ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
статья на тему

Павленко Виктория Александровна

Статья о влиянии художественной литературы на формирование доброты у дошкольников. Для педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  В.А. Павленко

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Актуальность.  «Чудо искусства, скорее напоминает другое, евангельское чудо – претворение воды в вино, и настоящая природа искусства всегда несет в себе нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство; и тот же самый страх, и та же самая боль, и то же волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе еще нечто сверх того, что в них содержится.» Л. С. Выготский.

        Из всех видов искусства литература, художественное слово оказывает, пожалуй, наиболее сильное воздействие на формирование личности. Этот процесс происходит в течение всей жизни, но основы, фундамент личности закладывается еще в дошкольном возрасте. К сожалению, современные дошкольники чтению предпочитают просмотр телевизора, компьютер. Чтение теряет свою актуальность, свою ценность в сознании детей. А ведь в дошкольном возрасте дети наиболее открыты эмоционально, наиболее восприимчивы к воздействию книги. Трудно переоценить значение детской книги в нравственном воспитании детей. В книгах маленький читатель находит яркие образы, интересные ситуации, воспринимаемые на эмоциональном уровне, а значит, способствующие формированию личности. В современном обществе ребенок часто сталкивается с открытым и скрытым проявлением жестокости, зла. У ребенка смещаются приоритеты в понимании добра и зла, теряются нравственные ценности, изменяются нравственные ориентиры. Агрессивные мультфильмы, компьютерные игры немало способствуют этому. Поэтому очень важно приобщать детей к добрым книжкам, к качественной детской литературе, являющейся источником нравственности, гуманизма, доброты.

 1.Понятие доброты и способы её формирования.

Для того, чтобы говорить о формировании доброты средствами художественной литературы, следует сначала определиться с самим понятием доброты. Обратимся к различным словарям.

Доброта – это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. (Толковый словарь Дмитриева)

Доброта – качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни. (Толковый словарь русских существительных)

Доброта - свойство человека быть добрым, не столько отдельная добродетель, сколько сочетание в одном человеке нескольких разных и взаимодополняющих добродетелей: щедрости, мягкости, сострадания, благожелательности, иногда и любви. (Философский словарь Спонвиля)

В педагогике и психологии доброта всегда рассматривается в контексте нравственного воспитания личности. Кроме того, как видно из определений, доброта многоаспектна. И трудно выделить какое-то конкретное качество личности, которое характеризовало бы человека, как доброго. Доброта – это совокупность различных качеств, но, несомненно, положительных. Поэтому, чтобы формировать доброту в человеке, необходимо воспитывать в нем и сочувствие, и желание помогать, и отзывчивость, и щедрость, и справедливость, и силу духа, и умение различать хорошее и плохое и много других качеств.

Методов и приемов формирования доброты, как и воспитания вообще, существует много. Это и личный пример взрослых, и антипример, и беседы, и различные психологические тренинги, ситуации.

Одним из популярных методов является чтение художественной литературы. Это не случайно. Дети эмоциональны, восприимчивы, в силу возрастных особенностей они воспринимают литературные произведения как реальность. Они сопереживают героям, ставят себя на их место, проживают события. Такое эмоциональное восприятие ребенком художественного произведения даст гораздо больший результат, чем просто нравоучительная беседа.

Очень важно правильно подбирать для детей произведения. Они должны соответствовать возрасту детей, быть понятными, написанными доступным, образным языком. Кроме того, очень важно эмоциональное прочтение произведения взрослым. Если взрослый будет читать монотонно, то ребенок может потерять интерес, произведение останется непонятым, а значит, не оставит следа в душе ребенка.

2. Детская литература как средство формирования доброты у дошкольников.

Детская литература, как народная, так и авторская, как правило, вся пронизана идеями гуманизма, нравственности, добра. Но преподносится это всё без морализаторства, без нравоучений, в легкой, эмоциональной форме. Взять, к примеру, русские народные сказки. В них всегда зло остается наказанным, добрые персонажи находят свое счастье. Таким образом до детей доносится мысль о том, что злоба разъедает душу, делает человека несчастливым, что из-за злобы невозможно увидеть прекрасное. А доброта, наоборот, помогает преодолевать трудности, находить верных друзей, которые придут на помощь. Малые жанры русского фольклора, обращенные к детям, так же наполнены добром, светом. Потешки, пестушки, колыбельные, прибаутки, загадки – всё это несет в себе любовь к детям, показывает доброе, нежное отношение взрослых и тем самым формирует ответные добрые чувства в детях.

Авторские произведения, ставшие классикой детской литературы, не случайно получили такое признание. Такие произведения разошлись по всему миру на разных языках и везде, во всех уголках мира получили отклик в душах юных читателей. Во всем мире известны сказки Пушкина, Бажова, Андерсена, Линдгрен, Перро, Киплинга, Уайльда и других писателей со всего мира. Не только сказки, но и рассказы, стихи разных писателей составляют золотой фонд детской литературы. Конечно же, знакомя детей с произведениями детской литературы, взрослые обращаются в первую очередь к отечественным авторам. И это понятно – ведь в таких произведениях отражена та жизнь, та действительность, тот менталитет, который окружает ребенка повседневно.

Одним из таких авторов является Агния Львовна Барто. Все мы с детства знаем стихи про мишку, которого уронили на пол, про Таню, уронившую в речку мячик, про зайку, которого бросила хозяйка и другие стихи из цикла «Игрушки». Казалось бы, одно маленькое четверостишие. А сколько в нем любви, заботы, добра! Без всяких нравоучений, на эмоциональном уровне ребенок чувствует сострадание к зайке и осуждает нерадивую хозяйку; радуется, что мишку не бросили, советует пришить ему лапу; помогает утешить маленькую Таню, подсказывает, как можно вытащить из речки мячик. В стихах для детей постарше предлагаются уже другие ситуации – про Катю, ждущую урожая на скамейке, про жадного Егора, ждущего от праздника только подарки, про Вовку – добрую душу, про сорок внучат, помогающих бабушке в огороде. В произведениях Барто даны и положительные, и отрицательные примеры. Однако сатира писательницы остается мягкой, беззлобной. Есть в творчестве писательницы и произведения, не несущие определенных указаний на то, что хорошо, а что плохо, как, например, в циклах «Младший брат», «Твой праздник» («Машенька», «Машенька растет»). Но лиричность этих стихов, понятная детям, сама по себе воздействует на ребенка, учит по-доброму воспринимать мир, находить радость в повседневном окружении.

Творчество другого писателя и педагога, Василия Сухомлинского, также не оставляет детей равнодушными. Малыши знакомятся с его сказками, дети постарше – с рассказами и стихами. Всё творчество Сухомлинского, отдавшего сердце детям, пронизано любовью, добром, гуманизмом. Конечно, основная часть его творчества будет доступна школьникам, но и старшие дошкольники вполне могут понять основную мысль таких рассказов, как «Именинный обед», «Кто кого ведет домой», «У каждого свое счастье», «Самые ласковые руки», «Седьмая дочь» и другие. В короткий рассказ Сухомлинский вкладывает огромный смысл, дающий много тем для размышления. Своим творчеством педагог и писатель очень нежно прикасается к детским душам, ненавязчиво показывает что хорошо, а что плохо.

Из современных авторов хочется отметить писателя и педагога Владимира Степанова. Его небольшие, но очень живые стихи и сказки нравятся детям, они понятны и доступны, они легки и игривы. С первого взгляда может показаться, что произведения этого автора слишком просты, к серьезной литературе не имеют отношения, не прививают детям литературного вкуса. Однако именно такие произведения могут стать для маленького читателя первой ступенькой в мир литературы. Легкие, небольшие по объему, зачастую написанные с добрым юмором, понятные малышам, они вызовут у детей интерес к книге и чтению в целом. Сюжеты его произведений добрые, милые, легко читаются и легко воспринимаются, запоминаются детям. Такие произведения, лишенные агрессии и нудного морализаторства, показывающие детям красоту окружающего мира, рассказывающие о дружбе и взаимопомощи, несомненно, послужат формированию у детей доброты.

Можно еще очень долго разбирать творчество детских писателей, как отечественных, так и зарубежных, и в каждом находить истоки добра, мудрости, примеры для подражания и воспитания детей. Творчество абсолютно каждого известного детского писателя заслуживает отдельного внимания. И в рамках данной статьи просто невозможно разобрать творчество каждого. Однако, несомненно, детская литература будет огромным подспорьем в воспитании детей как для родителей, так и для педагогов. И подбирать литературные произведения взрослые будут с учетом своих предпочтений, интересов, воспитательных целей. Задавшись целью сформировать у дошкольника доброту, можно использовать в большей степени творчество какого-то одного писателя, а можно использовать произведения разных писателей, освещающих одну и ту же проблему. В любом случае при целенаправленной работе результат будет, поскольку детская художественная литература, на наш взгляд, является вторым фактором  по значимости и силе воздействия на ребенка после личного примера взрослого.

 Список используемых источников и литературы

  1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… - М.: Линка-Пресс, 2003, 174с
  2. Моисеева Л.Г. Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей интереса к чтению // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения / №3, 2015
  3. Федосова Т. Стихи учат делать добро //Дошкольное воспитание/№2, 2016

Заявка для участия в публикации сборника

Ф.И.О. Павленко Виктория Александровна

Место учебы Луганский государственный университет имени Тараса       Шевченко, институт психологии и педагогики, кафедра дошкольной педагогики

Научный руководитель Студеникина Виктория Петровна, кандидат педагогических наук, studenikinaviktoria@mail.ru

Моб. телефон +7 919 274 27 00

Эл. почта eva-vedrussa@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного с родителями развлечения по воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы "Национальное изобилие Матушки России"

Сценарийсовместного с родителями развлеченияпо воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возрастапосредствам художественной литературы«Национальное изобилие Матушки России»...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)...

Презентация "Формирование дружеских представлений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Презентация на тему: "Формирование дружеских отношений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"...

Консультация "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...

Статья «Формирование основ безопасного общения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.»

В формировании и воспитании навыков безопасного общения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Слушая новое произведение или уже знакомую сказку, стихотворение, ребенок ...