Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"
материал (младшая группа) на тему

Ильтенбаева Аниса Исламовна

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_asya_i_2.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Большой редкостью на сегодняшний день является развитие речи детей в соответствии с возрастом.

На сегодняшний день дети, поступающих в детский сад, в основном не разговаривают. Так как большее количество лет проработала на младших группах, проблема развития активной речи детей стала темой моей углублённой работы.

Для того чтобы у малыша вызвать желание участвовать в речевом общении необходимо создать эмоционально благоприятную ситуацию.

Потешка, песенка, короткое стихотворение, с рассматриванием красочной иллюстрации, всегда вызывают у малышей положительный отклик. Сначала они слушают, затем договаривают отдельные слова.

Подобрала потешки, песенки, небольшие стихотворения, содержащие диалог.

Предварительная работа включает в себя рассматривание иллюстраций, наблюдение за повадками животных, беседы, имитации движений, чтение литературных произведений. Неоднократное выразительное чтение литературного произведения позволяет ребенку запомнить простые слова, даже тем детям, которые не умеют говорить. Затем читая короткое стихотворение провоцирую ребенка на действие с проговариванием коротких слов.

Инсценировка — знакомая и интересная для детей деятельность, поскольку похожа на игру. Они с удовольствием принимают в ней участие, и даже не самые активные дети хотят исполнить какую-нибудь роль.

Инсценировка отрывков произведения помогает развивать у ребенка умение принять на себя роль литературного героя, быть похожим или непохожим на героя, помогает детям преодолевать языковой барьер. Подражая литературным героям, дети обогащают диалогическую речь, развивают связную речь, у них развивается интерес к литературе.

   Инсценируя любое произведение, не нужно готовить много костюмов, достаточно взять какой-нибудь элемент: шапочку или игрушку.

И так я предлагаю вам сейчас поучаствовать в этой интересной игре. Проходите, присаживайтесь на стулья. Вы дети младшей группы.

Послушайте о ком я расскажу «Мягкие лапки, а лапках царапки, молочко пьёт, песенки поёт?».

  • Кошка
  • Как кошка поет песенки?
  • Мяу, м-у-р.

                                            Инсценировка «Кошка» Г. Сапгир

  • Послушайте, как я расскажу вам о кошке:

Кошка, как тебя зовут?

Мяу!

Стережешь, ты мышку тут?

Мяу!

Мяу, хочешь молочка?

Мяу!

А в товарищи щенка?

Ф-ы-р-р.

  • Почему кошка сказала «Ф-ы-р-р»
  • Она испугалась.
  • Давайте поиграем с кошкой… (расставляю атрибуты блюдце, щенка…)
  • Аня, ты будешь кошкой (атрибут), а вы посмотрите, что кошка будет делать.

Кошка, как тебя зовут?

Мяу! (Радостно)

Стережешь, ты мышку тут?

Мяу! (Озабоченно)

Кошка, хочешь молочка? (Ставлю перед кошкой блюдце)

Мяу! (Благодарно)

А в товарищи щенка? Ф-ы-р-р. (Испуганно отбегает)

По истечению нескольких месяцев работы.

  • Поиграем с кошкой?
  • Кто хочет познакомиться с кошкой? (читает от автора)
  • Кто будет кошкой? (надевает шапку или бант, шарф…)

Инсценировка…

  • Кто это на картинке?
  • Курочка
  • Это курочка-рябушечка. Как вы думаете, почему её рябушечкой называют?
  • Она вся в пестрых перышках, на голове красный гребешок, клюв и глаза.
  • Курочка ходит землю гребет, зернышки ищет. У нее есть детки – цыплятки. Они маленькие, желтые, пестрые. Они ходят за мамой.
  • Давайте поиграем…
  • Кто будет курочкой? (даю ведерко)

Инсценировка «Курочка- рябушечка»

  • Курочка- рябушечка, куда ты пошла?
  • На речку.
  • Курочка- рябушечка, за чем ты пошла?
  • За водичкой.
  • Курочка- рябушечка, зачем тебе водичка?
  • Цыпляток поить.
  • Курочка- рябушечка, как цыплятки просят пить?
  • Пи-пи –пи-пи-пи!

Показываю картинку медведя. (Звук медведя) Кто это? (медведь) Где он живет? (в лесу)

Каких еще животных вы знаете, которые живут в лесу? (волк, лиса, заяц). Как называют одним словом этих животных?(дикие животные). Чей это голос? Кто просыпается весной? (медведь)

Какой голос у медведя? (Низкий, толстый)        

А это чей голос? А это кто вылез из своей норки? (мышка)

Послушаем интересную историю про мышку и мишку.

Выбираю двух детей, одеваю на руки кукол.

Инсценировка «Мышка и мишка»      

Медведь: Мышка- трусишка,ты треска боишься ? (низким голосом)

Мышка: Ни крошечки не боюсь! (тонким голосом)

Медведь: А громкого свиста? (низким голосом)

Мышка: Ни капельки не боюсь! (тонким голосом)

Медведь: А страшного рева?  (низким голосом)

Мышка:  Ни сколечки не боюсь! (тонким голосом)  

Медведь: А чего же ты боишься?   (низким голосом)

Мышка: Да тихого шороха.                                                          

Требования к литературному тексту для инсценировки

В текстах должна:

  • простота и ясность знакомых детям образов
  • простота и четкость ритма
  • краткость самого стиха и отдельных строк
  • при отборе стихов для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше – для старших
  • разнообразие литературных текстов

Произведения должны быть доступны восприятию и пониманию детей,соответствовать нравственным идеалам общества, должны быть высокохудожественными;

сюжеты произведений должны соответствовать виду инсценировки, техническим возможностям передачи характерных примет облика персонажей, их действий.

Подготовила воспитатель Ильтенбаева А.И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей старшей группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей старшей  группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста  посредством  инсценировки литературных произведений"...

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Сообщение  из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

МАСТЕР КЛАСС «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

МАСТЕР КЛАСС "Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». ...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования»

Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:-р...