Ребёнок и речь.
консультация

Козина Ольга Викторовна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок и речь

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка.

Для нормального становления речевой деятельности необходимо, чтобы у ребёнка:

  • достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
  • правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции (язык, губы, челюсти и др.);
  • были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
  • была потребность в общении.

Этапы становления речи

Процесс развития речи можно изобразить линейно. Он состоит из следующих этапов: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. При чём, каждый этап имеет свои особенности и закономерности.

Крики – возникают самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых – с момента рождения до 2 месяцев.

Гуление – стихийно не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением ребёнка со взрослым – с 2 до 5-7 месяцев.

Лепет – стихийно также не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением малыша со взрослым – с 5-6 до 12-14 месяцев.

Слова – переход к пользованию словами осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета – с 11-12 месяцев.

Словосочетания – появляются после усвоения двусложных и трёхсложных слов – с 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.

Предложения – ребёнок начитает конструировать их в условиях наглядной ситуации с 2 лет; с 2 лет 6 мес. появляются вопросы где? куда?; с 3 лет – вопросы почему? когда?.

Связный рассказ – появляется с воспроизведения коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет; постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушке – с 4 лет; овладение элементами контекстной речи – с 5 лет.

Речь – это целостная, не распадающаяся на отдельные «составляющие» система. Однако, для того, чтобы оценить речь ребёнка, выделяют отдельные компоненты речевой деятельности:

  • понимание речи;
  • словарный запас;
  • грамматический строй речи;
  • звукопроизношение;
  • фонематическое восприятие;
  • связная речь.

Условный эталон

возрастной нормы развития речи детей 5 лет

Понимание речи

Дети осознают смысловое содержание обращённой к ним речи; возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; они способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; умеют аналитически относиться к речевой деятельности: слышать, замечать и исправлять ошибки и неточности в речи товарищей и своей; уже нет затруднений в понимании изменений слов, связанных с употреблением приставок, суффиксов и флексий (окончаний), в понимании оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Словарный запас

Объём активного словаря возрастает до 3000 слов. В речи детей появляются обобщающие существительные (посуда, одежда, мебель и т.д.), чаще используются прилагательные для обозначения признаков и качеств предметов, для отражения временных и пространственных отношений, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка и т.д.), шире используются наречия и личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, около и др.); дети свободно владеют функцией словообразования: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова различных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от существительных (дерево – деревянный, снег - снежный) и т.д. В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.

Грамматический строй речи

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, существительных с числительными; постигают в основных чертах типы склонений и спряжений; активно овладевают функцией словоизменения: имён существительных по числам, глаголов прошедшего времени по числам и родам, глаголов настоящего времени по числам и лицам; адекватно употребляют предлоги в речи.

Однако рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения грамматических ошибок, таких, как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных, неправильное согласование глаголов с существительными, нарушения в структуре предложений и т.д.

Звукопроизношение

У большинства детей к пяти годам заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчётливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

Фонематическое восприятие

У детей пятилетнего возраста достаточно хорошо развит фонематический слух; они дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким - глухим: коза – коса; твёрдым – мягким: поток – потёк); могут установить наличие заданного звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать слова на заданный звук; дети могут точно воспроизводить различные интонации, выдерживать паузы, различать повышение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление темпа речи.

Необходимо помнить, что более высокие формы анализа и синтеза слов самостоятельно, без специального обучения, не развиваются.

Связная речь

К пяти годам дети могут пересказать знакомую сказку, выразительно читать стихотворения, пересказывают только что прочитанные дважды короткие тексты, они способны рассказать о виденном и услышанном довольно подробно и последовательно, могут объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить сказку от рассказа; дети более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают своё мнение, убеждают товарищей.

Дети пользуются как простыми, так и распространёнными предложениями; употребляют в речи как сложносочинённые, так и сложноподчинённые предложения объемом до 10 слов.

Необходимо подчеркнуть, что речевое развитие каждого человека индивидуально и нельзя рассматривать условный эталон как жёсткую норму.

Итак, речь – это сложная многоуровневая система, включающая в себя множество компонентов: понимание речи, фонематический слух, словарный запас, грамматические навыки, связную речь, звукопроизношение. В силу объективных и субъективных причин, у ребёнка могут быть нарушены один, несколько или все компоненты речи.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся речевые нарушения.

Нарушения звукопроизношения.

До определённого возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством. Это так называемое «возрастное косноязычие». Но любые недостатки звукопроизношения после 5-6 лет уже нельзя считать нормой.

Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.

Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из следующих вариантов:

  1. Полное отсутствие звука (например, Р или Л) в речи ребёнка. В этом случае он говорит ЫБА вместо РЫБА и АМПА вместо ЛАМПА. Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязычием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).
  2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук Р может заменяться на Л, звук Ш – на С. В этом случае, как и при «возрастном косноязычии», ребёнок говорит ЛЫБА вместо РЫБА и СУБА вместо ШУБА, однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.
  3. Искажённое произношение звука, классическим примером чего является «картавое» Р. В этом случае звук не отсутствует в речи ребёнка и не заменяется другим – ребёнок произносит именно звук Р, но произносит его искажённо. Сюда же относится хлюпающее и межзубное произношение звуков.

Нарушаться может произношение всех без исключения речевых звуков, как гласных, так и согласных. Однако чаще всего ребенок не овладевает правильным произношением тех из них, которые более сложны по артикуляции, то есть требуют особенно дифференцированных движений речевых органов. К таким звукам относятся прежде всего Р, Л, а также шипящие Ш, Ж, Щ, Ч и свистящие С, З, Ц, неслучайно появляющиеся в речи детей позднее всех прочих. Другие звуки страдают значительно реже.

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

  • отсутствие правильного образца для подражания;
  • трудности различения некоторых звуков на слух (при отсутствии снижения слуха);
  • выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твёрдого нёба);
  • недостаточная подвижность губ и языка.

Рассмотрим каждую из причин в отдельности.

Первой причиной нарушений звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребёнка и недостаточное с их стороны внимание к его речи. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, картавое Р), то он и следует именно этому образцу за неимением другого. Что касается невнимательного, безразличного отношения со стороны взрослых к речи ребёнка, то это отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Другой из частых причин перехода «возрастного косноязычия» в более поздний возраст являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи  (т.е. в различении звуков на слух). Эти затруднения выражаются в том, что ребёнок не улавливает различия в звучании сходных звуков (С-З, С-Ц, Р-Л и др.). По этой причине слова типа МИСКА-МИШКА и ЛАК-РАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребёнком как совершенно одинаковые. Подобные нарушения называются фонематическими (одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова).

    Если ребёнок не улавливает никакого различия в звучании С и Ш, то есть если эти звуки кажутся ему одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной, по сравнению со звуком С, артикуляцией звука Ш, поскольку произношение СУБА вместо ШУБА кажется ему правильным и полностью его устраивает.

     Третьей причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка:

  • Неправильное строение челюстей и зубов. Сюда относится отсутствие, деформация или неправильное расположение зубов, а также слишком выступающая верхняя или нижняя челюсть и передний или боковой открытый прикус. При переднем открытом прикусе даже при сомкнутых челюстях между верхними и нижними резцами остается щель. В эту щель при артикуляции звуков как бы невольно просовывается кончик языка, что придает свистящим и шипящим звукам оттенок «шепелявости». Аналогичная картина бывает и при полном отсутствии передних зубов, в частности во время их смены у детей. При боковом открытом прикусе щель между зубами образуется сбоку. Утечка воздуха через боковые щели при артикулировании свистящих и шипящих звуков придаёт им неприятный для слуха хлюпающий оттенок.
  • Слишком большой или слишком маленький язык. Этот дефект встречается нечасто, но он также затрудняет нормальное артикулирование звуков. Ведь именно язык играет самую активную роль в процессе их образования.
  • Короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка языка). Язык при этом лишается необходимой подвижности, а главное – он не может подниматься вверх. От этого более всего страдает звук Р, при образовании которого кончик языка должен вибрировать у верхних альвеол (бугорков за верхними резцами). При очень короткой уздечке нарушается и произношение шипящих звуков, так как язык не может приподняться к переднему краю твёрдого нёба и приобрести форму «чашечки». Произношение же свистящих звуков, не требующих поднимания языка вверх, здесь обычно не нарушается.

При дефектах в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся искажённо, а не заменяются другими звуками. Эти дефекты ещё называют фонетическими.

В этих условиях родители с самого начала должны понимать, что овладение правильным произношением звуков у ребёнка будет протекать в усложнённых условиях и что ему может потребоваться врачебно-логопедическая помощь.

Четвёртой причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность речевых органов. Чаще всего речь здесь идёт о пониженном или повышенном тонусе мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краёв или спинки. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного артикулирования звуков. Например, при слабости мышц кончика языка он не удерживается за зубами, а просовывается между ними, что придаёт шипящим и свистящим звукам оттенок шепелявости.

При спастичности мышц боковых краёв языка, когда не удаётся широко распластать язык во рту, при артикулировании свистящих и шипящих звуков происходит боковая утечка воздуха. Это придаёт свистящим звукам хлюпающий оттенок, как и при боковом открытом прикусе. Шипящие звуки часто произносятся при этом с раздуванием щёк, «воздушно». При выявлении у ребёнка нарушений тонуса мышц языка или губ необходима консультация не только логопеда, но и невролога.

Как видим, дефекты звукопроизношения здесь также проявляются в искажённом звучании звуков, а не в их замене другими звуками.

Преодоление различных видов нарушений звукопроизношения

В тех случаях, когда один звук речи заменяется другим из-за неразличения ребёнком этих звуков на слух, специальная помощь должна заключаться в развитии у ребёнка способности к такому различению.

 При нарушениях звукопроизношения, связанных с дефектами в строении речевых органов ребёнка, прежде всего, нужно попытаться устранить эти дефекты.

Если дефект удаётся устранить своевременно и полностью, то в дальнейшем ребёнок будет овладевать правильным артикулированием звуков без отклонений от нормы.

Если же дефекты в произношении звуков вызваны недостаточной подвижностью у ребёнка губ и языка, то единственным средством преодоления этих дефектов является развитие подвижности названных органов. Например, правильным произношением звука Р ребёнок не овладеет до тех пор, пока у него не появится возможность поднимать кончик языка к верхним альвеолам (не говоря уже о том, что кончик этот должен обладать достаточной подвижностью, без которой невозможна его вибрация). Точно так же хлюпающий оттенок при произношении свистящих звуков не исчезнет до тех пор, пока в результате специальных упражнений ребёнок не научится удерживать язык во рту распластанным, прижатым к коренным зубам. Только так можно предотвратить утечку воздуха между коренными зубами и боковыми краями языка, придающую звукам этот хлюпающий оттенок.

Для устранения дефектов звукопроизношения, вызванных недостаточной подвижностью губ и языка, обычно требуется довольно продолжительное время и достаточное упорство в достижении цели. Очень важно не терять уверенности в успехе при отсутствии быстрых результатов. Эти результаты обязательно будут, но они могут быть достигнуты лишь в процессе систематических упражнений – родителям необходимо с самого начала хорошо понимать это.

Нарушение слоговой структуры слова

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Слоговой состав слова может нарушаться по-разному.

  1. Нарушение количества слогов:
  • сокращение (пропуск) слога – «моток» - молоток;
  • опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино:
  • увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната.
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  • перестановка слогов: «деворе» - дерево;
  • перестановка звуков соседних слогов: «гебетом» - бегемот.
  1. Искажение структуры отдельного слова:
  • сокращение стечений согласных: «тул» - стул;
  • вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон.
  1. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение): «били…били..билитекарь» - библиотекарь.
  2. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы.
  3. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы.
  4. Контаминации (смешение элементов слов) «в холодильнице» - в холодильнике и хлебнице.

Лексические недостатки

Лексика – это совокупность слов, обозначающих предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

У некоторых детей развитие словарного запаса протекает с отклонениями от нормы. Это может выражаться не только в более поздних сроках появления слов в речи ребёнка и в малом их количестве, но также в трудностях усвоения значений слов и в необычном искажении их звуко-слоговой структуры.

Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод, цветов, диких животных, птиц, частей тела и лица, инструментов, профессий и т.д. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщающего значения и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова употребляются неточно – в более широком или более узком понимании значений.

Такие отклонения в развитии словаря не исчезают сами по себе и часто сохраняются даже в школьном возрасте. Однако многие родители не замечают этих отклонений, в особенности, если они не резко выражены.

Отклонения в усвоении грамматического строя речи (аграмматизмы)

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Аграмматизмы, т.е. грамматические ошибки, появляются там, где нарушается это взаимодействие.

Самыми распространёнными грамматическими ошибками являются неправильное:

  • образование множественного числа существительных (дом – «домы», ухо – «ухи», лоб – «лобы»);
  • согласование прилагательных с существительными (красный туфли, зелёная яблоко..);
  • образование падежных окончаний единственного и множественного числа существительных (на качеляв, около цыплёнков);
  • согласование существительных с числительными (один яблоко, пять вёдров);
  • образование относительных прилагательных от существительных (глинная посуда, черниковый сок);
  • употребление существительных с предлогами (Кошка вылезла под кровати. Грибы растут лесу).

Нарушение связного высказывания

Под связной речью принято понимать такие развёрнутые (т.е. состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. Поэтому любые нарушения вышеназванных компонентов речевой деятельности негативно отражаются на формировании связной речи у ребёнка.

Нарушения связного высказывания проявляются в:

  • использовании в речи простых нераспространённых предложений, односложных ответов;
  • неумении составить рассказ и правильно передать последовательность событий;
  • неумении правильно устанавливать причинно-следственные связи и верно отражать логику событий.

Итак, мы рассмотрели основные речевые нарушения.

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР) означает, что у ребёнка имеются дефекты звукопроизношения, недостаточно развит фонематический слух, возможно, есть нарушение слоговой структуры.

При общем недоразвитии речи III уровня (ОНР III) у ребёнка в разной степени нарушены все компоненты языковой системы, т.е. имеют место и фонетико-фонематичекие, и лексико-грамматические несовершенства, страдает и связная речь.

Очень часто в последнее время ОНР и ФФНР бывают осложнены дизартрией. Термин «дизартрия» означает «расстройство членораздельной речи». О проявлениях дизартрии в виде недостаточной подвижности речевых органов (губ, языка и др.) было сказано выше. Преодоление нарушений звукопроизношения, вызванных дизартрией, представляет собой сложную задачу, требующую достаточно продолжительного времени и усилий многих специалистов (логопеда, невролога, физиотерапевта, массажиста), родителей и самого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок и речь ( общие сведения).

Общие сведения:что такое речь;что неоходимо для нормального становления речевой деятельности;что входит в понятие "овладение речевой деятельностью";чем овладевает ребёнок к сташму дошкольному возрасту...

Ребёнок и речь. Периодизация развития речи.

Родители должны хорошо представлять, что речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом их них элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. В консультации подробно...

Как обучить ребёнка связной речи

Как развить умение последовательно, точно и образно научить ребёнка излагать свои мысли или литературный текст в дошкольном возрасте....

Тема: «С ребёнком играем, речь развиваем».

Консультация учителя-логопеда для воспитателей и родителей детей, посещающих ГКП Тема: «С ребёнком играем, речь развиваем».    ...

Буклет "Как родители могут помочь ребёнку развивать речь"

Информация для родителей о развитии речи ребёнка по основным направлениям. Подборка игр и упражнений....

"Ребёнок и речь"

Из статьи родители узнают, что должно насторожить в речи детей....