Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"
    учебно-методический материал (средняя группа) на тему

    Ильтенбаева Аниса Исламовна

    Сообщение  из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie_na_pedsovet_.docx22.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ильтенбаева А.И., воспитатель

    Презентация опыта работы по творческой теме:

    «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки

    литературных   произведений»

    на педсовете №4 от 31.04.2016 г.

    Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Хорошая речь ребенка – это залог успешного обучения в школе.

    Доронова Т.Н., Гербова В.В., Якобсон С.Г. отмечают, что для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг детей благополучную речевую среду, так как связная речь формируется только в процессе постоянного речевого общения.

       Известно, что нельзя обучать детей общению не включив их во взаимодействие друг с другом, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в общение со сверстником.

        Из обилия приемов развития связной речи детей дошкольного возраста, выбрала инсценировку. Опыт работы с детьми показал, что дошкольники с удовольствием включаются в инсценировку небольших по содержанию, хорошо знакомых произведений.

        Это определило тему моей углубленной работы: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений»

    Цель: развитие связной речи детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Развивать диалогическую речь посредством инсценировки коротких литературных текстов, содержащих диалог.
    2. Развивать интонационную выразительность речи.
    3. Развивать коммуникативные навыки.
    4. Воспитывать интерес к инсценировке литературных произведений, к художественной литературе.
    5. Воспитывать уверенность в себе.

    Формы работы с детьми:

    • чтение художественной литературы
    • рассматривание иллюстраций
    • беседы о прочитанном
    • инсценировка литературных текстов, содержащих диалог
    • игры драматизации
    • наблюдения за повадками животных, птиц
    • игры (дидактические, настольно – печатные, пальчиковые, подвижные)
    • участие в конкурсах (городских, районных, внутри детского сада)

    Средства:

    • Совместная деятельность взрослого и детей
    • самостоятельная деятельность детей
    • развивающая предметно – пространственная среда

    Ожидаемый результат: предполагаю, что к выпуску в школу у детей сформируется умение:

    • связно, последовательно и логично излагать свои мысли;
    • составлять рассказы из личного опыта и сочинять короткие сказки;
    • выразительно пересказывать литературный текст
    • Сформируется потребность в чтении художественной литературы

    Новизна: выстроена система работы с детьми дошкольного возраста по инсценировке небольших по содержанию хорошо знакомых литературных произведений.

    Адресат: дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет.

    Работу с детьми начала в 2000 году с детьми младшего возраста над развитием речевой активности посредством инсценировки потешек, песенок, коротких стихотворений, содержащих диалог. На тему меня сподвигла проблема речевого развития детей, поступающих в детский сад. С каждым годом процент неговорящих детей растёт.

    Росли дети, росла и тема, которая стала звучать «Развитие связной речи детей посредством инсценировки литературных произведений».

    Предварительная работа в данном направлении включала в себя:

    1. изучение научной и методической литературы по развитию связной речи детей дошкольного возраста (Гвоздева А.Н., Ушаковой О.С., Струнининой Е.М., Гербовой В.В. др.)
    2. проведение диагностики развития связной речи по методике Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»
    3. разработка перспективного плана по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений», который включает в себя:
    • чтение
    • беседы  
    • рассматривание иллюстраций
    • наблюдение за повадками животных, птиц
    • инсценировку
    • пальчиковые игры
    • организацию самостоятельной концертной деятельности детей.
    1. оформление подборки литературных произведений, содержащих диалог;
    2. разработка перспективного плана работы с родителями по развитию связной речи детей посредством инсценировки литературных произведений, который включает в себя:
    • консультации
    • рекомендации
    • памятки
    • индивидуальные беседы
    • практические занятия
    • совместное участие в конкурсах
    • участие в Дне открытых дверей
    • участие в акциях, проектах
    • информация на сайте ДОУ, в газете «Аленка»
    1. оформление развивающей предметно - пространственной среды:
    • дидактические игры по развитию речи детей
    • пособия по развитию связной речи (альбомы, схемы, иллюстративный материал и др.)
    • картотеку пальчиковых игр
    • уголок ряженья (Привлекаю родителей по оснащению уголка ряженья: сшили костюмы, сарафаны, косынки, сделали маски, шапочки, принесли разные сумочки, бусы из различного материала)    
    • разные виды театра

              Все находится в доступном для детей месте.

    Работу с детьми организую в вечерний и утренний отрезок времени в совместной деятельности взрослого и детей. Часть занятий, игр, бесед входит в рабочую программу и ежедневное чтение художественной литературы, которое предусмотрено в режиме дня.

    После чтения литературного произведения провожу беседу по содержанию.

    Инсценировка — знакомая и интересная для детей деятельность, поскольку похожа на игру. Они с удовольствием принимают в ней участие, и даже не самые активные дети хотят исполнить какую-нибудь роль. Использование различных атрибутов и элементов костюмов помогает ребенку войти в роль и почувствовать переживания своего персонажа. Этому также способствуют отсутствие необходимости дословного воспроизведения текста, возможность говорить «от себя», сохраняя только идею содержания и образ героя.

    Инсценировка от лица литературного героя помогают ребенку «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл их поступков и в смысл произведения.

    Проводила с детьми такие игровые ситуации: «Разговор по телефону», «Узнай героя», «Узнай автора книги», «Портрет героя» и др.

    В старшей и подготовительной к школе группе большое внимание уделяла мотивации к самостоятельной организации инсценировки. Дети в самостоятельной деятельности организовывали концерты для кукол, для помощников воспитателя, выступили перед родителями на итоговом родительском собрании.

    Особое внимание уделяла работе с родителями.

    Проведено:

    • Индивидуальные беседы («Развитие связной речи», «Часто ли вы читаете с ребенком и обсуждаете прочитанное» и др.)
    • консультации, рекомендации, памятки в приёмной и сайте ДОУ:
    • «Мы играем –развиваемся»,
    • «Развитие речевого дыхания»,
    • «Роль художественной литературы в развитии речи детей»,  
    • «Играйте вместе с детьми»,
    • «Игры в кругу семьи»,  
    • «Речевые игры дома или на улице с ребёнком»,
    • «О роли родителей в развитии речи детей»,
    • «Игра –инсценировка как средство развития речи ребенка»
    • родительское собрание с участием специалистов-логопедов «Развитие           связной речи у детей 6 -7 лет»
    • открытые занятия по развитию речи в День открытых дверей
    • проект «Юрий Гагарин - первый космонавт»
    • Акция: «Подари книгу детскому саду» и др.  

    Родители стали активными участниками образовательного процесса, призерами и победителями конкурсов различного уровня.

    Результатом работы по теме является положительная динамика качественного развития связной речи детей с 15 % до 30 % (2012-2015 г.г.)

    Дети активные участники и призеры конкурсов различного уровня:

    В ДОУ:

    • «Осенние фантазии» (2014-2016 г.)
    • «Конкурс чтецов» (2014 г.)
    • «Радуга талантов- 2015»
    • Дефиле национальных костюмов» (2014 г.)
    • Конкурс «Синяя птица» (2014 г.)
    • Конкурс «Моя любимая книга» (2015 г.)

    Муниципальных конкурсов:

    • «Мир, согласие, уважение» (Диплом 2 степени, 2014)
    • «Здоровому – все здорово» (2014)
    • «Улыбки Севера» (2014)
    • «Новогодняя елочка» (2014)
    • «Защитникам Родины» (2015)
    • «Спортивная Россия» (2014)
    • «Покормите птиц» (2015)
    • «Губернаторские состязания» (Диплом 1 степени,2015)
    • «Подарок заповеднику малая Сосьва» (Диплом за участие,2016)
    • «Каждой пичужке по кормушке» (2016)

    Всероссийских конкурсов:

    • «Лыжня России» (Диплом 2 степени, 2015)

    На основании проделанной работы можно сделать вывод, что инсценировка благоприятно влияет на развитие связной речи детей дошкольного возраста:

    • дети сами сочиняют сказки;
    • повысилась речевая активность детей;
    • у них развивается интерес к художественной литературе;
    • у детей развита связная речь.

    Планирую продолжать работу по теме с вновь набранными детьми. Внести изменения в перспективный план работы с родителями, дополнить развивающую среду играми по развитию речи, обновить театр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

    Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

    Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"

    Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"...

    Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей старшей группы посредством инсценировки литературных произведений"

    Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей старшей  группы посредством инсценировки литературных произведений"...

    Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей подготовительной группы посредством инсценировки литературных произведений"

    Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей подготовительной   группы посредством инсценировки литературных произведений"...

    Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

    Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

    Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

    Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста  посредством  инсценировки литературных произведений"...

    Перспективный план работ по теме: «Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений»

    Перспективный план работ   по теме:   «Формирование связной речи детей средней группы  посредством инсценировки литературных  произведений»...