МАСТЕР КЛАСС «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».
презентация по развитию речи

Хачидогова Мадина Анатольевна
МАСТЕР КЛАСС "Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

       Мастер – класс

   

 «Нетрадиционные методы развития  речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

                                                                           Выполнила : Хачидогова М.А.

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом, методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.

Задачи: 

1.Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.

2.Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях ,направленных на развитие речи детей .

Актуальность: Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из самых актуальных, наше общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. У детей снижен интерес к чтению художественной литературы и к чтению в целом, потеряна связь с семейным чтением. В связи с этим, есть проблема с развитием речи дошкольников. Из-за недостаточного общения с книгой все чаще выявляются речевые нарушения, нарушаются коммуникативные навыки детей и т. д. Проблема в том, что у большинства детей нет примера в лице родителей, которые проявляют интерес к чтению художественной литературы. В основном родители просто не понимают необходимость прививать интерес к данной литературе.

Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица –дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.  С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться , переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например ,вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Для работы по развитию речи посредством художественной 

литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.

Наглядный метод: приёмы- 

-показ иллюстраций, картин, игрушек;

-элементы инсценировки;

- -просмотр видеофильмов;

-оформление выставок: тематических ,одного писателя, об одном

герое из разных произведений.

Словесный метод: приёмы- 

-чтение произведений с просмотром иллюстраций;

-вопросы по содержанию произведений;

-пересказ произведений;

-заучивание наизусть;

-беседа по произведению;

-прослушивание аудиозаписей.

-конкурс чтецов

- литературный вечер

- развлечение

Игровые методы и приёмы реализуются через: 

-использование различных персонажей и сказочных сюжетов;

-элементы инсценировки;

-игры-драматизации;

-дидактические игры;

-театрализованные игры ,использование разных видов театра;

 

Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать - Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Чтобы заинтересовать , увлечь детей чтением художественных произведений в своей работе использую нетрадиционные методы.

 Методы и приемы ознакомления детей со сказками.

1. Моделирование сказок (обучение дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры).

Задание для педагогов: используя геометрические фигуры, придумайте название сказки.

Три одинаковых по величине и цвету кружка означают сказку «Три поросенка»

Один треугольник и семь кружков означают сказку «Волк и семеро козлят»

Графический рисунок означает сказку «Гуси-лебеди» <<<<<<

2. Сказка от считалки

Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка.  Сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. - Мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру:

Считалка

Чижик в клетке сидел,

Чижик громко песню пел,

Гу-гу-гу, чу-чу-чу,

Я на волю полечу

Начало: Один раз бабушка , покормив чижика, забыла закрыть клетку…

Предлагаю вам несколько занимательных вопросов и игр по сказкам.

1.Назовите, из какой сказки эти слова:

1.Ах, дорога далека,

А корзина -нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок»

(«Маша и медведь»)

2.«Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят…»

 («Мойдодыр»)

3.«Пока живут на свете хвастуны,

Мы прославлять судьбу свою должны,

Какое небо голубое,

Мы не сторонники разбоя»

(«Приключение Буратино» А.Н. Толстой)

4.«И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки,

И заинька прыгает снова

(«Доктор Айболит» К.И. Чуковский»)

5.«В ту же минуту в сердцевине цветка что

-то щелкнуло, и он раскрылся.

Это был в самом деле большой тюльпан, но

в чашечке сидела живая девочка

(Дюймовочка» Г.Х. Андерсен)

6.«Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее

в последние теплые дни гулять и прыгать по лужам, чем рыть

землю и таскать тяжелые камни»

 («Три поросенка» С. Михалков, перевод с английского)

2.Немного поиграем «Отгадай название сказки»

Сивка…, Конек…,Гуси…., Красная…, Аленький…, Бременские.., Заюшкина…, Гадкий…, Царевна…, Мальчик…, Крошечка…, Цветик…, Золотой…, Жар.., Доктор..

3. Игра: «Четвёртый лишний» 

Необходимо по набору картинок (слов), определить из какого они произведения и какая из них лишняя.

По произведениям Чуковского К.И.

Комар, паук, таракан, пчела («Муха-цокотуха»)

Гиппопотам, Бармалей, зайчиха с зайчонком, акула Каракула («Айболит»).

Крокодилы, Слон, Айболит, свинья («Телефон»).

Утюги, блюдца, крокодил, топоры.

3.Игра  «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом».

- огнедышащая голова – Змей Горыныч,

- большие расплющенные уши – Чебурашка,

- костяная нога – Баба Яга,

- вместо ног - хвост – Русалочка,

- длинный острый нос – Буратино,

- она маленького роста – Дюймовочка,

- голова в форме луковки – Чипполино,

- борода с волшебными волосками – Старик - Хоттабыч,  

- голубые волосы – Мальвина.

4Зашифрованные сказки: расшифруйте,  перевертыши.

Квадратик – Колобок

Мышка-домоседка – Лягушка-путешественница

Мышка в босоножках - Кот в сапогах

Собачья конура – Кошкин дом

Девочка с ладошку- Мальчик с пальчик

Прекрасный лебедь – Гадкий утенок

5.Игра «Узнай произведение по предметам»

Предлагается внимательно рассмотреть картинки с предметами и определить из какой они сказки.

6.Игра « Расшифруйте имена сказочных героев».

Вставить в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ ЦКТХ МЙДДР ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКДЛ КРКЛ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

7.Игра «Шуточная реклама».

Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём викторину «Шуточная реклама»

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения (При ответах указывается название и авторство произведений)

Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. ( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Несу золотые яйца. Дорого. ( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)

Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. ( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

Отмою всё! ( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»

Доставка пирожков бабушке. (Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапочка»)

Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)

Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. ( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)

Организую зимнюю рыбалку. Недорого. (Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)

Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности. (Бабушка, р.н.с. «Колобок»)

Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)

8. Еще одна форма работы - это вовлечение

в саму сказку. Это, конечно, театрализация. Но к этому надо готовиться заранее. А я хочу предложить вам сказку, которую можно показать сразу,

Сказка-шумелка «Весна пришла» 

 «Девочка Катя собралась на прогулку: надела куртку, шапку, резиновые сапоги и пошла на улицу. (ложки) Вышла на крылечко, а там светит нежное и ласковое солнышко. (колокольчик) Дует теплый, легкий ветерок (подуть в бутылку). С крыш капает – звенит капель, сосульки тают на солнце..(треугольник). По земле журчат, бегут ручейки..(металлофон). На деревьях начали лопаться набухшие почки и скоро появятся зеленые липкие листочки.(упаковка). Как хорошо! (вдох) на выдохе АХ! Катя пошла в парк (ложки) и очень удивилась переменам. Всю зиму в парке было тихо и спокойно, а сегодня шумно и весело: -белка переоделась в рыжую шубку и наводит порядок в гнезде, грызет орешки (трещетка); -серый заяц сидит у дерева и обгладывает кору (расческа об расческу); -возле пня сонный еж шуршит прошлогодней листвой. (бумагу мять); -в скворечнике весело поет скворец. (свисток или дудочка); Задумалась Катя, что же произошло с природой.» А вы, ребята, догадались???

Я считаю, что ознакомление дошкольников с художественной литературой должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых форм работы, по привлечению, интереса детей к художественной литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного с родителями развлечения по воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы "Национальное изобилие Матушки России"

Сценарийсовместного с родителями развлеченияпо воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возрастапосредствам художественной литературы«Национальное изобилие Матушки России»...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)...

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья о влиянии художественной литературы на формирование доброты у дошкольников. Для педагогов и родителей....

Презентация "Формирование дружеских представлений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Презентация на тему: "Формирование дружеских отношений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"...

Консультация "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....