строится на игровую и коммуникативную мотивацию. Общение сопровождается шутками и смехом.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Дети этому учатся в играх-инсценировках («Заюшкина избушка», «Лиса и заяц»). Можно изменить сюжет или его окончание, включить новые персонажи. Говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной).

 Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных слов и фраз используются чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе.

В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению.

 Проводится работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий, уточняются обобщенные понятия (насекомые, деревья…). Дети называют действия, связанные с движением игрушек, подбирают определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

 Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивая предметы по размеру, цвету.

 При знакомстве с многозначными словами (игла, лапка и др.) используется наглядный материал (рисунки, иллюстрации). Например, находили на картинке предметы, которые назывались одним словом «игла» (швейная игла, игла у ежа, ёлки, сосны). Кроме того, дети знакомятся с происхождением некоторых слов (например, почему грибы называются подберёзовик, мухомор).

 Постепенно у детей расширяется круг грамматических явлений, которые дети осваивали и без наглядного материала. В играх (когда дети давали поручения животным, игрушкам) дети образовывали формы глаголов в повелительном наклонении. Так наблюдая за действиями игрушки, дети учатся правильно образовывать глаголы (летела, залетела, вылетела).

 Составляя, с глаголами, словосочетания и предложения дети начинают овладевать построением связного высказывания («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны…?»).

Для развития связной речи дети учатся пересказывать литературные произведения.

 В рассказывании по картине дети составляют небольшие рассказы и учатся сочинять рассказы из личного опыта (по аналогии с содержанием картинки).

 Рассказывание проводится сначала по вопросам, затем в совместном рассказывании, а после и самостоятельно. Это предполагает обучение разным типам высказывания- описания, повествования, к рассуждениям (Мне нравится зима, потому что…).

 Для формирования навыков повествовательной речи детям даются схемы составления совместного рассказывания (начало, середина, конец). Даётся зачин рассказу: »Как-то раз…», предлагается ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет. Собрались звери на полянке. Стали они. …Вдруг.… Взяли звери.… И тогда…

 Заполнение схемы помогает ребёнку, закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания.

В интегрированных занятиях концентрируются разнообразные виды деятельности дошкольников, основанные на игре: ознакомление с окружающим, развитии речи, различными видами искусства (рисование, лепка, аппликация), конструирование, трудовая деятельность, физические упражнения.

 Интеграция и игровые приёмы дают возможность при меньших затратах времени и усилии со стороны детей, получить более полный объём информации.

Грамотная организация деятельности детей – важное условие для того, чтобы дети постигали причинно – следственные отношения с объектами живой и неживой природы.

Пальчиковые игры, игры с природным материалом, мозаикой влияют на грамматической строй речи, поскольку упражнения мелкой моторики рук активизируют речевые зоны головного мозга.

 Подвижные игры оказывают влияние на речь.

При знакомстве с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество) речи.

Появление и пребывание знакомых детям героев сказок – Айболита, Колобка, Лесовика, Весны, Осени, Незнайки, Буратино и других персонажей делает занятие более интересным. Героем может быть как педагог, так и кукла. Он может передавать сообщение в форме письма, телеграммы, сюрприза. Такая форма организации позволяет детям чувствовать себя раскрепощено, усвоить познавательный материал, пообщаться.

Если нет возможности понаблюдать за объектом природы в естественных условиях, используются картины, иллюстрации, художественная литература, видеозаписи («Животный мир Кольского полуострова», «Растительный мир Мурманской области»).

Наблюдения. На прогулках расширяются и уточняются конкретные представления о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает связную речь, но и логическое мышление.

Следует привлекать внимание к растениям, деревьям. Обратить внимание на красоту деревьев (Д.игра «Какое?»), на сравнение деревьев («Чем отличаются?»)

 На экскурсии в лесу послушать тишину леса. Прочитать стихотворение. Загадать загадку. Задать детям вопросы.

 При наблюдении за птицами, обратить внимание на их повадки. Например, заметить, как целые стайки воробьёв садятся на деревья, заборы. При приближении человека улетают, как клюют пищу.

 Вышли на прогулку - спросить: холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложить повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится холоднее.

Учить детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями природы. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар.

 При этом хорошо рассказать стихи, пословицу, поговорку, предложить загадку. Утром понаблюдать за восходом солнца, а на вечерней прогулке - заход. Обратить внимание на яркие краски зари, красоту этого явления.

 Наблюдения на прогулке чередуются с играми, трудом. Много радости доставляет детям пускание в ручейках корабликов, игры с водой и песком.

Система наблюдений, планирование на учебный год по сезонам, подбор стихов, рассказов, примет, загадок, пословиц сделало работу более интересной и содержательной.

В экологическом воспитании детей предпочитаются методы многоразового наблюдения за объектами природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделировании явлений и природы и т. д.

Индивидуальная работа осуществляется во всех видах детской деятельности. Её проведение обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов каждого ребёнка.

Индивидуальную работу хорошо проводить в утренние и вечерние часы в игровой форме, в обстановке естественного общения, на прогулке и др.

Речь идёт об описании игрушек, картинок, явлений природы, составлении совместных рассказов, о выполнении фонетических, лексических, грамматических упражнений.

Управление грамматическим развитием речи детей реализую, прежде всего, посредством совместной деятельности, общения как с самим ребёнком (в форме диалога), так и с другими детьми.

Родители, воспитывающие своих детей, часто не задумываются над вопросом развития речи детей. Для того чтобы помочь родителям разобраться в данном вопросе было проведены:

  • родительские собрания,
  • консультация «Развивайте речь дошкольника».
  • были предложены условия для успешного овладения ребёнком грамматических норм языка.
  • предложено позаботиться о правильной языковой среде.
  • предложено избегать двуязычия в период становления у ребёнка речи.
  • предложено избегать в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи.
  • особое внимание обращать на чёткость произнесения окончания слов и предлогов.
  • постараться увлечь ребёнка игрой в «слова».

Вывод: правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей не возможно без участия родителей.

Развитие речи через экологическое воспитание и общение с природой помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющие недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования и словоизменения.

Результат:

 1.Эмоционально – насыщенное, содержательное пребывание ребёнка в детском саду

 2.Удовлетворённость естественными потребностями в общении, творчестве.

 3.Активность, инициативность, раскрепощённость детей в общении.

 4.Наличие интереса к миру природы, любознательность, проявление гуманных и охранительных способов взаимодействия с природным миром.

 5.Проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности.

Вывод:

Системная работа дала свои результаты. Ребята стали грамотнее говорить, исправлять ошибки в речи товарищей, использовать разные конструкции предложений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью   педагогической идеи является  овладение детьми речью как средством общения и культуры при...

Обобщение опытом «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой»

Тема, над которой  я работала  с 2010 года, была взята мною неслучайно. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к природе, начинает развиваться речь. А чтобы под...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для педагогов  «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"

Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры.Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности....

Сообщение на ГМО для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомления с природой"

Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешестви...

Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...