Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Ильтенбаева Аниса Исламовна

Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста  посредством  инсценировки литературных произведений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «АЛЁНКА»

Формирование

активной речи детей

младшего дошкольного  возраста

посредством инсценировки литературных произведений.

г. Советский, 2010 г.

Составила

Ильтенбаева Аниса Исламовна, воспитатель младшей группы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

 детский сад комбинированного вида «Аленка» г. Советский, октябрь 2010 г.

В представленном пособии представлен материал, который поможет педагогам и родителям организовать процесс развития активной речи младших дошкольников посредством инсценировки коротких стихотворных литературных произведений.

В пособии представлены литературные произведения, которые могут запомнить дети 2-4 лет.

Литературные произведения рекомендованы  образовательной программой «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «АЛЁНКА»

Формирование

 активной речи детей

младшего дошкольного возраста

посредством инсценировки литературных произведений.

Методическое пособие

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….

Значение игры-инсценировки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста……

Перспективный план работы по развитию активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений (3-4 года)…………………

Обследование речи детей младшего дошкольного возраста (методика….) …………………

Практический материал - литературные произведения для инсценировки  детьми младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….

Работа с родителями по развитию активной речи детей……………………………………….

 

Введение.

Хорошая речь ребенка - это залог успешного обучения в школе.  Роль развития речи ребенка младшего дошкольного возраста очень велика. Любая задержка в ходе развития - это плохое понимание того, что говорят окружающие люди.  Бедный запас слов затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми.

Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, С.Г. Якобсон отмечают, что для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг детей благополучную речевую среду, педагогическое воздействие, направленное на освоение ребенком определенного речевого содержания, так как активная речь формируется только в процессе постоянного речевого общения.

Многие исследователи (Л. Леонтьев, О. Ушакова, Е Струмина, А. Шахнорович и др.) подчеркивают первичную роль диалога в развитии монологической связной речи.  

Известно, что нельзя обучать детей общению не включив их во взаимодействие друг с другом,  не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в общение со сверстником.

Из обилия приемов развития речи детей младшего дошкольного возраста, мной был выбран - игра-инсценировка. Опыт работы с детьми данного возраста показал, что дошкольники с удовольствием включаются в инсценировку  небольших по содержанию, хорошо знакомых произведений.

Это определило тему моей углубленной работы: «Формирование активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений»

Цель:  развитие активной речи детей 3-4 лет.

Задачи:

  1. Формировать диалогическую речь посредством инсценировки коротких стихотворных текстов, содержащих диалог.
  2. Развивать интонационную выразительность речи.
  3. Развивать коммуникативные навыки.

Формы работы с детьми:

- Беседа,

- чтение художественной литературы,

- рассматривание иллюстраций,

- наблюдение за повадками животных, птиц,

- инсценировка стихотворений содержащих диалог.

Работа с детьми организована в утренний и вечерний отрезок времени с 1 октября по 30 апреля.

Ожидаемый результат: предполагаю, что к концу года дети начнут

  • активно общаться со сверстниками,
  • говорить не торопясь, внятно,
  • отвечать на вопрос воспитателя,
  • рассказывать 2-4 предложениями  об увиденном.  

Новизна: выстроена система работы с детьми младшего дошкольного возраста по инсценировке небольших по содержанию хорошо знакомых литературных произведений.

Адресат: дети в возрасте от 3 до 4 лет.

Содержание работы с детьми стоится на интеграции 3-х образовательных областей:

«Социализация», «Коммуникация», «Познание».

В пособии представлен план поэтапной работы с детьми, сценарии инсценировок литературных текстов, план работы с родителями  

 

Методическое обеспечение.

  1. Гербова В.В. Учусь говорить.-М.: Просвещение, 2004 г.
  2. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду.- М.: Синтез, 2008 г.
  3. Доронова Т.Н. «Играем в театр».-М.: Просвещение, 2005 г.
  4. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности» - М.: Творческий центр 2010г.
  5. Павленко И.Н. , Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ.-М.: Творческий центр, 2006 г.
  6. Пыльцина М. Хрестоматия для дошкольников –Ростов.: Книга, 2001 г.
  7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет._М.: Творческий центр, 2009 г.
  8. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи детей 3-5 лет.-М.: Творческий центр, 2009 г.

Значение игры инсценировки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Игра-инсценировка – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало. Развивает способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

      Игры-инсценировки помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, игры-инсценировки требуют от ребенка решительности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка формируется умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, способность к импровизации. Ребенок раскрепощается, повышается самооценка. Ребенок, играя в роли, показывает свою позицию. Умения, знания и фантазию. Замечает и оценивает свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными.

     Игры-инсценировки совершенствуют все стороны речи, развивают её образность и выразительность. У ребенка формируется умение задавать вопрос, отвечать на него, подать реплику. Эти умения особенно важны в младшем возрасте для развития диалогической речи.


Перспективный план работы

по развитие активной речи детей младшего возраста

посредством инсценировки литературных произведений.

(3-4 года)

Тема, форма   проведения

 

Срок реализации

(месяц, неделя)

Временной отрезок

Задачи

Материал

1

Первичная диагностика речевого развития детей

4 неделя сентября

Утренний отрезок времени

Выявить уровень речевого развития вновь поступивших детей

Иллюстрации, игрушки, диагностический инструментарий

2

Беседа «Домашние животные»

1 неделя октября

Утренний отрезок времени

Выявить знание детей о домашних животных

Иллюстрации: кошка, собака, корова, лошадь, коза.

3

Рассматривание иллюстрации «Кошка»

2 неделя октября

Утренний отрезок времени

Познакомить с поводками кошки, внешним видом, активизировать в речи звукоподражаниение: «Мяу». Развивать выразительность речи: Упражнения: «Кошка ластиться», «Кошка сердится»

Иллюстрация «Кошка»

4

Чтение потешки: «Кисонька-мурысонька»

3 неделя октября

Вечерний отрезок времени

Формировать умение слушать литературное произведение, договаривать слова.

Хрестоматия 1-5 лет, Минск, стр.51

5

Инсценировка потешки «Кисонька –мурысонька»

4 неделя октября

Вечерний отрезок времени

Вызвать желание отвечать на вопрос воспитателя строчками литературного текста

Атрибуты: яркий платок, корзинка с пряниками (предметы заместители).

6

Инсценировка потешки «Кисонька –мурысонька

1 неделя ноября

Вечерний отрезок времени

Вызвать желание подражать повадкам кошки, развивать выразительность речи при ответе на вопрос. Вызвать желание участвовать в инсценировке в роли кошки, в роли ребенка, который задает вопрос

Атрибуты: яркий платок, корзинка с пряниками (предметы заместители).

7

Беседа

«Птицы на бабушкином дворе»

2 неделя ноября

Утренний отрезок времени

Уточнить представления о домашних птицах.

Иллюстрации: курица, петух, утка, гусь

8

Рассматривание иллюстрации к потешке «Курочка рябушечка»

3 неделя ноября

Вечерний отрезок времени

Формировать представления о внешнем виде курицы, ее повадках. Активизировать в речи: курица, цыплята, перышки, звукоподражание: «ко-ко-ко», «пи-пи-пи».

Иллюстрация к потешке «Курочка рябушечка

9

Чтение потешки: «Курочка рябушечка»

4 неделя ноября

Занятие по развитию речи

Упражнять детей в отчетливом произношении звукоподражаний, помочь усвоить последовательность текста, интонационно выразительно исполнять художественное произведение.

Гербова, стр.13, Павленко, стр.70

10-11

Инсценировка потешки «Курочка-рябушечка»

1 -2 неделя декабря

Вечерний отрезок времени

Учить ребенка вступать в диалог, отвечать на вопрос строками из литературного текста. Развивать интонационную выразительность речи. Вызвать желание участвовать в инсценировке.

Платок, маска курочки, ведерко.

Гербова, стр.13

Павленко, стр.70

11-12

Инсценировка потешек: «Кисонька мурысонька», «Курочка рябушечка»

2-3 неделя декабря

Вечерний отрезок времени

Упражнять детей в самостоятельной инсценировке литературного текста (2 ребенка). Развивать интонационную выразительность речи, способствовать запоминанию литературного текста. Развивать артистизм, уверенность в себе.

Платок, маска курочки, ведерко. яркий платок, корзинка с пряниками (предметы заместители).

13

Чтение шотландская песенки: «Купите лук»

2 неделя января

Занятие по развитию речи

Познакомить детей с шотландской песенкой «Купите лук». Вызвать желание участвовать в беседе по содержанию произведения, активизировать в речи название овощей

Гербова, стр.18

«250 золотых страниц»

14

Инсценировка шотландской песенки «Купите лук»

3 неделя января

Вечерний отрезок времени

Продолжать учить вступать в диалог со взрослым, затем со сверстником, развивать интонационную выразительность речи.

Корзинка, муляжи овощей, косыночка, фартук.

15

Инсценировка шотландской песенки «Купите лук»

4 неделя января

Вечерний отрезок времени

Продолжать учить вести диалог, развивать речь детей, вызвать желание исполнять роль.

Корзинка, муляжи овощей, косыночка, фартук.

16

Чтение стихотворения: «Разговор с кошкой»

1 неделя февраля

Вечерний отрезок времени

Познакомить со стихотворением. Расширить представления  детей о повадках кошки, что любит, кого боится. Активизировать в речи звукоподражания: «Мяу»,  «Ф-р р р»

Гербова, стр.14

17

Инсценировка стихотворения: «Разговор с кошкой»

2 неделя февраля

Вечерний отрезок времени

Вызвать желание участвовать в инсценировке, исполнять роль кошки. Продолжать учить вести литературный диалог со взрослым, затем со сверстником.

Шарфик для кошки, коврик, блюдце, игрушка-щенок

18

Инсценировка стихотворения: «Разговор с кошкой»

3 неделя февраля

Вечерний отрезок времени

Упражнять в  чтении стихотворения по ролям. Развивать интонационную выразительность речи.

Шарфик для кошки, коврик, блюдце, игрушка-щенок

19

Концерт для кукол

Инсценировка

  • потешек: «Кисонька мурысонька», «Курочка рябушечка»
  • шотландской песенки «Купите лук»
  • стихотворения: «Разговор с кошкой»

4 неделя февраля

Вечерний отрезок времени

Закрепить знание литературных текстов. Вызвать желание участвовать в инсценировке понравившегося произведения, исполнении роли полюбившегося героя. Продолжать учить действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Развивать диалогическую речи. Воспитывать интерес к инсценировке.

Куклы, атрибуты для инсценировки: шарфик, косынка, корзинка, ведерко, блюдце, коврик, игрушка-щенок, корзина с муляжами овощей

20

Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций: «Заяц», «Еж»

1 неделя марта

Утренний отрезок времени

Расширить представления о диких животных, их повадках, характерных особенностях.

Иллюстрации «Заяц», «Еж»

21

Чтение стихотворения: «Трус»

2 неделя марта

Вечерний отрезок времени

Развивать чувство юмора. Учить выразительно передавать текст с помощью мимики, интонации в голосе.

Гербова, стр.50

Винникова, стр.75

22

Инсценировка: «Трус»

3 неделя марта

Вечерний отрезок времени

Вызвать желание участвовать в инсценировке с товарищем. Продолжать развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, артистизм.

Шапочка зайца, игрушка -лягущка

23

Инсценировка

«Трус»,

«Разговор с кошкой»

4 неделя марта

Вечерний отрезок времени

Упражнять в инсценировке знакомых литературных произведений. Вызвать желание участвовать в диалоге с товарищем, развивать выразительность речи,. Учить передавать образ литературного героя, его повадки.

Шапочка зайца, игрушка –лягущка.

Шарфик для кошки, блюдце, игрушка-щенок

24

Чтение и инсценировка  стихотворения: «Был сапожник?»

1 неделя апреля

Вечерний отрезок времени

25

Беседа «Кто живет в зоопарке?

2 неделя апреля

Утренний отрезок времени

Расширить представления детей об обитателях зоопарка, активизировать в речи детей название животных

Иллюстрации: слон, жираф, обезьяна, крокодил

26

Чтение и инсценировка стихотворения

С. Маршака «Дали туфельку слону»

3 неделя апреля

Вечерний отрезок времени

Развивать чувство юмора, диалогическую речь, умение слышать и слушать товарища, выразительно передавать образ литературного героя

Кукольная туфелька (пара).

Гербова, стр.24

27

 Диагностика речевого развития детей

4 неделя апреля

В течение дня

Выявить уровень развития речи детей группы

Диагностический инструментарий


Педагогическое обследование развития речи детей

II младшей группы (3-4 года)

Вопросы, задания, игры

Материал

Знания, умения, навыки

Сформированы

На стадии формирования

Не  сформированы

I.

1.

Согласование существительных с прилагательными и числительными, образование существительных по аналогии.

Используя иллюстрацию вос-ль рассказывает, а ребенок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу. «Мяу!» – мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…?

Закончи предложение:

У лисицы трое лисят.У волчицы четверо…?

У медведицы двое…?.У барсучихи трое…?

Гербова В.В. «Учусь говорить» (приложение ст.150) сюжетные картинки: кошка с котятами, утка с утятами, собака со щенятами

Иллюстрации взрослых животных

Правильно заканчивает предложения

Правильно заканчивает предложение

Допускает 1-3 ошибки, при указании – исправляет

Выполняет задание с небольшой помощью взрослого

Допускает ошибки во всех заданиях.

Допускает ошибки во всех заданиях

II

1.

2.

Употребление предложений с однородными членами.

Вос-ль просит назвать: «Что лежит в коробке» (тарелки, чайники, сковородки, чашки…)

«Каких игрушек много у ребят?» (рассматр. сюж.картинку) (флажков, формочек, машин, курочек…)

Коробка, детская посуда: чайники, сковородки, тарелки, чашки, ложка

Иллюстрация «Дети играют в песочнице»

Отвечает на вопрос: «В коробке лежат чашки, тарелки, сковородки..»

«У детей много игрушек флажков, формочек, курочек…»

Допускает ошибку, после указания взрослого исправляет, в аналогичных заданиях допускает 1-2 ошибки и самостоятельно исправляет их.

Не справляется с заданием.

III

1.

2.

3.

Умение отвечать на вопрос воспитателя.

Как тебя зовут?

Что можно делать с этими игрушками?

Кто тебя привел сюда?

Машина,

кукла,

мяч.

Отвечает полно, правильно на поставленный вопрос.

Отвечает на вопрос правильно после указания воспитателя.

Не отвечает на вопрос, не понимает.

IV.

1.

Повторять за воспитателем рассказ по сюжетной картинке.

Восп-ль рассказывает по картинке, просит ребенка: «Расскажи, что ты видишь на картинке?»

1. Беседа по картинке.

  • Кого ты видишь на картинке?
  • Что они делают?

2. Рассказ воспитателя

«Взяла Таня миску с зернышками и вышла во двор. «Цып-цып-цып», - позвала девочка. И к ней сразу же прибежала курочка с цыплятами. Таня насыпала зернышек в большое блюдо. Курочка клюет, и два цыпленка клюют. Им Таня зернышки на землю сыплет, чтобы клевать было удобнее. А остальные цыплятки почему-то не едят. По сторонам смотрят. Мальчик в белой рубашке присел на корточки и уговаривает цыплят: «Н-у-у клюйте же, клюйте! Зернышки очень-очень вкусные».

Используя листы  –вкладыши, в книге Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во 2 мл.гр.д/с» – 2-е изд.-М Просвещение, 1989г. Сюжеты: «Дети кормят курицу и цыплят» «Едем в автобусе», «Играем с песком»

Повторяет рассказ воспитателя.

Повторяя рассказ вос-ля, опускает незначительные действия, события или опускает несколько событий, дополняет после указания взрослого.

Не справляется с заданием.

V

1.

Расскажи стихотворение

Самостоятельно читает стихотворение

Читает стихотворение с помощью воспитателя или договаривает слова в стихотворении которое читает педагог

Не выполняет задание

2.

  • «Кто живет в этой сказке» (вос-ль показывает книгу или дает название сказки)
  • Рассказывая небольшой отрывок из сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят» просит сказать «Как называется сказка»

Сказки: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Бычок – черный бочок, белые копытца», «Петушок и бобовое зернышко», «Теремок», «Два жадных медвежонка»

Правильно отвечает на вопросы вос-ля, находят (и показывают книгу) по названию сказки

Выполняет задание после дополнительной помощи взрослого или показа соответствующей иллюстрации.

Не справляется с заданием


Практический материал

Литературные произведения для инсценировки  детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

 «Кисонька-мурысонька»

Материал и оборудование: шляпа, фартук, юбочка, поднос, прянички бутофорские.

Ребенок в шапочке или маске кошки сладостно мурлычет.

Взрослый  (затем ребенок) спрашивает: «Кисонька-мурысонька, где была?

Ребенок: На мельнице  (руки отводит в стороны)

Взрослый  (затем ребенок): - Кисонька-мурысонька, что там делала?

Ребенок: - Муку молола (делает движения руками вверх, вниз)

Взрослый: - Кисонька-мурысонька, что из  муки пекла?

Кошка: Прянички!  (киска показывает на подносе пряники)

Взрослый: - Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела?

-Кошка (гордо): -  Одна…

Взрослый (грозит) - Не ешь одна, не ешь одна!

(кошка оглядываясь убегает)

«Трус»

Материал:  шапочки зайки, ежа, игрушка лягушки

На сцене 3 ребенка: ведущий, еж и заяц, стоит  вдалеке лягушка

Ребенок ведущий: - Зайку спрашивает еж:

 Ребенок ЁЖ - Что ты заинька, ревешь?

Ребенок ЗАЯЦ - Очень я перепугался, с диким зверем повстречался (всхлипывает, трясется)

показывает на лягушку

Он зеленый, пучеглазый, не видал таких ни разу.

«Разговор с кошкой»

Материал:  блюдце, шапочка кошки, или шарфик для кошки, маска собаки.

Ребенок - Кошка, как тебя зовут?

Кошка - Мяу! (потягиваясь)

Ребенок:- Стережешь ты мышку тут?

Кошка - Мяу! (гордо, задрав нос)

Ребенок ласково (протягивая блюдце) - Мяу, хочешь молока?

Кошка радостно (берет блюдце)  – Мяу!

Ребенок хитро ( выводит из-за спины ребенка в маске собаки) – А  в приятели щенка?

Кошка бросает блюдце, показывает коготки -Фрррр…

«Дали туфельку слону»

Материал: шапочка слона, 2 туфельки

Один ребенок говорит две первые строчки стихотворения, а ребенок-слон-другие строчки.

Ребенок - Дали туфельки слону,

Взял он туфельку одну

Ребенок СЛОН  (берет кукольную туфельку, рассматривает)

И сказал:

Ребенок СЛОН - Нужны пошире

И не две, а все четыре!

«Купите лук»

Материал: корзина, бутафорские овощи - морковь и зелень – лук и петрушка

Делить детей на две подгруппы, которые стоят друг перед другом, но на приличном расстоянии. Выбирается девочка из одной группы, идет по середине группы, выполняя роль веселого продавца, в корзине которого лук, петрушка, морковка.

Девочка говорит:

- Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку, (показывает овощи)

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку ( красуется)

Дети с другой группы отвечают:

-Не нужен нам зеленый лук

Петрушка и морковка

Нужна нам только девочка

Шалунья и плутовка.

(Они покупают девочку, отказываются от овощей, девочка остается у детей, которые ее купили).

Воспитатель выбирает девочку из другой группы, и игра продолжается.

«Курочка-рябушечка»

Материал: юбочка, большой платок, косынка, шапочка курицы, два ведерка.

Ребенок, одетый в костюм курицы, с ведерком в руке (или шапочка курицы).

Все дети-цыплятки.

Ребенок-курица идет по группе, а цыплятки-дети идут за ней.

Цыпленок 1: - Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

Курица: - На речку  (ребенок-курица поварачивается к цыплятам, затем следует дальше)

Цыпленок 2: - Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

Курица: - За водичкой (курица поворачивается снова к цыплятам)

Цыпленок 3:-Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

Курочка: - Цыпляток поить? (поворачивается к цыплятам)

Воспитатель: -А как цыплятки пить просят?

Цыплята все: -Пи-пи-пи

Курочка угощает их водой- подносит ведерко каждому ребенку, а ребенок изображает, что пьет.

Работа с родителями по развитию активной речи детей

Формы работы с родителями

  • Анкетирование
  • Беседа
  • Рекомендации
  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы…)
  • Участие в проектах
  • Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы (газеты, ширмы) о проведенных мероприятиях.

Для проведения эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: «О роли родителей в развитие речи ребенка». «Играйте вместе с детьми», «Игра инсценировка как средство развития речи ребенка», «Роль художественной  литературы в развитии речи детей», «Развитие речи дошкольников в игре».

Консультация: «О роли родителей в развитии речи детей»

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Некоторые нарушения детской речи возможно скорригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков возможно исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но подчас делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Порой на них трудно сразу найти правильный ответ. Но отмахиваться от вопросов ребенка не стоит. В этом случае можно пообещать дать ответ позже, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), за это время вы сможете подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит, в лице родителей, интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бы частичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка, исключение, пожалуй, может составлять детская передача "Спокойной ночи малыши" и только в качестве подготовки ко сну. И как замечают сами родители, общение с ребенком становится более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчеством.

Консультация: «Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой

проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению. Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». А когда в игре участвуют мама, папа, бабушка, старший брат, игра превращается в настоящее искусство – театр. И тогда, помимо, огромного удовольствия ребенок получает необходимый толчок в развитие речи и всех психических процессов.

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Консультация: «Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка».

Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а также чтение книг и просто повседневные разговоры, так или иначе, развивают речь вашего малыша. Но есть игры, которые очень близки и понятны ребенку. Это игры-инсценировки, самый распространенный вид  детского творчества.  Входя в образ, он играет любые роли. Стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало. Развивает способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Игры-инсценировки совершенствуют все стороны речи, развивают ее образность и выразительность. У ребенка формируется умение задавать вопрос, отвечать на него. Подать реплику. Эти  умения особенно важны в младшем возрасте для развития диалогической  речи.

В театрализованной деятельности независимость ребенка проявляется в желании действовать по своему, влияет на развитие самостоятельной игры. Начина именно со второй младшей группы нужно неустанно заботиться о том, какое впечатление оказывает тот или иной спектакль для детей, так как в возрасте трех лет у ребенка проявляется первый интерес к роли, являющийся своеобразным зеркалом, в котором отражаются взаимоотношения между людьми.

Немаловажным является то, как вы готовитесь к предстоящей постановке. Выбираете художественный материал, оборудование, продумываете драматургию игры-инсценировки.  Сюжет постановки будет интересен вашему ребенку, если вы, родители, используете в нем яркие костюмы, атрибуты. Рассказываете с интонацией, с темпом, с динамикой. Чем интереснее инсценирует взрослый, тем привлекательнее для детей театр.

Для инсценировки с детьми младшего возраста можно использовать  хорошо знакомые потешки, песенки, небольшие стихотворения содержащие диалог. («Кисонька-мурысенька», Курочка-рябушечка», «Кошка, как тебя зовут?», «Зайку спрашивает еж», шотландская песенка «Купите лук», «Кто пасется на лугу», «Дали туфельки слону» и др.).

Например, инсценируя стихотворение «Кошка, как тебя зовут» нужно подготовить блюдце и игрушку собаку.  Ребенку, который будет исполнять  роль кошки  надеть какой-нибудь атрибут, чтобы он представил себя кошкой.

Взрослый задает вопрос: «Кошка, как тебя зову?

Ребенок выразительно отвечает: «Мяу»

Взрослый: «Стережешь ты мышку тут?»

Ребенок: «Мяу»

Взрослый: «Кошка, хочешь молочка?» (протягивает блюдце)

Ребенок (ласково): «Мяу»

Взрослый (показывая, игрушку) «А в товарищи щенка?»

Ребенок (отпрыгивая): «Ф-р-р-р»

Через несколько обыгрывания можно поменяться ролями с ребенком.

Инсценируя потешки, вы делаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребенок талантлив изначально, и ваши игры дают возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено  в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Навыки, полученные в игровых инсценировках,  принесут детям пользу в повседневной жизни.

Консультация: «Роль художественной  литературы в развитии речи детей»

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

«Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его взрослый. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.

Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

 

Анкета

на выявление отношений семьи к совместной культурно-досуговой деятельности

1.Что вы понимаете под словом «досуг»?____________________________________________

_______________________________________________________________________________

2. Как вы проводите совместный семейный досуг:

-совместное слушание радиопередач (обмен мнениями о прослушанных радиопередачах);

-совместный просмотр телепередач (обмен мнениями о просмотренных телепередачах);

-семейное чтение вслух (обмен мнениями о прочитанном);

-посещение театров, музеев (обмен мнениями о посещении);

-посещение концертов (обмен мнениями о посещении);

-посещение художественных выставок (обмен мнениями о посещении);

-другое.

3.Если у Вас общие семейные занятия и увлечения?___________________________________

_______________________________________________________________________________

4.Есть ли в Вашей семье традиции?_________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5.Кто является хранителем традиций в Вашей семье? Передаются ли они от поколения к поколению?_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6.В какие игры вы любите играть с детьми?__________________________________________

________________________________________________________________________________

Спасибо за плодотворное сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"

Методическое  пособие "Развитие познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателе...

«Значение развития моторики кистей и пальцев рук для формирования активной речи детей младшего дошкольного возраста»

Методический материал для воспитателей детских садов и родителей значению развития моторики кистей и пальцев рук для формирования активной речи детей младшего дошкольного возраста...

Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы и настольно –печатных игр.

Я работаю воспитателем во второй группе раннего возраста. Большой упор в своей работе делаю в сторону развития активной речи детей. И хочу немного расказать о важности художественной литературы для ра...

Методическое пособие "Развитие лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

Данная разработка была сделана на основе пособия О.И.Крупенчук "Научите меня говорить правильно", адаптирована для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Материал представлен ...

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методическая разработка "Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через приобщение к русскому народному фольклору"

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказыв...