"Су джок технология"
статья

Шлыкова Лариса Александровна

Для работы с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_su_-_dzhok.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  Су –  Джок технологии как кинезиологический метод

коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья

                         

                           Аннотация: данная статья посвящена работе с детьми ОВЗ  и применением             нетрадиционной технике  в работе с детьми.

                        Ключевые слова: су – джок,  арушение речи, методика работы.

          В поисках эффективных средств коррекции отклонений в развитии речи и высших психических функций детей с ОВЗ, возникает необходимость ориентироваться на новейшие технологии развития этих компонентов.

            Специалисты, пришли к выводу о необходимости комплексного сопровождения ребёнка на основе универсальных нейробиологических и социокультурных механизмов развития и причиной тому служит значительное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. С точки зрения нейропсихологического подхода данные трудности связаны с внутриутробной или возникшей в младенчестве дисфункцией определённых структур мозга, и  в первую очередь стволовых. Последствия этого для онтогенеза    заключаются в нарушениях и искажениях  подкорково – корковых и межполушарных взаимодействий.

      Смягчить или устранить эти последствия можно с помощью кинезиологических  ( телесно – ориентированных) упражнений, которые позволяют развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

        Занятия эффективны для детей с задержкой речевого развития ( ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР),  задержкой психического развития (ЗПР).

            Кинезиологические  упражнения позволяют: улучшить память, внимание, реч, лучше освоить пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

       В данной статье я хотела бы остановиться на применении Су – Джок технологий, как метод кинезиологического направления.   Су – Джок терапия была предложена российским практиком – профессором из Южной Кореи Пак Чже Ву в 1986 году.

               

     В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа.

Таким образом, Су -  Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строению человеческого тела. В теле человека можно выделить туловище и пять выступающих частей – голову с шеей и четыре конечности. Посмотрев на свою кисть, мы видим, что кисть тоже состоит из ладони и пяти выступающих частей – пальцев.

Большой палец, состоящий из двух фаланг, напоминает голову и шею. Каждая из четырёх конечностей тела состоит из трех частей. В руке выделяют плечо, предплечье и кисть; в ноге – бедро, голень и стопу. Каждый из четырёх пальцев кисти, со второго по пятый, состоит из трёх фаланг. Эти и другие признаки подобия подтверждают, что большой палец соотносится с головой, второй и пятый – с руками, а третий и четвёртый – с ногами. Среди всех частей тела стопа наиболее подобна кисти и находится на втором месте по степени подобия телу. Подобие является свидетельством глубоких внутренних связей, существующих между телом, кистью и стопой, и объясняет те большие возможности Су -  Джок терапии, которые испытали на себе уже тысячи людей.

     

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях можно и нужно использовать Су Джок терапию, которая активизирует развитие речи ребенка. Су Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.

Су- Джок терапия.

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус,
  • Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су Джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Этим может овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому Су- Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Особенно эффективно использовать данную методику в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Эффективность применения данных нетрадиционных методов во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями. Вот примеры некоторых игр.

                           Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су- Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су- Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су- Джок между ладоней).

                                     Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су -  Джок между ладонями).

                        Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су- Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су- Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су- Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су- Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су- Джок на указательный палец).

Используем массажные шарики в различных пальчиковых и речевых играх, все зависит от фантазии педагога. Так, незаметно для себя, дети в играх развивают тонкую моторику рук и другие психические процессы. Использование шариков су-джок неоценимо в логопедической работе.

                   1 форма работы:   Автоматизация и дифференциация звуков

В работе с детьми используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

Например,

1 упражнение - « Мячик мы ладонью  «стук», повторяем в слове или слоге звук »

2 упражнение- « Мячик мне назад верни, слоги или слово, фразу верно повтори »

А так же проговаривание различных стихотворений, насыщенных определенными звуками

Например автоматизация звука Ж, с помощью массажного мячика:

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Или автоматизация звука Ш с помощью массажных колец.

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение

на автоматизацию поставленного звука  Ш:

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа (мизинец)

 2 форма работы:     Развитие фонематического слуха и восприятия

Использование Су-Джок терапии в индивидуальной работе.

Детям дается задание:

- покажи соответствующий заданному звуку мячик, услышав слог или слово с ним (красный, синий и зелёный);

- спрячь мячик в ладошке, если звука там нет;

- возьми столько мячиков, сколько раз услышишь данный звук среди других слов с этим звуком;

- «Если звук услышат ушки – подними мяч над макушкой»;

-упражнение «Телеграфисты» (простукивание мячиком заданного ритмического рисунка.

               3 форма работы:  Звуковой и слоговой анализ слов

Выполняется игровое упражнение:  « Раз, раз, раз, слово выложим сейчас ». Детям дается инструкция  выложить звуковую схему слова при помощи разноцветных мячиков Су – Джок.

Также любимое всеми детьми упражнение: прокатывание мячика по написанной букве. « Буквы знаю и пишу, мячик верно прокачу » написание буквы и ее элементов прокатыванием мячика по ладошке или поверхности стола.

      4 форма работы: Совершенствование лексико-грамматических категорий

1 упражнение « Мячик кати – слово говори » 

Игры с перекатыванием  мячика друг другу:  «Один – много», «Назови ласково», «Чей?, Чья?, Чьи?», «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет?», «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот».

2 упражнение « Ловко с мячиком играем и предлоги называем »

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно:

красный мячик - в коробку , синий – на коробку , зеленый – около коробки , затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

5 форма работы:  Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти,внимания

1 упражнение:

« Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю »

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми мячик в правую руку и спрячь за спину и т.д.

2 упражнение:

« Глазки закрывай, на каком пальце колечко  – угадай »

Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает

колечко на любой его палец, а тот должен

назвать, на какой палец какой руки

надето кольцо.

6 форма работы:  Упражнения для развития общей и мелкой моторики

Одним из таких упражнений является пальчиковая гимнастика в стихах, с применением Су-Джок мячиков и колечек. Прокатывая мячик между ладонями, дети массируют мышцы руки, повторяют слова и выполняют действия с мячиком в соответствии с текстом.

Пришел ежик на ладошку

Погулял по ней немножко

Каждый пальчик обошел

На ладошку вновь пришел

В руку правую возьмем

В кулачок его зажмем

Разжимаем, два сжимаем

Мячик мы не отпускаем

Кулачок мы разожмем

И следы мы там найдем.

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец; сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

7 форма работы:  Выполнение действий под словесное сопровождение

СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик ( зажать мячик в ладошке ). 

Выглянул ёжик из своего домика ( раскрыть ладошки и показать мячик ) и увидел солнышко.

Улыбнулся ёжик солнышку ( улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером ) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ёжик по прямой дорожке ( прямыми движениями по ладошке раскатывать мячик ), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку ( ладошки соединить в форме круга ).

Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке ( зажимать мячик между ладошками ).

Стал цветочки нюхать ( прикасаться колючками мячика к кончику пальца и делать глубокий вдох ).

Вдруг набежали тучки ( зажать мячик в одном кулачке, в другом и нахмуриться ) и закапал дождик: кап-кап-кап ( кончиком пальцев стучать по колючкам мячика ).

Спрятался ёжик под большой грибок ( ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать мячик под ним ) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы:

подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб ( прокатить мячик по каждому пальчику ). 

Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик?

Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки ( каждый кончик пальчика потыкать шипиком мячика ) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке ( прямыми движениями по ладошке раскатывать мячик ), а потом по извилистой дорожке ( круговые движения мячиком ). 

Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! ( зажать мячик в ладошке ).

Выводы

Систематическая работа по речевому развитию с использованием Су–Джок терапии не только мотивирует детей на занятие, но и позволяет повысить их речевую активность - это проявилось в  разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же появился интерес к дидактическим играм лексико–грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением. По данным анкетирования родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.

 

Литература:

[1] Алтухова Т.А.  Нейропсихологические  основы предупреждения и коррекции нарушения письменной речи: учеб. – метод. Пособие. – Белгород: Изд-во Бел Гу, 2008

[2] Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПБ.: Издательский дом  «Литера», 2007.

[3] Пак Чже Ву. Вопросы терапии и практики Су – Джок терапии: Серии книг по  Су – Джок терапии.  Су – Джок Академия,2009.

[4] Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

су-джок технология

сообщение о технологии "Су-джок"...

Презентация по теме «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста на основе использования Су-джок технологии»

Презентация к мастер-классу  "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста на основе использования Су джок технологии"....

"Использование Су-джок технологии с детьми дошкольного возраста"

      Су-Джок терапию можно и нужно использовать  наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знани...

Программа саморазвития на 2020 - 2021 учебный год Тема: «Здоровый образ жизни детей 5 – 6 лет посредствам Су – Джок технологии».

Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимость серьёзно заниматься, формированием культуры здоровья дошкольников обусловлена рядом объективных причин: фундамент здоровья человека закл...

Су-Джок технологии.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Су –Джок терапия является одним из эффективных п...

Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок (здоровьесберегающие технологии: Су-Джок терапия)

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья....

«Су-Джок» технология как эффективное средство развития познавательных процессов и мелкой моторики»

laquo;Су-Джок» технология как эффективное средство развития познавательных процессов и мелкой моторики»Развитие познавательных процессов у детей зависит от состояния мелкой моторики....