Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"
консультация (подготовительная группа)

Сизова Мария Михайловна

Материал полезен для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_detey_k_shkole.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевая готовность детей к школе»

Ваш ребенок скоро пойдет в школу, и вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Как же помочь этому? Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. Существует целый ряд критериев  оценки готовности ребенка к школе. Это общее состояние его здоровья, достаточный уровень мотивации и произвольности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам, хорошее состояние общей и мелкой моторики, соответствующий возрасту уровень сформированности пространственных и латеральных представлений, достаточная познавательная активность. Сегодня мы поговорим о «речевой готовности» вашего ребенка к школе.

Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

     Это краткое описание того, чем должен владеть ваш ребенок в области речевого развития  при поступлении в школу, чтобы беспрепятственно начать обучение грамоте.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

1.Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

    Остро встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

2.Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка – звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, гласные и согласные звуки.

  • Повтори за мной слоговые ряды и слова

та-да-та;                    да-та-та

ка-га-га                       га-га-ка

па-ба-па                     ба-ба-па

Ребенок должен на слух определять тонкие различия в звучании звуков

(бочка — почка, лук-люк, сова-софа). Хорошо развитый речевой слух ребёнка является необходимым условием при обучении грамоте. 

Послушайте чистоговорку:

Рыжий Ромка очень рад, у него родился брат. Произнесем все вместе.

  • Какой звук часто встречается?
  • Как произносим звук, свободно или встречается преграда?
  • Значит, какой он? (гл., согл.)
  • Как произносим звук, твердо или мягко?

Игра «Будь внимательным»

      Взрослый  последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен поднять руку (или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с буквой Ш) только в том случае,  если в каком-либо из этих слов он услышит звук  Ш.  При  этом слова должны быть подобраны так, чтобы смешиваемый с этим  звуком  звук  С  в них вообще не встречался, равно как и другие свистящие и шипящие звуки.  Вот  примерный  ряд таких слов: кошка, каша, лампа, трактор, шарф, мука, ромашка, рак и т.д.   (Аналогично эту игру можно провести и с другими звуками).

Игра «Назови слова»

 Детям предлагаются слова с заданным звуком, который находится в начале слова. Когда дети назовут 15-20 слов, им предлагается назвать слова с другим звуком.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова;

Например: А – Аня, аист, астра; О – осы, Оля, окна; И – Ира, ива, ил; У – улица, уши, Уля;

  • слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове (С – сад, фокус, лиса; К – кошка, окно, мак) и т.д.
  • Определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)

- Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?

- Какой звук ты слышишь после звука с? и т.д

Фонематический синтез: Составь слова из звуков

[с],[а],[д];   [д],[о],[м];     [р],[у],[к],[а];  [п],[о],[ч],[к],[а]

Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у  лисёнка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая (лента), голубой (шарф); образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)»

5. Сформированность грамматического строя речи: 

-умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением;

- правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами;

-работать с деформированным предложением (Дети, горку, из, сделали, снега), самостоятельно находить ошибки и устранять их (Собака вышла в будку);

-составлять предложения по опорным словам и картинкам.

-Владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание.

-Составлять самостоятельно рассказ-описание.      

 Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Вашему ребенку всего 6 лет, но как много они дают для будущей жизни. Помните это, и не теряйте драгоценного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Готовность ребнка к обучению в школе рассмтривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками дл...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Консультация дляродителей будущих первоклассников.«Готовность ребёнка к школе» Школьные программы сильно изменились. Учиться становится труднее. Умение читать, писать и считать ...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

как помочь ребенку подготовиться к школе...

консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей в подготовительной группе, раскрывающая особенности подготовки ребенка к будущей школьной жизни....

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Консультация содержит полезную информацию для родителей при подготовке детей к школьному обучению....

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

В консультация подборка тестов, помогающих родителям определить готовность ребенка к школе....