«Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности и произведениями художественной литературы»
консультация (младшая группа)

Копейкина Надежда Ивановна

Консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  Хрущёвский детский сад «Ягодка»  Муниципального образования -Старожиловский муниципальный район Рязанской области

Консультация для воспитателей

на тему:

«Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности и произведениями художественной литературы»

                           Воспитатель: Копейкина Н.И.

                                                                            Дата: 23.12.2019 г.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех — пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие:

* Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

 *С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращатъся к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу ( «Был сапожник? — Был. — Шил сапожки? — Шил»)

*Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. (Миша идет по дорожке: «топ- топ- топ». Волк: «топ – топ – топ». Лисичка: «топ — топ — топ».)

*Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку взрослого) пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений.

Можно вовлечь детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».

          В группе раннего возраста начала свою работу с обыгрывания потешек. Любимые игрушки детей стали не раз приходить в гости и на занятия в качестве участника -играли с детьми, учили мыть ручки, правильно одеваться, кушать...

   Много времени я уделяла играм с пальчиками. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними старались запомнить стишки, радовались новым персонажам из «пальчикового» театра.

        Очень полюбились детям «Игрушки-говорушки». Дети сами пытаются придумывать и обыгрывать игровые ситуации с ними, с удовольствием меняются ролями в своей игровой ситуации.

        Дети с моей помощью обыгрывали небольшие сказки, стихи, таких писателей как Маршак, Барто. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры, отгадывали загадки о животных, где предлагала детям изобразить отгадку. Правда, были сначала трудности, ведь нужно было передать характер, движения персонажей. Сложно передавать малышам особенности своих героев.   Сначала дети стеснялись изображать героев загадок и стихов, а впоследствии разыгрались и втянулись в занятия.

      Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремлюсь к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

        Содержание моих занятий составляет  не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом является  практическое действие каждого ребёнка.

      При чтении или рассказывании чего-либо я пытаюсь выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пытаюсь навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляю детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность,  старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Стараюсь не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исхожу из реальных возможностей конкретных детей.

      Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

      Для снятия мышечного напряжения я использую следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».

      Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.

       Для обучения детей средствам речевой выразительности я использую  артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание  детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

      Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».

     С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость»                                                 Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!».

Чего он может бояться?

      Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

-Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

-Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

-От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

-Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

       При выполнении этих упражнений детьми я слежу за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

    Особенно нравятся  детям упражнения для развития выразительной мимики:

-Солёный чай.

-Ем лимон.

-Сердитый дедушка.

-Лампочка потухла, зажглась.

-Грязная бумажка.

-Тепло – холодно.

-Рассердились на драчуна.

-Обиделись.

-Мне грустно.

-Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

        А так же я предлагаю детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

     Развитию творческой активности детей способствуют  не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

    Свои занятия я строю по схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

    Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения я стараюсь так организовать  театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

      Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

     Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

      Воспроизводя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные их черты: щедрость, доброту, смелость, хитрость, жадность и т. д. Эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребёнка, способствует его нравственному и эстетическому воспитанию. У детей формируются личностные качества – выдержка,  дисциплинированность, целеустремленность; нравственные – смелость, честность, доброжелательность и т. д. Безусловно ребёнку с такими качествами легче найти друзей и адаптироваться в коллективе.

В младшей группе детского сада детей учат слушать сказки, рассказы, стихи, а так же следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Необходимо использовать прием объяснения незнакомых слов, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснить значение тех слов, без понимания которых становятся неясный основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: постановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка – лубяная - деревянная; горница - комната и др.); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения; во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др.

      Важно, чтобы дети правильно поняли смысл произведения, его содержание и форму. Еще К.Д. Ушинский считал необходимым предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не осложняя излишними толкованиями. С этой целью можно активизировать детей личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин.

           Выразительность чтения, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинирующими замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

         Для более точного восприятия произведения детям задаются вопросы, которые можно условно классифицировать так:

-позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше нравится и почему?»);

-направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему;

-обращающие внимание на языковые средства выразительности;

-направленные на воспроизведение содержания;

-подводящие к выводам.

Осуществляется рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

         Для того, чтобы вызвать интерес у детей к книгам,   можно предложить разные игры. "Прятки  с книжкой " –  детям показывают новую книгу и просят закрыть глаза. Прячут  книжку где-нибудь в групповой комнате. Дети с удовольствием отправятся на её поиски, а когда найдут,  наградой им будет чтение этой книги.

  "Герои к нам приходят " -  в активное общение включают персонажей из знакомых сказок. Например,  в гости к детям приходит Колобок и просит  детей выполнить аппликацию воздушного шарика или нарисовать его.

"Угадай, о чём книга" – предлагают  детям рассмотреть иллюстрации  в книге, которую  ещё не читали, и просят  угадать, о чём это произведение.   "Маленькие художники "после прочтения книги предлагают  детям стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся  и понравившийся эпизод произведения.

 "Закончи сказку "рассказывают детям начало и середину знакомой им сказки, например про  Колобка. Детям нужно самим придумать другое окончание сказки (например, лиса отругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой).

 "Из какой я сказки "перед детьми появляется игрушка, например лиса, и говорит: "Я выпала из какой -то книжки и теперь не знаю, откуда я. Вы не помните из какой я сказки?" Дети  называют сказки,  в которых живёт лиса.

 "Настольный  театр"- напоминают детям сюжет русской народной сказки "Теремок". Затем выставляют на стол несколько персонажей сказки  и предлагают  назвать недостающих  героев. В заключение показывают инсценировку сказки, используя кукольный театр. Через какое-то время дети сами озвучивают роли.

 Викторина "В мире книг"-  детям задают вопросы по знакомым литературным произведениям.

- Узнай, кто так говорил?

-Из какой сказки этот эпизод? И т. д.

Целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:

• Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• Игры- драматизации;

• Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

• Упражнения по формированию выразительности исполнения;

• Отдельные упражнения по этике;

• Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

В своей группе я использую следующие ступени работы:

• Игра имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик видел лису, испугался и прыгнул на дерево).

• Игра имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра импровизация под музыку («Веселый дождик»«Листочки летят по ветру и падают на дорожку»«Хоровод вокруг елки»).

• Бессловесная игpa импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая.»«Заинька, попляши.», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Игра импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель. Например: 3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей»«Васька»; Н. Павлова «На машине»«Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами».

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка»«Заюшкина избушка»«Три. медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»«Кот, петух и лиса»).

• Игра драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок»«Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Любимые детьми сказки «Теремок»«Колобок»«Три медведя»«Волк и 7 козлят» я показывала в разных вариантах театра: настольный – плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый. После неоднократного показа, бесед я предложила детям совместный показ сказок, на что они откликнулись с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

Особое место в играх-драматизациях я отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев, например, лисы: хитрая, красивая,

говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так каждый персонаж сказки я показывала и проговаривала. Такая предварительная работа позволила детям накопить свой опыт о характере, образе сказочных героев.

     В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать её 2 -3 раза, а можно повторить только самые яркие моменты. После рассказывания лучше предложить детям вспомнить наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторить их словами сказки (передавая силу голоса и тембр, сказка «Маша и медведь»). Повторяя эти строки, дети лучше усваивают содержание и учатся интонационно передавать слова её героев.

    Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх.

Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой. Перспективное планирование на год.

В  статье кратко описаны актуальность темы, задачи, методы работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомлени...

Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы и настольно –печатных игр.

Я работаю воспитателем во второй группе раннего возраста. Большой упор в своей работе делаю в сторону развития активной речи детей. И хочу немного расказать о важности художественной литературы для ра...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, и...